Сегодня: 2019-09-19    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

СТАНУТ ЛИ СТРАНЫ СНГ КРУПНЫМИ ЭКСПОРТЕРАМИ ЗЕРНА?

Когда в бывшем СССР начинались рыночные реформы, многие на Западе считали, что СНГ станет нетто-экспортером зерна, в отличие от СССР, который импортировал зерно. Однако с 1994 по 2000 гг. СНГ больше покупал зерна, чем продавал, а если и осуществлял экспорт, то в очень незначительных размерах. Правда, в нынешнем торговом году за пределы СНГ страны бывшего СССР поставят 10 млн тонн зерна, в основном пшеницы и ячменя, но рост экспорта совпал с рекордным урожаем, составившим для всего СНГ 93 млн тонн пшеницы и 36 млн тонн ячменя.

Все процессы, происходящие в странах указанной группы, схожи с происходящим в России. На что может рассчитывать Россия в нынешних условиях?

Если применить метод подсчета общественных затрат на единицу готовой продукции в рублях с учетом мировых цен в долларах, то получается, что Россия имеет относительные преимущества при выпуске затратной части аграрного производства (удобрения, топливо) и оказывается в невыгодном положении при производстве собственно продовольствия. Это значит, что аграрной продукции будет выпускаться меньше, а продукции для аграрного производства больше. Точно так же выгоднее производить зерно, а не мясо. Все это обясняет, почему в переходный период произошли изменения в структуре сельскохозяйственного производства России. Так, производство мяса снизилось наполовину, а импорт резко вырос, в том числе американской птицы. После прекращения массированных государственных субсидий в животноводства в советский период в рыночной России производство мяса упало, как и должны быть в естественных условиях. Отпала необходимость в массированных закупках за границей зерна, сои, шрота для откорма скота. Значительно сократилось применение удобрений, техники, кормов, а страна стала экспортировать в огромных количествах то, что могла бы использовать для собственного аграрного производства, в том числе более 80% производимых удобрений.

Такое явление привело к падению урожайности. Аналогичные процессы происходили повсюду в СНГ. Схема одна спад в животноводстве, сокращение импорта зерна и сои, снижение использования химикатов и сельхозтехники, экспорт того, что могло бы помочь росту внутреннего производства.

На Украине, например, на экспорт идет 2/3 всех производимых удобрений. Структура затрат на производство продукции в СНГ аналогична российской. Готовая сельскохозяйственная продукция требует больших затрат, чем выпуск промежуточной, затратной части аграрного производства (удобрения). Все это не будет содействовать превращению СНГ в крупного экспортера зерна.

В перспективе дополнительные факторы могут повлиять на способность СНГ экспортировать зерно в больших обемах. Это: погодные условия, курс валют, доходы потребителей, недостаточность портовых сооружений, производительность труда в сельском хозяйстве и политика государств СНГ.

Погода серьезно влияет на обем урожая в странах бывшего СССР. За 1996-2001 гг. среднегодовой сбор зерна в них составил 126 млн тонн. В прошлом году, в основном благодаря погоде, он увеличился до 157 млн тонн.

Курс валют. Кризис 1998 года серьезно отразился на валютах всех стран СНГ. В России номинальная и реальная стоимость рубля снизилась к концу 1999 года на 80%, гривны на Украине на 65%. Конкурентоспособность двух стран как экспортеров зерна серьезно возросла. По мнению западных финансовых экспертов, курс валют СНГ все еще занижен по отношению к валютам Запада. По мере роста ВВП СНГ реальный курс валют будет расти, а это значит, что экспортировать зерно станет труднее, так как это будет менее выгодно.

Доходы населения и потребителей. В течение предстоящего 10-летия ВВП СНГ будет расти примерно на 4-5% в год. От роста доходов зависит потребление мяса, соответственно, спрос может возрасти не только на мясные продукты, но и на зерно. Потребности в кормовом зерне вызовут снижение запасов, которые можно было бы экспортировать. Если бы аграрные рынки СНГ функционировали нормально и были интегрированы в мировой рынок, спрос на мясо и зерно практически не отразился бы на экспортных возможностях. Интеграция предполагает, что внутренние цены определяются уровнем мировых цен. Поэтому любой всплеск спроса внутри страны ведет не столько к росту цен, сколько к увеличению импорта или снижению экспорта. Если же члены СНГ не интегрированы в мировой рынок, любой скачок спроса на мясо вызовет рост цен на зерно.

В Минсельхозе США полагают, что Россия, к примеру, слабо интегрирована в мировой рынок. Этому мешают неразвитость инфраструктуры, слабая законодательная база, недостаточное информационное обеспечение, фрагментация внутреннего рынка и его оторванность от мирового. В СНГ ситуация не лучше.

Способствовать "оторванности" регионального рынка от мирового могут и различия в качестве продукции, а также предпочтения потребителей. В перспективе западный капитал может прийти в Россию и СНГ, а российские производители зерна научатся торговать на мировом рынке. Правда, происходить это будет медленно. Поэтому фрагментация рынка в условиях предполагаемого роста доходов населения вызовет некоторое увеличение производства мяса, что негативно скажется на экспортных возможностях зерновиков.

Недостаточность портовых сооружений. Российский Новороссийск и украинская Одесса являются основными портами, через которые ведется торговля зерном. Из-за нехватки элеваторов их мощность составляет только 8 млн тонн в год. Быстро эту ситуацию исправить невозможно.

Производительность труда в сельском хозяйстве. Этот показатель в СССР традиционно был ниже, чем в развитых странах Запада. При реализации потенциальных возможностей СНГ эта организация могла бы превратиться в ведущего экспортера зерна. Однако в ходе переходного периода прогресса в этой области не произошло. Согласно одному исследованию, в России и на Украине, например, производительность труда в сельском хозяйстве росла только с 1992 по 1997 гг., да и то соответственно на 7% и 2%. По оценке Минсельхоза США, производительность труда в зерновом секторе России упала за 1993-1998 гг. на 8%.

Производительность труда не растет из-за неспособности осуществить подлинные реформы, улучшить управление, организацию труда и создать соответствующую инфраструктуру. Фермерство не достигло существенного уровня, не появилось эффективного рынка земли и капитала, коммерческое право не способно защитить собственность и добиться выполнения контрактов. В России появились в этом отношении некоторые надежды, так как реальностью становятся новые так называемые вертикально интегрированные производители в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. При этом финансы поступают из совершенно других секторов экономики. Система организации труда и управления могла бы стимулировать рост производительности. Правда, пока подобных свидетельств нет. Но даже в случае успеха производительность в таких условиях возрастет в рамках существующей технологической и административной системы. Действительный рост производительности был бы возможен только при укреплении вертикальных связей между производством и распределением.

Новое земельное законодательство Украины и России, которое сейчас обсуждается, призвано создать рынок земли, ее залог для получения кредитов. Неясно, правда, насколько успешно будет применяться новое законодательство. В этой связи представляется уместным считать, что в результате подобных нововведений рост экспортного потенциала скорее будет умеренным.

Государственная политика. Государство может более непосредственно влиять на производство зерна путем предоставления субсидий производителям и экспортерам. Пока в СНГ такой поддержки по разным причинам не было. Россия требует в ходе переговоров о вступлении в ВТО, чтобы ей разрешили бюджетное субсидирование села в пределах, превосходящих нынешний уровень в 10 раз. Видимо, субсидии все-таки возрастут, когда в бюджете появятся средства.

Второй аспект устранение препятствий для свободного перемещения аграрной продукции из региона в регион. Явление это характерно для России и Украины. Местные власти, вероятно, хотят обеспечить продовольствием в первую очередь подконтрольные им территории. Не исключено, правда, что они хотят создать дефицит в других регионах и добиться увеличения цен. Как бы там ни было, все это может создать проблемы мониторинга и выполнения обязательств в ходе переговоров о вступлении в ВТО. Можно предположить, что рано или поздно эти проблемы также будут решены, и это благоприятно скажется на экспорте.

Таким образом, можно ожидать, что в перспективе в СНГ произойдет улучшение инфраструктуры сельского хозяйства и всего АПК. Кроме того, возможен рост производительности труда и изменение политики государства с точки зрения роста субсидий. В предстоящее 10-летие СНГ может превратиться в "умеренного" экспортера зерна это 5-10 млн тонн в год. В последнем прогнозе Минсельхоза США указывается цифра в 7 млн тонн (это может быть обеспечено к 2012 году). При самом оптимистическом сценарии зерновой экспорт СНГ достигнет 18 млн тонн. Однако любой сценарий предполагает, что СНГ все же будет экспортировать зерно.

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля