- Крестьянские ведомости - https://kvedomosti.ru -

Ненужный урожай. Проблема обеспечения села техникой оказалась в разных ведомствах.

Ежегодно Россия теряет около 15 млн. тонн зерна ввиду нехватки комбайнов. Не будет исключением и нынешняя жатва.

Российский хлебороб располагает 50 лошадиными силами, что в 56 раз меньше, чем его западный коллега. Все последние годы аграрные власти уповают на лизинг долгосрочную аренду техники. Создана новая структура «Росагролизинг», но погоды она пока не сделала. Почему?

В условиях, когда льготное и долгосрочное кредитование АПК все еще остается голубой мечтой селян, агролизинг действительно может стать реальной формой повышения энерговооружения сельского хозяйства. Предпосылки к такому оптимизму есть. Россельхозбанк держатель лизингового фонда увеличил обемы лизинговых средств в бюджетах различных уровней, учреждена на федеральном уровне и уже упомянутая специальная организация. В общем, хотели как лучше.

Основополагающий документ с длинным названием «Порядок использования средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг», направляемых на обеспечение агропромышленного комплекса по договорам финансового лизинга за счет средств, полученных из бюджетов различных уровней» был утвержден в удобной точке отсчета в январе нынешнего года. Но старта с места в карьер не произошло. Аграрный год близится к концу, а показатели использования лизинговых средств не достигли и половины. А по фермерской квоте и того меньше

1520 процентов.

Начнем с главного. Во что обойдется крестьянину приобретение зерноуборочного комбайна «Дон-1500»? На рынке он должен отдать за него более 900 тонн пшеницы, или 15 железнодорожных вагонов! Это уже сама по себе невероятная цена, если учесть, что в 1990 году за такой комбайн давали 130 тонн.

А теперь добавим к этому еще

3540%. Именно на столько дороже он обойдется лизингополучателю, поскольку ежегодно нужно будет уплачивать 7% годовых за использование лизинговых средств, а еще надо оплатить снабженческо-сбытовую наценку, составляющую от 4 до 7%.

Слабым утешением стало лишь то обстоятельство, что по новому «Порядку» авансовый платеж по комбайнам, тракторам 5-го класса и комплексам машин теперь составляет не менее 10%. По другим же тракторам и сельхозтехнике первоначальный взнос установлен в размере 20%.

Другим препятствием для сельхозпредприятий, желающих приобрести технику по лизингу, стало отсутствие финансовых гарантий. Многие регионы вообще не заключили договоров с головной компанией «Росагролизинг» ввиду невозможности изыскания финансовых гарантий. Среди них такой зерновой регион, как Ставропольский край.

Еще год назад аграрный лизинг осуществлялся в стране системой «Росагроснаба». Арендная плата для всех лизингополучателей была довольно низкой. В первый год эксплуатации она составляет 3%, в последующие от остаточной стоимости предмета лизинга. В последний год аренда вовсе не взималась. Ограничивался и уровень торговых наценок. В результате государственного регулирования лизинга техники удорожание ее за пять лет не превышало 15%. Отметим еще оплаченный государством железнодорожный тариф.

Кому и зачем понадобилось в 2002 году поломать проверенную семилетней практикой схему государственного лизинга в аграрной сфере?

Сейчас сложилась любопытная ситуация: одни агроснабы на местах заняты выбиванием долгов с лизингополучателей, осуществляют прямую продажу техники, другие переходят в систему «Росагролизинга», заключая лизинговые договоры.

А как быть с товаропроводящей сетью? Создавать новую? А как быть с сервисной службой? Ведь таких служб ни у Россельхозбанка, ни у «Росагролизинга» нет.

Новый порядок обеспечения АПК продукцией машиностроения на лизинговой основе практически не препятствует ценовому диктату заводов-поставщиков. Зато открытому акционерному обществу «Росагролизинг» предоставлено право в случае просрочки сельхозпредприятием платежа более 30 календарных дней применить санкции по изятию оборудования и осуществлению других правовых действий. Причем арбитражное разбирательство должно осуществляться не иначе как в Москве.

В аграрно-развитых странах широко представлен вторичный рынок техники иначе говоря, реализация машин и оборудования после их восстановления. Причем основу этого рынка составляют лизинговые операции. Для российского аграрного сектора это, образно говоря, «неподнятая целина». Организацией лизинга восстановленной техники начали заниматься предприятия «Росагроснаба». Какова судьба у этой чрезвычайно важной задачи в условиях, когда единая проблема обеспечения села сельхозтехникой оказалась в разных ведомствах?

Целью любого акционерного общества является извлечение максимальной прибыли от своей деятельности. Так определяет его задачи закон и его устав. ОАО «Росагролизинг» тоже акционерное общество. Только в аграрной сфере оно не сеет и не пашет. Оно является передаточным звеном между государством и сельхозтоваропроизводителем, посредником использования бюджетных средств. Зачем государству потребовался посредник в качестве ОАО? Вице-премьер, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев неоднократно и образно говорит о том, что «крестьянин ни в одной стране не понимает рынки и не чувствует их. В Европе давно уже плановая экономика». Тогда зачем же рыночной организации отдана важнейшая государственная функция?