Несмотря на значительный ущерб, нанесенный ливневыми дождями сельхозугодиям юга России, голод нам не угрожает. И все же результаты наводнения скажутся на нашей экономике.
Вот уже несколько лет Россия занимается экспортом пшеницы. И интерес к ней за границей довольно высок. О доверии Запада к российскому пшеничному рынку говорит и тот факт, что комиссия по сельскому хозяйству ЕС рассматривает возможность субсидирования экспорта российской пшеницы в июле и августе этого года.
Однако наводнение на юге страны может изменить ситуацию. По мнению директора Института конюнктуры аграрного рынка Дмитрия Релько, "в последние годы мы экспортировали за границу по 5,6 млн тонн пшеницы. Но картина в этом году может измениться. Причиной этого может стать наводнение на юге страны. Огромная часть пшеничных полей оказалась под водой". С его мнением согласны и другие специалисты, правда, в своих оценках они более категоричны. По их мнению, в связи с паводком ЕС попытается приостановить субсидирование экспорта пшеницы до тех пор, пока не выяснят показатели качества новой пшеницы, что крайне невыгодно для России.
Вместе с тем до сих пор нет точных данных об ущербе нанесенном наводнением в регионах. Вчера в Ставрополе состоялось заседание правительственной комиссии во главе с Сергеем Шойгу. На встречу были приглашены руководители тех северокавказских республик, краев и областей, которые пострадали от нынешнего паводка. Как стало известно корреспонденту "Времени МН" из достоверных источников, точная сумма ущерба еще официально не названа, а представители регионов путаются в представленных ими же цифрах, ссылаясь на невозможность подсчета нанесенного стихией урона.
Краснодарский край. Как сообщили корреспонденту "Времени МН" в краевой администрации, точных данных о нанесенном ущербе пшеничным полям пока нет, "поскольку большая часть их находится под водой. Вода сошла только в двух районах и мы сейчас заняты определением ущерба".
Адыгея. В результате паводка уничтожено более 10 тыс. га. Ущерб от потери сельхозугодий составляет более 20 млн рублей. Это больше половины всего урожая. Возможно, в этом году республике придется закупать пшеницу в других регионах. "В прошлом году мы смогли увеличить урожайность пшеницы почти в 2 раза, а в этом году мы рассчитывали на еще больший урожай", сокрушалась представитель Министерства сельского хозяйства Адыгеи.
Карачаево-Черкесия. Как сказали в МЧС республики, "до сих пор не определена точная сумма всего ущерба, но, по предварительным данным, она составляет 60 млн рублей. Впрочем, в результате наводнения всему сельскохозяйственному комплексу республики нанесен значительный урон.
Ставропольский край. "Как можно определить за такое короткое время ущерб, нанесенный стихией нашему сельскому хозяйству? говорит сотрудник департамента сельского хозяйства Ставропольского края Виктор Корецкий. Ведь под водой находятся поля еще 6 районов. Когда сойдет вода, мы должны определиться, сколько у нас поврежденных участков, а сколько вообще уничтожено. В двух районах, где сошла вода, мы уже приступили к обследованию участков. В течение всей недели мы назовем точную цифру.
Мнение эксперта.
В Ставрополье еще не до конца представляют масштабы убытков. Однако даже если предположить, что в двух наиболее пострадавших районах края смыло весь урожай до единого зернышка, то и тогда никаких катастрофических последствий быть не должно. В большинстве хозяйств пшеница полегла, это также снизит сборы, но опять же не намного. Если давать количественные оценки, то в средний год в стране собирали 75-76 млн тонн пшеницы. В этом году может быть чуть меньше. Что касается экспорта зерна, то наша страна как вывозила его в прошлом году, так будет вывозить и в этом (на рынке хлебов год начинается в июне. Прим. ред.). Разве что чуть в меньших обемах. Ситуация, конечно, требует анализа на местах, но пока, повторюсь, ощущения катастрофы нет.
Юрий Войчишин, генеральный директор ОАО "Зерновые системы",
трейдинговой компании агропромышленного комплекса "Русагрокапитал