Сегодня: 2019-10-23    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

С соевыми бобами и шротом поступили так, как не поступали даже с говядиной…

Правительство Российской Федерации, изыскивая все возможности для смягчения обстановки, в этой накаленной, взрывоопасной ситуации принимает решение о привлечении под свою гарантию товарного кредита в Соединенных Штатах Америки. Подписанное в этой связи 23 декабря межправительственное соглашение «О продаже сельскохозяйственных товаров» предусматривает закупку в США на деньги американского правительства жизненно необходимой стране в то время сельскохозяйственной продукции, ее доставку и реализацию в российских регионах. При этом средства от продажи на территории Российской Федерации поставленных в счет товарного кредита США продуктов, в соответствии с соглашением, должны поступать на специальные счета Министерства финансов с последующим переводом их Пенсионному фонду РФ.

Все детали, связанные с доставкой, погрузкой, транспортировкой, сохранностью и использованием товарного кредита США, продумываются до мелочей. Специальными правительственными постановлениями, изданными по этим вопросам, определяются порядок реализации продовольственных товаров, распределение их по регионам, оптовые цены поставки региональным операторам, сроки перечисления вырученных от продажи средств и многое другое. Например, государственные агенты, на которых возлагаются функции по поставке и реализации сельскохозяйственных товаров, расходы на транспортно-экспедиционные цели, страхование морского фрахта, экспертизу количества и качества груза, комиссионное вознаграждение и другие, связанные с поставкой товаров из США в регионы России, как принято говорить, подтвержденные расходы.

Еще бы! Ведь по своим масштабам задачи и ответственность огромны! Предстоит, в соответствии с соглашением, закупить в 1999-2000 годах в США и поставить российским потребителям около 970 тысяч тонн кукурузы и 103 тысяч тонн риса, почти 46 тысяч тонн говядины и 76 тысяч тонн мяса птицы, примерно 200 тысяч тонн соевых бобов и 435 тысяч тонн соевого шрота. Как бы там ни было, но этот, первый, этап кредитного марафона российские государственные агенты с определенными потерями, но все же довольно оперативно и успешно миновали, показав при этом неплохие для международных коммерческих состязаний результаты. Кукурузу, к примеру, закупили из расчета от 82,02 до 99,86 долларов за тонну, рис обошелся от 314,16 до 330,47, говядина по средней цене 1889,8, из них лопатка бескостная — в среднем по 2574,7, мясо птицы — от 518,5 до 537,3, соевые бобы от 182,37 до 183,39, а соевый шрот — от 155 до 181,09 «баксов» за тонну.

Основные сложности, труднопреодолимые препятствия и проблемы, как и предполагалось, начались на втором этапе этого массового международного забега, который по своим результатам вполне тянул на запись в книге рекордов Гиннеса. То есть, с того момента, когда к заокеанским участникам, доставившим груз морем в российские порты, добавилась довольно значительная группа отечественных. Документы засвидетельствовали, что практически все они были достаточно подготовлены профессионально, однако далеко не каждому удалось в этой многолетней гонке дотянуть до финишной прямой. У одних не хватило «дыхалки», другие — сошли с дистанции, так и не заявив о себе, третьим — заметно не доставало воли и выдержки, четвертые — и вовсе пожелали остаться наблюдателями, а пятые — взяли уж слишком резвый старт Выявились, к тому же, многочисленные недоработки, не предусмотренные организаторами, скажем так, погрешности, приведшие к довольно неутешительным не только для участников, но и многочисленных зрителей итогам.

Обнаружилось вот только все это, к сожалению, не сразу, а в результате недавнего пристального изучения основных законодательных, нормативно-правовых и иных документов, изданных по вопросам реализации товарного кредита США, в течение более трех месяцев проводившегося инспекторским составом Счетной палаты Российской Федерации под руководством аудитора Николая Локтионова. Итогом этого труда стал представленный на заседание Коллегии под председательством Сергея Степашина отчет о результатах тематической проверки законности привлечения, эффективности и целевого использования иностранных заимствований, привлеченных под гарантии Правительства Российской Федерации, в частности, товарного кредита США, предоставленного в соответствии с соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством США «О продаже сельскохозяйственных товаров»от 23 декабря 1998 года, направленный в Совет Федерации и Государственную Думу, а также представлений на имя Председателя Правительства РФ Михаила Касьянова, руководителей ВО «Продинторг» и ОАО «Росмясомолторг».

В этих документах конкретно анализируется деятельность каждого участника многолетнего марафона по доставке и реализации сельскохозяйственной продукции, полученной в счет товарного кредита, причины, не позволившие многим из них успешно преодолеть дистанцию, а также возможные пути решения выявленных проблем и наказания виновных. В частности, здесь подчеркивается, что использование товарного кредита США осуществлялось с серьезными нарушениями законодательства РФ и постановлений правительства, изданных по вопросам его реализации. Что само Правительство РФ, Минсельхозпрод и Минфин России не обеспечили, как полагалось, должный контроль за деятельностью назначенных ими государственных агентов — ОАО «Росхлебопродукт», ГУП ВО «Продинторг» и ОАО «Росмясомолторг» — по исполнению своих обязанностей, связанных с реализацией межправительственного соглашения. Что государственные контролирующие органы, в частности, органы санитарного контроля и Росгосхлебинспекции, не осуществили своевременный контроль за количеством и качеством прибывающих в российские порты сельскохозяйственных товаров, в связи с чем в регионы Российской Федерации были направлены значительные обемы недоброкачественной продукции, к тому же, зачастую в несоответствующих обемах

К примеру, некачественная продукция составила более десяти процентов всего закупленного в США риса. Недостача груза мясной продукции составила почти двести сорок тонн (в том числе говядины на более чем миллион четыреста тысяч долларов). А вот что касается бобовых, то это, как говорится, отдельная песня. Во всяком случае, в процессе доставки, разгрузки, перевалки, переработки соевых бобов и соевого шрота, с этими продуктами поступили еще хуже, чем, например, с той же говядиной. Ее хотя бы недосчитались. С бобами же и шротом перед этим проделали целый ряд, порой изощренных, процедур, дав немалому количеству участников марафона интересное занятие, обеспечив рабочие места, загрузив производственные мощности, повысив благосостояние и утяжелив их семейную потребительскую корзину не шибко известными в России заморскими продуктами.

Началось все также тривиально, как и с другими сельскохозяйственными товарами, поступающими в счет предоставленного РФ США кредита. То есть, при их перегрузке из морских судов в железнодорожные вагоны и другие наземные транспортные средства. Здесь-то придирчивые контролеры обнаружили и зафиксировали в своих актах, что почти пятьдесят семь тонн бобов и более пятидесяти тонн шрота приплыли к нам из-за океана в непотребном виде: около пятидесяти одной тонны соевых бобов и более пятидесяти тонн соевого шрота были подмочены, а свыше шести тысяч тонн бобов — в виде сметок. Судьбу этих дефектных продуктов в результате решала совместная российско-американская рабочая группа. На основании протокола ее заседания от 15 июля 1999 года подмоченный шрот получил по дешевке (две тысячи сорок рублей за тонну) искренне нуждавшийся в нем «Рыздвяненский комбикормовый завод» на Ставрополье. Но и ему весь этот груз оказался не по зубам. Более восьми тонн шрота, на основании акта экспертизы управления Росгосхлебинспекции по Ставропольскому краю, все же пришлось уничтожить.

Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба поставленных в Россию соевых бобов, не вмешайся в дело действительно опытный марафонец федерального уровня — бывший теперь уже Минсельхозпрод. Его руководители, поднаторевшие на многоходовых операциях со многими другими продуктами, не посрамили чести своей организации и на этот раз. Превысив свои полномочия, как сказано в материалах проверки Счетной палаты, они самостоятельно приняли по ряду вопросов, касающихся полученного в счет кредита продовольствия, такие смелые и неординарные решения, которые в конечном итоге привели к резкому уменьшению не только продовольствия, но и поступивших за него из регионов средств. Например, почти двести тысяч тонн поступивших из США соевых бобов, направили не как предполагалось в регионы по установленным правительством оптовым ценам (т.е. три тысячи четыреста рублей за тонну шрота и три с половиной — за тонну бобов), а на перерабатывающие предприятия для получения соевого шрота и соевого масла.

Замысел был до гениальности прост, почему и не сразу пришел в голову. Предполагалось за счет реализации предприятиями части соевого масла, полученного от переработки бобов, компенсировать их производственные затраты. Оставшуюся же часть соевого масла переработчики должны были реализовать на рынке, переведя вырученные за это деньги на нужный счет Минфина. При этом оптовые цены реализации соевого масла и обем продукции после переработки утверждались руководством бывшего Минсельхозпрода.

Игра стоила свеч. И потому за дело взялись сразу же, не откладывая интересную схему в долгий ящик. Первый зам Минсельхозпрода В. Щербак утвердил распределение бобов по регионам и маслоэкстракционным предприятиям, договорившись с соответствующими администрациями субектов федерации об организации их переработки. Другой первый зам А. Михалев утвердил технико-экономические показатели для определения обема после переработки. А «Росхлебопродукт», исполняя решение, отгрузил почти двести тысяч тонн американских бобов на российские перерабатывающие предприятия, которые, в свою очередь, обязались превратить их в шрот и масло. Эта операция, по замыслу ее авторов — опытных и умелых марафонцев — должна была не только накормить волков и овец, но и пенсионеров, перечислив необходимые «бабки» их фонду как конечному получателю средств.

Жизнь, однако, оказалась намного сложней умозрительной схемы. К примеру, при доставке соевого шрота с маслоэкстракционных заводов в регионы были зафиксированы его немалые весовые потери. По самым скромным подсчетам они составили порядка двухсот тридцати тонн, пошедших как естественная убыль. Была и неестественная: «Уссурийский МЖК», в частности, нарушив договоренности просто не поставил адресату после переработки почти пятьсот двадцать тонн соевого шрота. Всего же так умело обдуманная и тщательно подготовленная операция «бобы — на шрот и масло» принесла на спецсчета Минфина России порядка пятисот тридцати миллионов рублей. Если учесть, что стоимость продуктов переработки одной тонны бобов при этой мастерски проделанной комбинации, составила чуть больше двух тысяч восьмисот рублей, то можно представить, почему на сто тридцать три миллиона рублей (или порядка пяти с половиной миллионов долларов США по курсу Банка России на то время) уменьшились поступившие государству средства. Так с помощью американских бобов Россия оказалась на бобах.

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля