- Крестьянские ведомости - https://kvedomosti.ru -

Чужой каравай. Хорошего зерна в стране по-прежнему мало. Актуальное интервью.

С августа ведущими российскими фирмами, торгующими зерном, вывезено из страны примерно полтора миллиона тонн зерна.

И ни один чиновник не может ответить куда и по какой цене все это вывезено? Насколько же велики излишки зерна, коли в России второй год подряд собирают замечательный урожай? Мой собеседник доктор технических наук Валерий Кочетов много лет возглавлял департамент науки Минсельхоза России, был директором ВНИИ зерна, а сейчас консультирует частные фирмы.

Я вовсе не убежден, что у нас действительно есть "излишки". Цифры, которыми оперирует Минсельхоз, взяты, в сущности, "с потолка". Ведь в России сегодня нет открытого рынка зерна.

Что же там засекречивать?!

Да не так уж мало! Во всем мире рядовой обыватель, раскрывая утреннюю газету, может узнать текущие цены практически на все жизненно-важные товары. А специалист, глядя в тот же номер газеты, способен определить еще и обем запасов и излишков.

А у нас собрали очень большой урожай, и будто бы есть колоссальные излишки зерна…В это же самое время правительство благополучнейшего в России города Москвы вдруг разрешает ввоз в столицу зерна низкого качества. Якобы для того, чтобы у социально незащищенных слоев населения хватило денег на хлеб, наполовину содержащий низкосортную пшеницу. С 1992 года для выпечки хлеба в столице разрешалось использовать зерно не ниже 3-го класса. Даже когда из года в год следовали неурожаи… И вдруг именно сейчас, когда, казалось бы, пшеницы завались разрешили ввозить зерно 4-го класса. Кто, кому и сколько дал за подобную "заботу о нищих горожанах", можно только догадываться. Одно неоспоримо дали много!

В дикий зерновой рынок стоит сегодня вглядеться хотя бы потому, что подобный же бардак творится уже не один год и в торговле всеми остальными ресурсами страны. И не приведя в порядок рынок хлеба, мы не сможем цивилизованно регулировать цены на продукты в России.

Вы знаете лекарство, способное сделать рынок менее диким?

Его знаю не только я, его все знают! Когда знакомишься с действием фьючерсных рынков по ту сторону государственной границы, прежде всего поражаешься их простоте и совершенству. (Фьючерсный контракт это соглашение, по которому продавец обязуется поставить покупателю определенный товар в определенные сроки по определенной цене, выплачиваемой в дату поставки товара.) Государство без напряжения их контролирует и регулирует. А в выигрыше прежде всего рядовой обыватель, покупающий потом в магазине качественный хлеб по вполне приемлемой цене! Фьючерс исключает возможность коррупции. Полагаю, именно поэтому у нас в стране его до сих пор и нет. Зато никто не может ответить, что Россия продает, куда, сколько, по какой цене?! А главное зачем? Ведь хорошего зерна в стране на самом деле по-прежнему мало. И если мы сейчас его сдуру вывезем то, весьма вероятно, весной вынуждены будем покупать зерно у тех же США по очень высокой цене. Я никого не собираюсь пугать. Просто такое уже не раз случалось.

В Мексиканском заливе, откуда по всему миру разбегаются сухогрузы с американским зерном, хорошая пшеница сейчас стоит 200 долларов за тонну. И богатая страна, не имеющая наших проблем, старается качественную пшеницу пока придерживать. А из России ее сейчас вывозят по 85 долларов за тонну. Почувствуйте разницу!

Да, в Северной Америке сейчас неурожай качественной пшеницы. Наши мыслители торопятся "завалить Америку русским хлебом". И уже требуют аплодисментов в свой адрес. Но еще большой вопрос: кто кого в итоге завалит, когда орлы президента Буша все-таки долбанут по Ираку. Цены взлетят еще выше и могут оказаться для России просто неподемными. Саудовская Аравия и ее бедные соседи, питающиеся только американской пшеницей, уже засуетились и цены поползли вверх сразу после летнего заявления Буша о намерении пальнуть по Багдаду. А что будет, когда эти залпы грянут?!

Желающие "завалить Америку" забывают элементарную вещь. Весь мир оценивает качество пшеницы по содержанию протеина, а у нас по клейковине спирторастворимой части белка. Хотя человеку важно знать лишь, сколько он всего потребил белка, и плевать ему на соотношение в поглощенном белке спирторастворимого и водорастворимого компонентов. В федеральной лаборатории при Государственной хлебной инспекции просто не умеют мерить уровень протеина. А даже если сделают замеры показания их приборов никто не признает по ту сторону государственной границы. Ибо эти приборы не проходят принятой во всем мире ежегодной проверки.

Так что ребята, дерущиеся сейчас в Новороссийском порту за право побыстрей и побольше вывезти пшеницы, сплошь и рядом не понимают, что разговаривают с партнерами по сделке о разных качественных характеристиках своего товара. И даже если партнер окажется снисходительным и согласится взять зерно им предварительно придется заплатить по 20 центов с тонны зерна за бумажку из иностранной лаборатории.

Все же что-то хорошее иногда происходит. Вот правительство отыскало 6 миллиардов рублей на то, чтобы скупить зерно и удержать цены на приемлемом уровне. А иначе крестьяне не расплатятся по кредитам и на будущую весну не смогут ничего посеять.

А давайте посчитаем… При оценках урожая в 100 миллионов тонн предполагается платить за тонну по 2300 рублей. Несложно понять, что обещанных правительством денег хватит на закупку не более 2,5 миллиона тонн. Этой "стабилизации" зерновой рынок даже не заметит. Ведь одни только остатки прошлогоднего урожая составляют, по некоторым оценкам, примерно 18 миллионов тонн. И чтобы цены на зерно не прыгали вниз правительство должно бы скупить не менее трети урожая. А значит, вся эта словесная трескотня лишь прикрытие приятельской помощи кому-то из крупных операторов зернового рынка… В апреле мае, когда из портов выйдут корабли с оплаченным осенью зерном, станет ясно, какому персонально "производителю" сейчас подбросили деньжат. Пока идет игра втемную. И если вы хотите что-либо изменить нет другого пути, кроме внедрения товарных фьючерсов.

Но ведь есть же у нас фьючерсные торги ценными бумагами. Есть Федеральная комиссия по ценным бумагам.

Да, биржа давно готова к торговле товарными фьючерсами. Есть уже немалый опыт торговли стандартизированными контрактами, где указаны обем и точное место подачи товара. Хотите берите, не хотите не берите! В процессе общения партнеры даже не видят друг друга, обмениваясь информацией на дисплее компьютера. Но пока в России торгуют подобным образом лишь ценными бумагами.

Отчего же столь узок ассортимент биржевых пристрастий?

Да оттого, что на нормальном фьючерсном рынке отношения между продающим и покупающим регулирует клиринговая палата (от английского "клеар" "вычищать"). Она страхует продавца и покупателя от возможности, что его, говоря вульгарным языком, "кинут", и своевременно вычищает всякую затесавшуюся в приличное общество шпану. Любой новичок на фьючерсном рынке, прежде чем его допустят к участию в торгах, вносит на банковский депозит примерно 10 процентов стоимости фьючерсного контракта. Для реальных производителей зерна делается исключение по причине вечного отсутствия у них "живых" денег. Банк принимает от них на депозит расписки на десять процентов собранного урожая. Допустим, вчера вы подписали контракт об отгрузке в январе вашего зерна по 100 долларов за тонну. А сегодня из-за большого числа предложений цена упала до 95 долларов. У вас не должна болеть голова из-за этого колебания цен. Клиринговая палата все видит и о вас заботится. Она извещает покупателя зерна, что он должен дополнительно внести на счет продавца сумму, равную той, на которую сегодня подешевела вчерашняя партия зерна.

Но ведь продавец может отказаться это сделать.

Может..Тогда клиринговая палата сама покупает вчерашнюю партию зерна по 95 долларов за тонну. А недостающие до вчерашней цены доллары снимает с депозита "умного" покупателя, вдруг отказавшегося следовать джентльменским правилам игры. Тот, кто вчера продал зерно получает свои деньги. А строптивый покупатель изгоняется из приличного общества, забрав с депозита значительно меньше денег, чем он туда положил. Он навеки изгоняется из рядов честных профессионалов, потому что не умеет держать слово.

Федеральная комиссия по товарным фьючерсам задает максимально допустимые отклонения цены. И если в ходе торгов цены выскочили из установленного профессионалами предела торги останавливаются. Ведь когда процесс перестает быть предсказуемым, может появиться некто с очень большим мешком денег, скупить все и завтра уже устанавливать абсолютно бредовую цену, непереносимую для большинства людей.

Хлебная торговля у нас в стране приносит доход, в несколько раз превышающий тот, что дают самые успешные банковские операции аж до 200 процентов годовых в валюте! Деньги сейчас туда рекой потекли. Тут есть за что драться. И люди, держащие в руках этот рынок, пойдут на все, чтобы только не дать ему выйти из "тени". Все без исключения банки в свои уставные документы включили "проведение клиринговых операций". И никто особо не рвется ими заниматься… Потому что может исчезнуть возможность "кинуть" партнера. А то, что в конце каждого дня торгов клиринговая палата обязана давать информацию о числе и обемах контрактов между реальными продавцами и покупателями убивает возможность торговать "воздухом". В нынешней же ситуации при резко упавшей стоимости зерна цена на хлеб постоянно растет.