- Крестьянские ведомости - https://kvedomosti.ru -

Приняв вино, Минсельхоз принял программу

С горбачевских времен, запомнившихся борьбой с пьянством и дикой вырубкой виноградников, впервые делается попытка восстановить одну из процветавших некогда отраслей сельского хозяйства — виноградарство и виноделие.

В пятницу на прошедшую в Анапе выездную коллегию Минсельхоза собралась внушительная делегация чиновников и специалистов из хозяйств и винодельческих предприятий. Виноделы винят коллег из бывших советских республик за лучшую рекламу худшей продукции, однако и сами не брезгуют торговать суррогатом: настоящего винограда мало.

На одной из дегустаций вина, проходивших в СПК им. Ленина Анапского района, кое-кто из знатоков заметил: "Н-да… То, что мы сейчас пробуем, получше будет того, что кооператив продает в магазинах".

На этом грустном фоне коллегия одобрила программу развития отрасли до 2010 года. Однако, говорили в кулуарах, велик риск, что и она останется на бумаге. В апреле виноделы уже собирались почти в таком же почти составе. "Поговорили и… разошлись", — сказали "Известиям" представители хозяйств перед заседанием коллегии.

Восстанавливать придется много. После начатой в 1985 году безжалостной борьбы с пьянством (вернее, с виноградом) виноградников почти не осталось. В 1986-1990 годах их сократили в 2 раза, а в 1990-1998 годах уничтожали в пять раз больше, чем закладывали новых. В итоге общая площадь уменьшилась с 190,1 тыс. га (1984 г.) до 70,4 тыс. га (2001 г.). А плодоносящих стало и того меньше — 58,6 тыс. га в 2001 году из 137,6 тыс. га догорбачевского 1984 года. Нынешняя программа предусматривает увеличить площади виноградников до 150 тыс. га.

Первая послегорбачевская программа восстановления была принята еще в 1995 году. Не сработала. "Те времена были плохие, никакой стабильности", — обяснил причину председатель совета директоров Союза виноградарства и виноделия России Андрей Ермолаев. Главное, что предусматривала программа, — государственные капвложения. Тогда было выпущено постановление правительства о передаче хозяйствам 50% средств, полученных от "алкогольных" акцизов. Однако уже в 1998 году тогдашний премьер Сергей Кириенко придумал хитрый способ и виноделие поднять, и государство не обделить. По его постановлению на выделяемые от акцизов средства хозяйства должны были увеличить уставные капиталы, а дополнительные акции передать государству. "Никто не побежал сдавать акции государству. Но если и сейчас оно не придумает другого способа финансирования — придется", — говорят виноделы.

Одобренная в пятницу программа предполагает в будущем году субсидирование виноградарства из федерального бюджета на сумму 120 млн рублей. В этом году хозяйства получили от федерального центра 60 млн. Как говорят в хозяйствах, это — капля в бочке. Регионы почти не помогают, и те, у кого не хватает собственных средств, продаются. "В Темрюкском районе Краснодарского края есть компания "Арион-Юг", — говорит г-н Ермолаев, — которая вложила в виноградники около $10 млн".

В Минсельхозе считают, что виноградарство представляет особый инвестиционный интерес. Если есть своя переработка, он еще выше. И компании, скупающие виноградники, составляют конкуренцию по сырью корифеям отрасли — винодельческим предприятиям, многие из которых стоят. По словам представителей Краснодарской краевой администрации, из 30 существующих сейчас заводов серьезно работают только 10: "мало винограда — мало переработки. "Мы пытаемся восстановить сырьевую базу, но ведь с момента посадки лозы до ее зрелости должно пройти как минимум 8 лет", — говорят в производственном кооперативе "Фанагория".

Однако и произведенное трудно сбыть. "Молдавские и грузинские вина в той же Москве берут больше, чем таманские", — плачутся виноделы, винят рекламную "раскрученность" заграничных вин и конкурентов из СНГ, которые якобы подменяют виноградные вина суррогатом из концентрированного сока. Но и на самой Кубани концентратом не брезгуют, обясняя это необходимостью загружать производственные мощности и хоть что-то зарабатывать.