Правительство, не успев порадоваться большому урожаю, вновь затужило. Как продать выращенный хлеб?
Мало кто был уверен, исходя из непредсказуемости погоды, что зерновые сборы в текущем году не сократятся по сравнению с прошлым годом. Например, в 2001 г. Россия собрала 85 млн тонн зерна. А в 2002 г., по прогнозам Минсельхоза, планируется собрать более 80 млн тонн. И, судя по последним сводкам с полей, сельхозпроизводители не отстают от графика. Вот только удастся ли им найти покупателя большой вопрос.
Эксперты посчитали, что у России с учетом потребления зерна в 72 млн тонн в этом году останется излишек 10 12 млн тонн. Это не считая прошлогодних остатков зерна в размере 10 млн тонн. Таким образом, 20 млн тонн зерна это тот минимум, от которого надо как-то избавляться. В Зерновом союзе России пояснили "Времени МН", что около 6 млн тонн пойдет на экспорт, столько же останется на хранение для текущих нужд. Что до остального зерна, то его, полагают специалисты, тоже необходимо попытаться экспортировать. Поскольку иные варианты сбыта (например, закупки для госнужд) требуют времени и денег. В противном случае, чтобы избавиться от остатков, по словам вице-президента Зернового союза Александра Ивлева, сельхозпроизводители вынуждены будут сокращать посевные площади, чтобы "недобор" следующего года компенсировал "перебор" года нынешнего.
Однако экспортировать отечественное зерно не так просто. Оказалось, что основная проблема заключается не столько в количестве потенциальных покупателей зерна, они-то как раз имеются, сколько во внутрироссийских барьерах. Во-первых, грузы с зерном можно отправлять только через торговые терминалы, расположенные на Черном и Балтийском морях, мощность которых не превышает 5,5 млн тонн. Во-вторых, международные железнодорожные тарифы в отличие от внутренних российских настолько велики, что отечественным компаниям невыгодно экспортировать зерно через порты бывших стран СНГ.
Дело в том, что если российская компания поставляет зерно за границу, она обязана оплатить перевозку груза из пункта отправления до места назначения по международному железнодорожному тарифу. Поэтому эксперты российского Зернового союза и Минсельхоза настаивают, чтобы за перевозку зерна на экспорт по территории нашей страны применялись внутренние, а не международные тарифы.
Кроме того, за счет снижения тарифов можно увеличить "перевалочные" мощности для экспорта зерна. Например, использовать технический потенциал дальних, зарубежных портов Украины, Эстонии, Латвии, а также портов Дальнего Востока и Калининграда. По подсчетам экспертов, в этом случае экспортные обемы зерна могут возрасти с 6 до 10-12 млн тонн.
Но согласится ли МПС нести убытки? Вряд ли. Хотя Минсельхоз при участии Зернового союза уже направил в Федеральную энергетическую комиссию (ФЭК) экономическое обоснование по дифференцированному снижению международного железнодорожного тарифа в зависимости от расстояния перевозки. Также ФЭК предложено повысить тарифы на перевозку ряда импортных товаров, составляющих конкуренцию отечественным.
"Надо понимать, что ситуация на рынке зерна значительно серьезнее, чем в железнодорожной отрасли. Если мы не примем меры, значит, мы останемся без зерна для собственных нужд и без экспортеров", говорит Александр Ивлев.
Кстати, среди потенциальных импортеров российского зерна значатся Бразилия, страны Африки, Юго-Восточной Азии. Не исключено, что в связи с наводнением в Европе этот список пополнится европейскими странами. Однако поставлять туда зерно из России возможно только на глубоководных судах, отправляющихся из технически мощных зарубежных портов.
Репортаж корреспондента «Времени МН» в Саратовской области Надежды Андреевой об "урожайных проблемах" читайте далее.