Сегодня: 2019-10-14    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Дырка от бублика. Ею довольствуется Россия в Охотском море.

Немного географии

Восточные берега России омываются Охотским морем. Это как бы наш внутренний водоем. Но вот именно, что как бы. По периметру моря на севере расположен Камчатский полуостров, на востоке — гряда Курильских островов, на юге — остров Сахалин. Это все наши территории. Но расположенные между ними проливы обеспечивают Охотскому морю сообщение с Мировым океаном. И, стало быть, море это — не наше внутреннее. Тут уж к нему применимы нормы Международного морского права. Согласно этим нормам, Россия, как и любая другая морская страна, имеет 12-мильную зону территориальных вод. Она отмеряется от берега, то есть и от материка, и от Камчатки, и от Курил, и от Сахалина. Образовавшаяся линия — наша государственная граница. А если отмерить от нее вглубь акватории еще 200 миль, то получим, согласно тем же международным нормам, исключительную экономическую зону России. Но эта зона не покрывает всю площадь Охотского моря. Примерно в центре остается район международных вод. И немалый. Равный по площади паре-тройке центральнороссийских областей. Эту зону специалисты на своем профессиональном жаргоне называют «бубликом». Именно здесь, в районе со столь аппетитным названием происходит наиболее активный нагул минтая. А уж потом рыба мигрирует в другие районы Охотского моря, в том числе — и в исключительную экономическую зону России.

Ты — мне, я — тебе

Издавна особенно активно промыслом минтая в Охотском море занималась Южная Корея. Ясно, что наиболее лакомый кусок акватории — как раз «бублик». Но тогда полакомиться вдосталь полезным видом рыбы не смогли бы наши граждане. Вот почему 16 сентября 1991 года обе страны, полюбовно решив спорный вопрос, заключили Межправительственное соглашение. В целях сохранения ресурсов минтая в Охотском море рыболовецкие организации Южной Кореи добровольно отказываются от промысла в международной части, т.е. в «бублике», не препятствуя тем самым природе вершить свое таинство — процесс нереста рыбы. Взамен южнокорейской стороне предоставляются квоты на вылов минтая в исключительной экономической зоне России.

Взаимополезная и внятная сделка. Пример доброжелательного сотрудничества между государствами. От России реализация Соглашения возложена на Госкомрыболовство, от Южной Кореи — на Министерство по морским делам и рыболовству.

И жили бы безбедно оба профильных ведомства и дальше, если бы не взаимодействие двух других ведомств из их стран.

Расчеты и просчеты

В июне-июле этого года Счетная палата Российской Федерации совместно с Управлением по аудиту и инспекциям Республики Корея в рамках Соглашения о сотрудничестве между высшими органами государственного финансового контроля обеих стран провела проверку эффективности использования квот на вылов водных биоресурсов в исключительной экономической зоне РФ в Охотском море в 2000-2001 гг. А уже в сентябре этот вопрос был рассмотрен на Коллегии палаты.

В предложенных аудиторам материалах содержится убийственный вывод: главная цель предоставления квот — сохранение ресурсов минтая в Охотском море — не только не достигнута, но попросту саботирована. Ибо как иначе охарактеризовать тот факт, что обем допустимых уловов минтая в Охотском море за последние пять лет пришлось сократить в 3 раза?

Как отмечается в аудиторской проверке, Госкомрыболовством России при выделении квот допущен ряд просчетов и нарушений, в результате чего сформировался безусловный приоритет интересов корейских юридических лиц. Так, если в 2001 году обемы квот для иностранных пользователей по сравнению с 1998 годом уменьшились на 32,8 процента, то для юридических лиц Республики Корея — увеличились более чем в 2 раза. Из целого ряда заложенных в Межправительственном соглашении направлений сотрудничества, способных обернуться однозначной выгодой для российской стороны, реализуются только два: предоставление квот и закупка корейскими организациями парной рыбы в море с российских траулеров для обработки на корейских плавбазах.

По просьбе южнокорейской стороны, обеспокоенной ухудшением финансового состояния своих рыбопромышленников в связи с экономическим кризисом 1997 года, цены за квоты для них с 1998 года были снижены в 1,5-2 раза. А с 1999 года и вовсе было дано согласие устанавливать цену на квоты минтая без разделения его на икряной и неикряной. В результате того, что икряной минтай Северо-Охотоморского района был реализован как «обезличенный», от корейских пользователей недополучено 9,01 млн. долларов США.

Корейские юридические лица, говорится в отчете о проверке, допускали просрочку платежей за предоставленные им квоты: в 2000 году — в размере свыше 3,6 млн. долларов США и в 2001 году — на сумму более 1,3 млн. долларов США. Однако ФГУП «Нацрыбресурс» актов сверки взаиморасчетов с корейскими пользователями не составляло и штрафных санкций за задержку платежей им не предявляло.

Работа над ошибками

В представленных на Коллегию материалах констатируется, что в ходе проверки даже руководители Министерства по морским делам и рыболовству Республики Корея были вынуждены признать, что запасы водных биоресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации ежегодно уменьшаются. Кстати, они выражали готовность к развитию сотрудничества в других направлениях и формах, предусмотренных Межправительственным соглашением.

В принятом решении Коллегия Счетной палаты считает необходимым разработать и осуществить комплекс мероприятий, предусматривающих устранение просчетов и нарушений, допущенных при выделении квот пользователям Республики Корея, получение максимального экономического эффекта от сотрудничества при соблюдении приоритета интересов Российской Федерации, усиление контроля за соблюдением корейскими судами правил рыболовства и природоохранного законодательства, а также за достоверностью представляемой ими информации об освоении квот. Коллегия указала на необходимость потребовать от ФГУП «Нацрыбресурс» обеспечения действенного контроля за безусловным соблюдением корейскими юридическими лицами сроков внесения платежей за квоты и взыскать с них штраф за просрочку платежей в 2000—2001 годах. Предложено также повысить роль представительства Госкомрыболовства России в Республике Корея в организации сотрудничества в области рыбного хозяйства.

Представление Счетной палаты направлено Председателю Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, а отчет о результатах проверки — в Совет Федерации и Государственную Думу.

Так что у российского потребителя и у федеральной казны есть надежда на изменение нынешнего положения, при котором Россия имеет в Охотском море отнюдь не бублик

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля