На прошлой неделе в Барнауле прошло расширенное заседание выездной коллегии Министерства сельского хозяйства страны. Обсуждался один из важнейших вопросов нашего времени — состояние и меры по увеличению производства зерна и стабилизации зернового рынка в Российской Федерации.
В совещании приняли участие представители Совета Федерации, аппарата правительства, федеральных органов исполнительной власти, Минсельхоза, Россельхозакадемии, депутаты Государственной думы, главы администраций соседних территорий.
То, что именно в Алтайском крае решено было собрать коллегию — совсем не случайно. Темпы прироста обемов производства зерна в Сибири в последние три года были значительно больше, чем в других регионах страны. Наш прошлогодний урожай хлеба был больше всех. Мука из алтайской пшеницы традиционно при выпечке хлеба используется как улучшитель. В нынешнем году яровые зерновые размещены на площади более 3,6 миллиона гектаров.
— У нас на элеваторах хранится еще остаток урожая прошлого года — более 700 тысяч тонн. Попытка реализовать часть зерна осенью в Москве на торгах оказалась безуспешной, — сказал на открытии коллегии глава администрации края Александр Суриков. — Государство должно скупать излишки хлеба у крестьян, для того чтобы регулировать уровень цен, помогать селу встать с колен. На Алтай едут за зерном многие фирмы, но никто не дает достойную цену за него. Отгружать муку на Север, Дальний Восток сами хозяйства практически сегодня не могут — железнодорожный тариф им не под силу. Сельские товаропроизводители всей страны нуждаются в понижающем тарифе при перевозках зерна, прочих продуктов питания по железной дороге.
По оценке специалистов, урожай на Алтае, в большинстве регионов Сибири в этом году зреет неплохой, но уже сейчас понятно, что себестоимость зерна из-за подорожавших ГСМ, электроэнергии будет значительно больше, чем в прошлом году.
С основным докладом на коллегии выступал Владимир Алгинин, заместитель министра. Несколько тезисов из его выступления. В России в нынешнем году наконец-то остановлено сокращение посевных площадей под зерновыми культурами. По итогам прошлого года доля продовольственного зерна составила почти 70 процентов. Основная масса предыдущего урожая — сильные и ценные сорта пшеницы. По-прежнему ощущается повсеместно дефицит твердых сортов пшеницы. Тракторо-комбайновый парк страны лишь наполовину отвечает нормативной потребности. Лизинг техники, федеральный и местный, в нынешнем году стал основным источником пополнения машинных дворов сельских товаропроизводителей. В этом году впервые за последние десять лет запускается среднесрочный — на три года — кредит. Дороговизна горюче-смазочных материалов подталкивает руководителей и специалистов хозяйств смелее внедрять энергосберегающие технологии при производстве зерна, прочих культур. За ряд последних лет селекционеры страны в государственную книгу регистрации вписали около 2 00 новых сельхозкультур. Правительство активно поддерживает ученых-аграрников, занимающихся выведением перспективных культур, высокопродуктивных животных. Разрабатывается федеральная целевая программа "Зерно". Минсельхоз вот уже два года бьется над созданием рыночной инфраструктуры к этому документу, но не все получается так, как хотелось бы.
Тему развития зернового рынка продолжил Аркадий Злочевский, руководитель департамента продовольственных рынков Минсельхоза. Он считает, что в последние три года Россия наращивает производство зерна благодаря созданным экономическим предпосылкам, политике правительства и хорошим погодным условиям в зерносеющих регионах. "Отрасль стала инвестиционно привлекательной. Но структура производства до сих пор не соответствует требованиям рынка. Повсеместно ощущается дефицит твердых сортов пшеницы. К сожалению, рынок, а не производитель, диктует, определяет цену на зерно, муку, прочее сельхозсырье, продукты питания. Сибирь обладает мощным потенциалом по производству зерна, имеет все шансы добрую часть продукции вывозить за рубеж. Необходимо решить вопрос с понижением железнодорожного тарифа. Горизонтальное и вертикальное обединение производителей зерна и его переработчиков гарантирует оперативный результат, взаимовыгодный эффект.
Говорилось на коллегии и о том, что МЧС, МВД, другие силовые структуры тратят уйму бюджетных средств на закуп импортного продовольствия. Ставился вопрос необходимости оперативной смены ГОСТов определения качества зерна, приведения их в соответствие с международными стандартами. У нас сейчас пять классов зерна, в США — более 30.
От имени Алтая на коллегии выступал начальник Главного управления сельского хозяйства края Александр Куфаев. Он согласился с общим мнением, что рассматриваемый вопрос имеет важнейшее значение как для Алтая, так и для всей России.
— Производство зерна — основа экономики наших хозяйств. В структуре поступления средств от реализации основных видов сельхозпродукции зерновые культуры занимали в 2000 году — 59, в прошлом — 54 процента, или соответственно 3,5 и 4 миллиарда рублей. Это продукция в чистом виде, — рассказал Александр Алексеевич. — А если учесть корма и переработку зерна, доля значительно вырастет. В связи с этим вопросы повышения эффективности зернового производства находятся в центре внимания администрации края, руководителей и специалистов хозяйств всех форм собственности, ученых края. Алтай — крупнейший производитель зерна в Сибири — наша доля почти 40 процентов. По обемам производства зерна край входит в пятерку субектов Федерации.
3,6 миллиона гектаров, занятых в нынешнем году в Алтайском крае зерновыми, — это самая большая площадь в стране. В 1990-1998 годах среднегодовое производство зерна на душу населения в крае составляло 1753 килограмма, что в 2,5 раза больше, чем в среднем по России. Но в лучшем случае на Алтае хозяйствам удается сменять пять килограммов зерна на литр бензина. Это грабеж средь белого дня. Государство, правительство должны восстановить справедливость. На коллегии приводился такой пример. В прошлом году ОАО "Кипринское" Шелаболихинского района сеяло зерновые только с удобрениями. Результат: урожайность составила 34,2 центнера на круг, а содержание клейковины — 25-30 процентов. Затраты на приобретение и внесение "минералки" оправдались многократно. Вывод: сегодня субсидии на приобретение минеральных удобрений за счет средств федерального бюджета составляют около 20 процентов от их стоимости, но земледельцы Алтая считают, что государство должно им компенсировать до половины стоимости приобретенных минеральных удобрений.
— Российское сельское хозяйство регулировать рыночными инструментами нельзя, — считает Виктор Толоконский, глава администрации Новосибирской области. — Ликвидировать убыточное производство легко, просто, а чем потом людей занять? Соотношение цены ГСМ к зерну (1:5) угробит сельское хозяйство окончательно. Без господдержки деревня не выживет. Государство должно осенью скупать часть зерна у крестьян и не через тендер, а по квотам для территорий. Область вложила излишки зерна прошлогоднего урожая в животноводство. Теперь надвигается проблема со сбытом молока и мяса. Необходимо ограничить завоз в страну животноводческой продукции.
Виктор Александрович коснулся и кадровой проблемы села, типичной сегодня для всей страны. Решить ее можно только экономическими методами — поднять уровень заработной платы специалистов, обеспечить их жильем и прочими социальными гарантиями.
Очень эмоционально выступил на коллегии руководитель аграрной депутатской группы Госдумы Николай Харитонов. Хлеб и политика, считает Николай Михайлович, неразделимы. Парадокс: импорт выгоден, а нашим хозяйствам за рубеж поставлять свою продукцию накладно. Маловато политических силенок у Минсельхоза при лоббировании определенных целей.
— В России многие политические партии уже зашевелились накануне предстоящих выборов, — резюмировал Николай Харитонов. — Слова "хлеб", "деревня", "крестьянин" их лидеры уже научились произносить без заикания. В страну ежегодно завозится на восемь миллиардов долларов сельхозпродукции. Эти бы деньги да на возрождение села. Вот с чего надо начинать решение проблем отечественного АПК. Вместо этого в бюджете на следующий год предполагается сокращение дотаций для селян. Мы все перепробовали, пытаясь защитить отечественного товаропроизводителя, — всероссийские акции протеста, митинги, забастовки. Результат прежний. Давайте попробуем теперь защитить деревню, ее производство с помощью новых законов.
Подводя итоги расширенного заседания коллегии, заместитель председателя правительства, министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев высоко оценил содержание состоявшегося разговора. Намечены пути решения проблем.