Российская ветеринарная инспекция проводит контроль на польских мясоперерабатывающих и молочных предприятиях, чья продукция экспортируется на рынок России.
Этот контроль не связан с российским запретом на ввоз польской мясной продукции. Проверки касаются исключительно тех заводов, которые имели право экспортировать свой товар, несмотря на эмбарго. Это фабрики, не торгующие свежим мясом, а перерабатывающие молоко и корм для скота.
Вот что рассказал в интервью «Польскому радио для заграницы» профессор из Польской академии наук Влодзимеж Марциняк.
ВОПРОС:
— Если результаты нынешней проверки удовлетворят россиян, это могло бы ускорить отмену российского эмбарго на польское мясо?
В. МАРЦИНЯК:
— Я думаю, что одно не связано с другим, так как нынешняя проверка является рутинным контролем на предприятиях, которых эмбарго не касается. С другой стороны, в связи со сменой польского правительства в результате досрочных парламентских выборов в стране, возможно, положительный результат этой проверки может стать предлогом для российской стороны, чтобы снести решение об эмбарго и при этом сохранить лицо.
ВОПРОС:
— То есть Вы считаете, что у нового правительства Польши есть шанс решить эту проблему?
В. МАРЦИНЯК:
— Сейчас, особенно после решения Польши о введении вето на проведение переговоров о новом договоре между Россией и ЕС, этот конфликт не является проблемой польского правительства. Скорее, это является проблемой российской стороны. Ведь эту ситуацию Москва сама для себя создала.
Речь не в том, что новое правительство Польши может достичь чего-то большего, чем его предшественники, а в том, что сам факт смены польского правительства дает возможность Кремлю найти оправдание, для изменения решения относительно эмбарго, прежде всего перед своим обществом.
ВОПРОС:
— Переговоры по этому вопросу проводит Европейская комиссия. В свою очередь Польша наверняка также примет участие в обсуждении этой проблемы. С чего, по Вашему мнению, должны начаться такие переговоры?
В. МАРЦИНЯК:
— До сих пор смысл политики польского правительства заключался в том, чтобы эти проблемы в отношениях с Россией Польша не решала одна. Для Варшавы было важно, чтобы всю тяжесть решения этого конфликта взяли на себя чиновники из Брюсселя. Законодательство Европейского союза предусматривает, что вопросы политики свободной торговли находятся в компетенции всего ЕС, а не отдельно взятого члена Евросоюза. Поэтому контроль на польских пищеперерабатывающих заводах осуществляют российские специалисты, а за их работой наблюдают чиновники из ЕС.
Я считаю этот факт большим успехом наших дипломатов. Польше удалось вынести обсуждение двусторонних отношений на уровень ЕС. И польскому правительству не следует отказываться от этого принципа в политике.
ВОПРОС:
— Так, каковы шансы на достижение компромисса?
В. МАРЦИНЯК:
— Вся проблема заключается в том, линия политики предыдущего правительства не предполагала компромисса. Позиция была жесткой — Россия должна отменить эмбарго, так как для его введения абсолютно не было причин. В этой ситуации был использован тот факт, что именно Россия должна быть более заинтересована в начале переговоров с Европейским союзом, чем Польша.
Конечно, это не совсем правда, так как и польская сторона и ЕС, в свою очередь, не менее заинтересованы в начале переговоров. Компромисс в этом вопросе может выглядеть так — Россия отменяет эмбарго, а польская сторона делает вид, что оно было отменено в результате каких-то польско-российских соглашений. Это позволит Москве сохранить лицо перед своим обществом, и избежать обвинений в том, что оно тем самым поддалось Варшаве.