Чуть ли не половина нижегородских земель сельхозназначения используется неэффективно. К сожалению, неэффективны и механизмы, по которым такая земля могла бы обрести рачительного хозяина…
Лето — самая пора сельскохозяйственных работ. Но пока одни земли вспахивают, засевают, растят там урожай, другие зарастают бурьяном. Проблема в том, что гектары эти (а их в регионе — сотни тысяч!) всё-таки кому-то принадлежат.
«В своё время землю разделили на паи, и сейчас люди держатся за них. Часть паёв уже перепродана, — констатирует Валерий Шанцев, губернатор Нижегородской области. — По закону, если в течение трёх лет земля не обрабатывается, собственник обязан передать участок муниципалитету. Но работает это плохо. Как только мы начинаем предъявлять претензии к данному собственнику, он переписывает землю на маму, на брата, на свата, и отсчёт трёхлетнего периода начинается заново».
С этой проблемой знакомы, конечно, и сами аграрии — они видят запущенные земли каждый день.
«У нас в Гагинском районе наберётся, наверное, около 15 тыс. га неиспользуемой земли, — рассказал «АиФ-НН» Павел Кондаков, председатель местного сельскохозяйственного кооператива. — Кое-кто из соседних хозяйств пытался расширить собственное производство, ввести в оборот эти заброшенные гектары, но пока ничего не вышло. Нерадивым хозяевам достаточно раз в три года чуть-чуть что-то поделать на земле, создать видимость работы, и землю у них отобрать уже нельзя. Получается — ни себе ни людям».
Проблема неэффективного использования земли поднимал и профильный комитет регионального парламента. Цифры, звучавшие там, не утешают: только 60% площадей, отведённых под пашни, используются по назначению. При этом из огромных невостребованных территорий — более 600 тыс. га — права собственности оформлены лишь на 5%. Самые проблемные в этом смысле — северные районы области, где сельское хозяйство работает лишь на небольших площадях.
«Муниципалитетам, увы, невыгодно возвращать неиспользуемые земли в свою собственность — слишком много затрат и хлопот, — объяснил Николай Шкилёв, председатель комитета по АПК Заксобрания. — Но, на мой взгляд, это плохое оправдание. Землю возвращать в оборот необходимо. Ведь если её правильно использовать, она удваивает свою продуктивность. Это станок от использования изнашивается, а земля — наоборот, становится лучше».
Другая проблема — даже если заставить муниципалитеты забрать неиспользуемую землю, восстановить её, то кому её потом отдать?
«Нужно искать эффективных собственников, и это тоже обязанность местной власти, — уверен Н.Шкилёв. — Способные люди есть. В Тонкинском районе, например, фермер увеличивает посевы льна — и постепенно, по 70-80 га в год, отвоёвывает земли у леса».
Агентство АгроФакт