Принято считать, что молоко и мясо занимают главенствующую роль в нашем питании. Хотя, в принципе, многие сегодня и без них зачастую обходятся, отдавая предпочтение картофелю и овощам. Сами понимаете, не от хорошей жизни. И все же сегодня речь мы поведем о фруктах, их огромном значении для здоровья людей, пишет «Вольная Кубань».
Пословица вдруг вспомнилась: «В день – по яблоку, и врач не нужен». Лучше и точнее не скажешь! Ведь при потреблении плодов мы получаем не только естественные витамины С и Р, которые, кстати, в овощах содержатся в незначительном количестве, но и минеральные вещества, органические кислоты.
Не случайно же научно обоснованная медицинская норма потребления фруктов и ягод составляет 122 килограмма в год (по другим данным – 100).
А сколько на самом деле кубанцы их съедают? Сказать достоверно сложно, поскольку половину выращенной продукции, а то и больше мы вывозим в другие регионы. А вот сколько производим на душу населения, посчитать нетрудно: 64,7 килограмма. Следовательно, надо бы практически удвоить сборы. Как, за счет чего? Есть ли резервы в отрасли? Что и кто мешает садоводам? Об этом — размышления нашего корреспондента, основанные не только на анализе цифр и фактов, но и на многочисленных беседах с руководителями и специалистами, фермерами, учеными, имеющими непосредственное отношение к выращиванию плодов.
Погода дает о себе знать
По официальным данным, полученным из Краснодарстата, в 2015 году площадь плодово-ягодных насаждений в хозяйствах всех категорий составляла 43329 гектаров, из них плодоносящих — 34300. На долю крупных и средних сельхозпредприятий и КФХ приходилось 26710 гектаров (19364 дали урожай). Остальные числятся за ЛПХ.
Валовой сбор плодов и ягод достиг 359 тысяч 703 тонны, в том числе в коллективных хозяйствах — 240,5 тысячи. Не рекорд, мягко скажем. Зато 2016 год оказался на редкость щедрым.
Нам удалось в промышленном секторе произвести 334 тысячи тонн семечковых и косточковых культур, чего давно не было. Погода благоприятствовала? Не только. Вот мнение на этот счет признанного профессионала отрасли заведующего отделом садоводства краевого Минсельхоза Евгения Крицкого:
Увеличение валовых сборов стало возможным благодаря ряду факторов. Во-первых, вступили в плодоношение саженцы, которые мы начинали закладывать по госпрограмме. В основном это сады интенсивного типа — с высокой плотностью посадки деревьев, с капельным орошением, на шпалере, а часть — с противоградовой сеткой.
Во-вторых, в мае прошли очень хорошие дожди. Это, скажу я вам, большая редкость, подобное бывает один раз в десять лет. Обычно май и июнь засушливые. А именно в это время идет формирование количества клеток внутри яблока, его размера.
В-третьих, возвратные заморозки нынешней весной нанесли урон раноцветущим косточковым, и прежде всего черешне и персику. А поздноцветущие культуры, такие, как слива, а также яблоня, возвратные заморозки, к счастью, не задели, и мы получили максимальный урожай.
Кстати, погода постоянно дает о себе знать. По информации заведующей кафедрой плодоводства Кубанского госагроуниверситета доктора сельхознаук профессора Татьяны Дорошенко, за последние 12 лет сады края испытали низкие отрицательные температуры в декабре 2003 года, в январе 2006, 2009 и 2010-го, во второй половине февраля 2005 и 2007 годов. Весенние заморозки были в 2004, 2005, 2009, 2011 и 2013 годах. А засуха и повышенные температуры воздуха в летний период случаются теперь практически ежегодно.
Потери урожая от действия, говоря ученым языком, абиотических стрессоров, слишком велики и могут достигать, по некоторым оценкам, 80–90, а то и всех 100 процентов. Так что взятый курс на создание садов интенсивного типа можно считать самым оптимальным и разумным.
Курс – на интенсивный путь развития
В рамках государственной программы развития сельского хозяйства на Кубани в последнее время стали ежегодно закладывать многолетние насаждения на площади 1,2–1,3 тысячи гектаров. Минувший год оказался еще продуктивнее. Саженцы удалось разместить на 1600 гектарах. В основном это сады интенсивного типа, часть из которых – с противоградовой сеткой. Но это – редкость, потому что такое удовольствие обходится в 500 тысяч рублей на гектар.
Закладка сада стоит по-разному: и 600 тысяч, и 1,5 миллиона, и свыше трех миллионов рублей. Все зависит от того, сколько вы саженцев размещаете на гектаре: 800 или две тысячи, а возможно и 3,5 тысячи. На себестоимость влияет также качество посадочного материала. Если это яблоня-однолетка неразветвленная – расходы ниже. Если двухлетка разветвленная – расклад другой. Опять-таки цена варьируется от места их приобретения. Берете саженцы в «Сад-Гиганте» или в Абинском районе – это одно. Завозите из Италии или Голландии – затраты совершенно иные. К счастью, наши садоводы упор делают сейчас на отечественный районированный материал, что напрямую связано со становлением питомниководства на Кубани.
За последние десять лет производство сертифицированных саженцев у нас выросло в 2,7 раза и достигло четырех миллионов штук в год. Такого их количества, по словам председателя ассоциации «Садоводы Кубани» Николая Щербакова, хватает не только для собственных нужд, но и для реализации в другие регионы.
Причем по качеству наш посадочный материал мало в чем уступает зарубежным аналогам, что подтвердил в беседе председатель СПК «Колос» Новопокровского района Сергей Генералов, который намерен нынешней весной дополнительно к имеющимся 123 гектарам заложить 16 гектаров яблонь «на капле».
Если же в целом проанализировать ситуацию в разрезе муниципальных образований, то наглядно можно увидеть, где решением проблемы наращивания производства плодов занимаются основательно, а где только приглядываются, размышляют: стоит ли рисковать?
По данным на 15 декабря 2016 года, в Ленинградском районе заложили сады на 149,8 гектара, в Крымском – на 139, в Ейском – на 129, в Успенском и Тимашевском – на 71,5 и 59,5 гектара соответственно, в пригородных хозяйствах Анапы – на 104 гектарах. Можно только порадоваться за крыловчан, которые в 2016 году создали 10 питомников по выращиванию плодовых и ягодных растений, и за славянский «Сад-Гигант», где таких питомников более сорока.
Параллельно с этим идет раскорчевка садов, плодоносящих по 20–30 и более лет. Такие работы проведены на 488 гектарах. Да и какой смысл дальше эксплуатировать деревья, дающие от силы 30–40 центнеров яблок с гектара, тогда как сады интенсивного типа на четвертый год после посадки могут отблагодарить 50 тоннами высокосортных плодов! …
Публикуется в сокращенном варианте.