Даже не особо сведущий в сельском хозяйстве человек, взглянув на оперативные сводки главного управления АПК Воронежской области, поразится прогрессирующей быстроте, с которой сельхозпредприятия освобождаются от коров.
Еще в 2002 году общая численность крупного рогатого скота составляла 412095 голов, то через год сократилась до 362281 головы. Если за 2002 год «областное стадо» уменьшилось на 30 тысяч коров, бычков и телочек, то в минувшем году — уже на 50 тысяч. Забой скота под предлогом его «низкопродуктивности» приобрел прогрессирующий характер. В некоторых районах темпы сокращения поголовья просто поражают. В Поворинском районе по отчетности на 1 января 2004 года осталось всего лишь … 65 коров. По данным главного управления АПК, только в ноябре минувшего года здесь «забили на колбасу» 84 коровы. Интересно, что по отчетности в 1989 году их было ровно… в 100 раз больше.
В Петропавловском районе крупного рогатого скота осталось 2830 голов, или 58 процентов от уровня начала прошлого года. И в Панинском районе работа с животными не в почете: 4607 голов КРС осталось из 7797 на начало прошлого года. К сожалению, в области таких районов немало. К примеру, только по ноябрю прошлого года число дойных коров сократилось в хозяйствах Богучарского района — на 337 голов, Калачеевского — 291, Кантемировского — 189, Острогожского — 196, Панинского — 150, Петропавловского — 214, Репьевского — 158 и так далее.
«Вырезается скот, несмотря ни на что, — с грустью прокомментировали нынешнюю ситуацию в отделе животноводства главного управления АПК Воронежской области. — Коровой закрывают все финансовые прорехи, но что такие руководители будут делать, когда скота вовсе не станет?».
Зоотехники заявляют, что изначально в животноводстве области преимущественно было выбрано мясо-молочное направление (разведение «универсального» симментальского скота). Добиться высоких надоев по этой породе довольно сложно, поэтому всегда можно оправдать их отправку на мясокомбинаты. А вот хозяйства, занимающиеся разведением красно-пестрого скота, в сводках уничтожающих стадо не фигурируют.
С другой стороны, анализ сложившейся ситуации выявил одну закономерность — уменьшение поголовья крупного рогатого скота в больших количествах происходит, как правило, там, где сельхозпредприятия «ходят» под инвесторами. Возьмем, к примеру, Панинский район. Здесь в аграрном секторе работают до десятка всевозможных фирм, компаний и холдингов, которые включили в свою орбиту почти все хозяйства. Одни инвесторы богаче, другие — беднее, но отношение к животноводству везде по сути одинаковое. Наращивать поголовье не стремится никто.
Местная газета «Новый век» как-то взялась проанализировать ситуацию. Так вот, по ее данным, группа компаний «Содружество» за три года извела почти весь скот в трех подопечных хозяйствах. Свою лепту в сокращение поголовья внесли и в «Продимексе» — в его подопечных хозяйствах «Лимане» и «Перелешинском» коров давно нет. И подобных примеров немало.
Совсем недавно ровный гул механической дойки почти в каждом селе означал начало нового дня. Ферма — это и постоянное место работы. Молочное дело, конечно, сложное и муторное, рано вставать надо, да и прибыль дает не так быстро, как растениеводство. Но суть в другом. В селе, где вывезли скот, разобрали коровник, стало тихо. Совсем тихо. Как на кладбище…