Сегодня: 2019-09-20    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

КИТАЙ СТАЛ ОВОЩНОЙ ДЕРЖАВОЙ 1 В МИРЕ. За счет чего?

По сведениям агентства «Жонгуо цинци бао», стоимость выращенных в 2000 году овощей и фруктов превысила 42,27 млрд долларов. 35% овощных плантаций мира находятся в Китае. Для фруктовых плантаций этот показатель составляет 18%.

В 2000 году под возделывание овощных в Китае было занято почти 15 млн га, а сбор урожая составил 440 млн тонн (для сравнения: в России валовой сбор овощей не превышает 11 млн тонн). Фруктовые плантации в Китае занимали 8,7 млн га, а урожай составил 62 млн тонн. На экспорт было отправлено 1,3 млн тонн фруктов, что принесло стране 720 млн долларов. За один год физический обем экспорта возрос на 14%, а сумма выручки — на 8%.

Экспорт овощей достиг 2,45 млн тонн, а в денежном выражении — 1,58 млрд долларов. Темпы роста за год составили более 8%.

Душевое потребление овощей в самом Китае достигло 350 кг, фруктов 50 кг. Для сравнения: среднедушевое потребление овощей и бахчевых культур в России — 76 кг, фруктов и ягод — 29 кг (1996 год). Во многом поэтому россияне сильно уступают китайцам и по средней продолжительности жизни.

В результате Китай стал за относительно короткий исторический период одним из ведущих производителей и экспортеров овощей и фруктов в мире и его потенциал использован еще не в полной мере.

В этой связи интересно привести мнение экспертов Минсельхоза США, которые специально изучали опыт Китая и пытались обяснить феномен превращения этой страны в ведущего производителя овощей и фруктов.

Прежде всего, необходимо отметить климатические особенности, позволяющие выращивать множество культур, от привычных (яблоки, груши, картофель) до тропических (цитрусовые, манго, папайя). Ограниченность земли и отказ от поголовного возделывания зерновых только содействуют переходу многих крестьян на выращивание овощей и фруктов.

Вторая причина — относительная свобода производителей от жесткого государственного регулирования даже до начала экономических реформ. В отличие от производителей зерна, например, овощеводы имели возможность самостоятельно решать, что и как им выращивать. С 1978 года крестьянам разрешили продавать свою продукцию на обычных рынках. Производство резко возросло, появились иностранные инвестиции. Для снабжения городов остались и прежние государственные хозяйства по выращиванию овощей и фруктов. В 1984 году были упразднены коммуны, производители получили прямой выход на рынок. Количество рынков резко возросло. Появилась контрактная система землепользования, при которой земля является коллективной собственностью деревни и отдельного крестьянина, заключившего соответствующий контракт. Крупные города снабжались в основном с помощью государственных компаний, а более мелкие населенные пункты больше полагались на местные рынки.

Нельзя не отметить активную помощь государства по созданию современной базы овощеводства и хозяйств по выращиванию фруктов. В 1988 году была начата реализация так называемой «Программы овощной корзины». Под контролем Министерства сельского хозяйства и местных органов власти вокруг крупных городов были созданы производственные мощности по выращиванию овощей. Туда направлялисиь инвестиции центрального правительства, а крестьянам передавалась новая технология, в том числе семена, теплицы, гербициды и т.д. Кроме того, огромное количество теплиц строилось государством. Их общая площадь — более 1 млн га.

В ходе реализации программы было создано 4 тыс. оптовых рынков по продаже овощей и фруктов. Спрос на качественную продукцию позволили крестьянам увеличить доходы. Многим было разрешено платить налоги не зерном, как раньше, а наличными.

Государство создавало также показательные хозяйства для внедрения и демонстрации новых сортов. При этом крестьянам оказывалась помощь при освоении нового опыта. Улучшилась транспортная сеть, опять же благодаря государственным инвестициям. Теперь потери урожая несопоставимы с тем, что было в прошлом. Более того, создана единая информационная система, позволяющая ежедневно следить за динамикой цен на всей территории страны. Система функционирует под руководством Министерства сельского хозяйства и местных органов власти.

Как уже говорилось, душевое потребление овощей и фруктов в Китае резко возросло. Однако сейчас ставится задача активно осваивать внешние рынки. Вступление Китая в ВТО обострит конкуренцию и на внутреннем рынке страны. В этой связи необходимо осваивать современные методы реализации продукции, то есть маркетинг. Современная упаковка, должная реклама, качество — все это пока в Китае не отвечает потребностям дня. На экспорт годится далеко не вся продукция. Поэтому вводится маркировка овощей и фруктов в зависимости от размера и внешнего вида.

Предпринимаются активные меры для привлечения в отрасль иностранных инвесторов, благодаря которым можно освоить нишу на внешнем рынке. Так, правительство КНР разрешило иностранным инвесторам напрямую работать с крестьянскими хозяйствами страны на основе контрактов. В течение 2—3 лет инвестор снабжает крестьян техникой и семенами, а взамен получает 2-летнее освобождение от уплаты налогов. Такую форму совместной деятельности китайские крестьяне активно развивают, например, с бизнесменами Сингапура.

Китай осваивает новые, преимущественно американские сорта овощей и фруктов, ставшие популярными в странах Азии. Это, например, яблоки сорта «Фудзи». Экспансия Китая на внешнем рынке овощей и фруктов вполне реальна, учитывая государственную политику содействия производителям. Не обойдет стороной соответствующий китайский экспорт и Россию. Пора уже самим начать резко наращивать производство овощей, иначе скоро китайцы нас буквально засыпят ими с головой.

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля