- Крестьянские ведомости - https://kvedomosti.ru -

«Ягодный кластер» Татарстана не принёс обещанных плодов.

Участники «ягодного кластера» республики предпочитают покупать рассаду земляники за рубежом, в то время как зарубежные производители ягод – у татарстанского фермера Екатерины Кучумовой. Кучумова раскритиковала методы работы “ягодного кластера” РТ на совещании по органическому сельскому хозяйству в Академии наук РТ. Idel.Реалии приводят мнение Кучумовой с незначительными сокращениями.

Досье

Фермер Екатерина Кучумова (“Эко сады Татарстана”) более 15 лет занимается выращиванием рассады садовой земляники по биотехнологии.

У хозяйства – два участка. Один – в Казани, недалеко от железнодорожной станции «Юдино». На втором, в Тетюшах, в прошлом году оформили участок госсортоиспытания Российской Федерации по плодово-ягодным культурам – единственный в Татарстане.

Все, чего добилось хозяйство, по словам Кучумовой, сделано за свой счет. Неоднократные попытки участия в программах республиканского Минсельхоза окончились безрезультатно.

— Мы вошли в «ягодный кластер». Когда это все началось, я сказала, что буду стоять в этом ягодном кластере сторонкой, потому что я работаю в области органической, они работают целиком химией.

Хотя я говорила, и в министерстве сельского хозяйства, что могу за год растиражировать для фермеров любое количество рассады — [но] под заказ конкретный, оплачиваемый, потому что нам деньги на это не выделяются — рассаду предпочитают завозить из-за рубежа. Причем самую дешевую, какую только могут найти. Соответственно она с меньшим количеством обработки, то есть завозят и болезни.

Ситуация с «ягодным кластером» в Татарстане такая. В Зеленодольском районе построено шикарнейшее хранилище для ягод земляники. В Германии есть 400 гектаров – это самое лучшее считается в Европе хозяйство по производству ягод. Вот по образцу этого [хозяйства] построено шикарное хранилище. При этом где-то месяц назад мне звонит Ильдар (Ильдар Ситдиков — фермер, основатель ООО «Ягодная долина”» главный «двигатель» и лицо «ягодного кластера» – Idel.Реалии) и спрашивает, а нет ли у меня ягод, которыми они могли бы заполнить эти многомиллионные [хранилища], которые построены. Короче, у них нет ягод. Все, что он по Татарстану запустил – огромнейшие участки со своей техникой, со своим посадочным материалом – они не дают ничего. Мне из разных регионов и районов Татарстана звонят и говорят: “Да, мы были на этих участках у Ситдикова – ягод у него нет”. Делать он делает, конечно, закладывает это все.

Сейчас к нам обратилась фирма совместная канадско-американско-мексиканская — офис центральный в Канаде. Они занимаются выращиванием ягод по органической технологии. Их первое время интересовали сравнительные характеристики: вот мы завезем свои биопрепараты и с вашими биопрепаратами [сравним].

В этом году – сейчас идет на стадии согласования договор – они берут земли в Можайском районе в Подмосковье и в Татарстане, в Муслюмовском, по-моему, районе. И они там собираются выращивать по органической методике ягоды. Часть сортов они завозят свои, и часть сортов они хотят взять мои.

В итоге единственная канадская фирма из всех фермеров Татарстана заинтересована в этой рассаде! Остальные фермеры предпочитают брать у Ситдикова, потому что идет шикарная реклама, что сейчас сразу вы вот столько миллионов заработаете. Он и сам на собственном поле ни первый год, ни второй год даже близко этого не заработал. Но это тиражируется по всему Татарстану с максимальной поддержкой Ахметова (Марат Ахметов, министр сельского хозяйства РТ – Idel.Реалии). Что там, какие там подводные камни, я не знаю. Я — конкретный практик.