Вчера произошло то, что всеми ожидалось и ни у кого не вызывало сомнений. Президент России Владимир Путин подписал указ о назначении Михаила Фрадкова премьер-министром России. Указ вступил в силу со дня его подписания. Вчера же Государственная Дума 356 голосами «за» утвердила кандидатуру Михаила Фрадкова на пост премьер-министра.
Таким образом, по крайней мере один человек в правительстве, и главный человек, избавился от неприятной приставки «и.о.». Теперь можно работать по 24 часа в сутки, как того требует Владимир Путин от высших чиновников. Тем более что зарплата им теперь установлена на хорошем уровне.
Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев остается пока с этой злосчастной приставкой. Для любой отрасли это — как острый нож. Но не для нынешнего села. Почему?
Сельское хозяйство — именно при Гордееве — начало становиться бизнесом, во всяком случае, центр тяжести в оперативном управлении отраслью явственно сдвинулся с административно-командных рычагов на рыночные. Обратите внимание — впервые за долгие годы Минсельхоз накануне посевной не издал традиционного приказа «О мерах по своевременному проведению?». А посевная идет, и темпы ее не ниже обычных. Неизданный приказ успешно «выполняют» десятки разного рода экономических образований, нащупавших в сельхозпроизводстве свою золотую жилу, региональные минсельхозы и департаменты. Сельхозугодья покрылись плотной сетью кооперационных взаимовыгодных (а как иначе?) связей и договоров, на селе применяется масса вариантов взаимодействия первичного сельхозпроизводства и «денежных мешков», действуют системы кредитования и лизинга… О чем это говорит?
Кому-то хочется сказать — село живет само по себе. Кому-то покажется, что Минсельхоз теряет управление, и поля во многих хозяйствах зарастают и возвращаются в первобытное состояние. Но все это слишком простые ответы.
Лучше попытаться понять — отчего инвесторы конкурируют за сельхозпроизводителей. Почему крупный бизнес не ушел из села, а продолжает наращивать свое участие в создании продовольственного потенциала страны. И вот тогда напрашивается более сложный вывод: качество менеджера определяется не «начальственным рыком» и количеством постановлений, а тем, что система отношений на производстве налажена так, что внешне работает сама по себе. Вроде бы начальства и нет, а все развивается «само по себе». В этом и есть высший пилотаж менеджмента, когда сам менеджер не заметен, а люди работают. Но сомнительно утверждение о том, что такого менеджера легко заменить.
Что касается Алексея Гордеева, многое должно стать ясным уже завтра, когда Президент выступит в Федеральном Собрании РФ. Стало быть, ждать остается немного — часы. А может, и несколько дней. Вчера, поздравляя Михаила Фрадкова с назначением, Владимир Путин предложил «исправить некоторые ошибки, которые были допущены при формировании структуры правительства», как передало РИА «Новости». Фрадков сообщил, что в течение нескольких дней подготовит предложения на сей счет.
Подождем?