За последние два года в России заметно вырос экспорт зерна эксперты даже говорят о том, что это поможет нам преодолеть зависимость от мировых цен на нефть. В повестке дня сражение за бразильский рынок.
Российские зерновые трейдеры заговорили об этом сразу же, как только Зерновой союз России распространил информацию о приезде в Москву директора бразильской компании Patrade Дениса Паризо. Он намерен представлять интересы еще четырех бразильских компаний по закупке российского зерна.
Никогда ранее Бразилия не обращалась к России с подобным предложением, поскольку бразильцы покупали практически 90% необходимого зерна в Аргентине. Сейчас поставки из Аргентины прекратились, по версии специалистов, в связи с прогремевшим там дефолтом. Так что Бразилии ничего не остается, как искать нового партнера. Аналитики видят в этой роли США. Но в Америке экспортная цена на зерно в этом году повысилась из-за неурожая (тонна зерна стоит около 130 долл.). Россия же может предложить бразильцам более выгодные условия. По данным Зернового союза, в 2001 г. экспортная цена на отечественное зерно составляла 80 долл. за тонну. В этом году расценки, вероятно, останутся на том же уровне.
Однако специалисты полагают, что финансовые проблемы Аргентины могут решиться скорее, чем Россия отправит зерно в страну, где "много диких обезьян", и тогда Бразилия возобновит поставки из Аргентины. К тому же в самой Бразилии с экономикой не все благополучно. Не от этого ли Аргентина вдруг остыла к своему недавнему торговому партнеру, что боится потерять и зерно, и деньги? Кстати, другие страны, которые тоже во многом зависят от хлебных поставок Аргентины Ирак, Иран и Китай, не спешат обращаться за помощью к другим странам. Не остаться бы нам в таком случае с носом, беспокоятся эксперты.
По мнению вице-президента Зернового союза Александра Ивлева, Бразилия может закупить у России от 500 тыс. до 1 млн тонн зерна (в целом бразильские потребности оцениваются в 10 млн тонн, а собственное производство не превышает 3,3 млн тонн). И, скорее всего, полагает Ивлев, на продажу в Бразилию в большем обеме пойдет зерно четвертого класса, то есть фуражное, используемое в животноводстве. Впрочем, оговаривается он, наша страна готова экспортировать намного больше.
По прогнозам Минсельхоза, в этом году Россия соберет 80 млн тыс. тонн зерна при внутренней потребности около 72 млн тыс. тонн. Избыток зерна составит не менее 8 млн тыс. тонн плюс "переходящие" запасы. Так что экспорт это своего рода спасение для отечественных сельхозпроизводителей.
Кстати, по данным аналитического центра "Агропродовольственная экономика" Института экономики переходного периода, за последние два года в России заметно вырос экспорта зерна. В 2001 г. наша страна вывезла более 5 млн тонн, то есть больше, чем за 1999 г. и 2000 г., вместе взятые. А за первые четыре месяца 2002 г. экспорт пшеницы достиг 1, 6 млн тонн и оказался выше рекордного обема вывоза в 1998 г. (1,5 млн тонн). Традиционными импортерами являются страны СНГ, Ближнего Востока (Иран, Саудовская Аравия), Северной Африки, а также ряд европейских государств. Число стран, где с удовольствием купили бы наше недорогое и качественное зерно, могло бы быть больше, однако возможности нашего экспорта ограниченны. По мнению экспертов "Агропродовольственной экономики", наши стандарты качества не соответствуют международным нормам, в России не унифицированы внутренние и международные транспортные тарифы, не развита экспортная инфраструктура. Одним из подтверждений этого стал опыт 2001 г., когда из-за недостаточных мощностей портовых элеваторов, отсутствия вагонов и чрезмерной загруженности портов российские компании вывезли меньше, чем могли бы.
Не исключено, что аналогичная история может повториться и в этом году. Алексей Кобцев, гендиректор агропромышленного холдинга "Русагрокапил", с которым бразильцы предполагают заключить сделку, прокомментировал ситуацию так: "У России есть все шансы, чтобы стать основным поставщиком зерновых в Бразилию. Но проблемы есть и будут с портами и с возвратом экспортного НДС. Государство должно возместить НДС, но оно же делает все возможное, чтобы этого не делать. Если подсчитать все транспортные издержки, то на тонне зерна можно при самом лучшем раскладе заработать не больше 5-10 долл. Поэтому, если исходить из прибыли, экспортом заниматься не очень интересно. Это скорее носит политический характер".
Впрочем, заглядывая в перспективу, эксперты аналитического центра полагают, что расширение агропродовольственного экспорта поможет РФ преодолеть зависимость от мировых цен на нефть и газ, а также позволит поддерживать внутренние цены.
Контакты гигантов.
Интерес, проявленный бразильскими импортерами к закупке российской пшеницы, позитивно симптоматичен. Он свидетельствует, во-первых, о том, что сельское хозяйство в нашей стране начинает "подниматься с колен", создавая экспортные резервы. Во-вторых, о стратегическом значении для России альтернативных рынков, в данном случае Бразилии. В-третьих, поставки российского зерна внесут весомый вклад в расширение взаимного товарооборота, который уже в прошлом году превысил 1,5 млрд долл. Наконец, и Россия, и Бразилия относятся к категории стран-гигантов, от которых многое зависит в ситуации на мировом рынке.
Владимир Давыдов директор института Латинской Америки РАН,
д.э.н, профессор