- Крестьянские ведомости - https://kvedomosti.ru -

Уступкам в торговле есть предел. Правительство РФ 25 июля планирует утвердить позицию России на заключительном этапе переговоров с ВТО.

Прежде всего это "порог" уступок по импортным пошлинам на сельхозпродукцию, которые ВТО требует минимизировать, а по некоторым товарам вообще упразднить. Сегодня это один из основных камней преткновения в диалоге с ВТО. Но есть и другая, похоже, более сложная проблема: подтягивание внутрироссийских цен на энергоносители, в первую очередь на природный газ, до среднемировых. На этом условии настаивают практически все страны — члены G-8, и прежде всего Евросоюз. По сути выполнение именно таких условий — проходной билет для России в ВТО как страны с рыночной экономикой.

Несколько месяцев назад некоторые правительственные чиновники Испании, выступая от имени своей страны — председателя ЕС, подчеркивали, что от выравнивания внутрироссийских и среднемировых энергорасценок далеко не в последнюю очередь зависят сроки и статус вступления России в ВТО. После ответных заявлений представителей Правительства РФ о труднопредсказуемых последствиях быстрого "рывка" этих цен в России и, мягко говоря, несовпадении этого требования с основными документами ВТО, Евросоюз вроде бы "отвел" столь жесткое условие на второй план.

С июля в ЕС председательствует Дания и, по имеющейся информации, она наряду с другими скандинавскими странами — членами Евросоюза не ставит вступление России в ВТО в зависимость от уровня внутренних цен на энергоносители. Но большинство "переговорщиков" со стороны всемирного торгового клуба в последнее время едва ли не настаивают на этом условии. По мнению замминистра экономического развития и торговли РФ Максима Медведкова, "выполнение требования о выравнивании энергоцен может привести, в частности, к тому, что российские энергоресурсы будет затруднительно сбывать в стране и из-за этого придется быстро наращивать их экспорт, очевидно, по заниженным расценкам. Не только экономические, но и социальные последствия такой тенденции нетрудно просчитать. Однако так называемое "выравнивание" энергоцен противоречит практике консультаций по вступлению в ВТО многих стран, да и основополагающим документам этой организации — хотя бы по перечню условий приема туда рыночных и "нерыночных" государств.

Между тем Европейская энергетическая хартия и примыкающие к ней документы, подписанные и Россией, предусматривают, в частности, "продолжение реформ в сфере ценообразования на энергоносители". Но РФ пока не ратифицировала эти документы, в том числе по "ценовым" причинам. А ведь троекратное повышение внутрироссийских отпускных цен на природный газ может "вытолкнуть" до 20-25 процентов этого продукта, сбываемого в РФ, на внешний рынок, что, во-первых, способно понизить среднемировые расценки на газ на 12-15 процентов (напомним, что если среднемировая экспортная цена на наш газ ныне достигает 115 долларов за тысячу кубометров, то внутрироссийская — лишь 14,5 доллара!..)

А, во-вторых, Россию обвинят в преднамеренном демпинге другие газоэкспортеры, что, в свою очередь, не позволит создать "газовую ОПЕК". Не исключено, что предотвращение межгосударственного газоэкспортного альянса — одна из сверхзадач, заложенная в требование поднять внутрироссийские энергоцены до среднемировых?

Не менее трудноразрешимым остается вопрос сельхозимпортных пошлин: ВТО и ЕС, по информации Минэкономразвития РФ, требуют от России снижения этих ввозных налогов к 2004-2007 годам минимум в два с половиной раза по сравнению с нынешним их уровнем.

Совпадение по времени требований по энергоценам и сельхозимпортным пошлинам вряд ли можно считать случайным, и прежде всего потому, что значение российского рынка сбыта, как и российского энергосырья, для "западной" экономики трудно переоценить. Согласно таким комментариям России легче пойти на быстрое снижение ввозных сельхозпошлин, чем согласиться на резкое удорожание энергоносителей на внутреннем рынке, но для этого ей нужны конкретные гарантии.