Закон "Об обороте земель сельхозназначения" — знаменитый и долгожданный закон о земле — вступает в силу на этой неделе. В недавнем интервью депутат Думы Виктор Семенов сетует: "Прошло полгода, а правительство так и не удосужилось разяснить применение закона. При нашей коррупции это чревато социальным бунтом.
Что помешает умельцам заняться спекуляцией — земли сельхозназначения переводить в промышленные и получать за них в десятки раз больше? " Депутат, бывший министр сельского хозяйства, а ныне колхозный капиталист Семенов сумел в одной фразе уместить много правды о современной российской политэкономике и внести заметный вклад в застарелую дискуссию о росте и возможности экономического рывка.
Депутат обеспокоен тем, что без правительственных бумажек и предписаний отдельные участки русской земли могут стоить в десятки раз больше, нежели теперь. А ведь, казалось бы, чего иного может желать своей стране капиталист и патриот, как не десятикратного роста стоимости ее основных ресурсов. Бывший министр убежден, что накладываемых законом ограничений на распоряжение частной собственностью недостаточно и они должны быть подкреплены подзаконными правительственными актами. Наконец, агрокапиталист не просто напуган перспективой повышения стоимости земли, но и именует ее страшным словом "спекуляция". То есть термином социалистической юриспруденции, обозначавшим преступную продажу по рыночной цене дефицитного товара.
Это раскрывает многое в сути принятого Думой исторического закона. В результате его применения в стране должен возникнуть избыточный рынок сельхозземель и дефицитный рынок промышленных. Задача правительства максимально способствовать этому продуманными грозными постановлениями. Земля Родины будет поделена по признаку "профилирования". И принцип этот вступит в жестокое противоречие с принципом экономической целесообразности. Вот вроде ясно, что тут завод должен стоять, а не шесть пьяных мужичков бродить. Ан нет, профилирование такое — "только для мужичков".
Семенов вполне искушен в устройстве российского бюрократического рынка. Он знает, что закон будет противоречить экономической целесообразности и конфликт будет решен в пользу последней с помощью коррупции. То есть часть премии, получаемой в результате рационального перепрофилирования земли, достанется чиновникам. Прежде всего местным, а потому бывший министр и предлагает посредством новых актов срочно включить в процесс и федеральное чиновничество, дабы процесс был более дорогим и эксклюзивным. (Это к вопросу о том, почему в социальном государстве как грибы растут локальные монополии и олигархаты. ) Но дело не в коррупции. Дело в принципе. Расставаясь с собственностью, государство стремится максимально обременить ее предписаниями, ограничениями и обязательствами. Оно устанавливает не правила поведения собственника на рынке, но именно условия владения. Расставаясь с собственностью, государство оставляет за собой право регулярно "метить" территорию. На этом месте, собственно, и следует кончить споры о росте и экономическом рывке, равно как и праздные рассуждения на тему, где инвестиции и почему собственность не капитализируется? Просто потому, что пахнет. Пахнет государством. И стоит соответственно. Читайте политэкономику от Семенова.