Сегодня: 2019-09-21    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НЕВОЗМОЖНА

В нашей стране ситуация приобретает угрожающий характер с непредсказуемыми последствиями. Развал системы гос-управления и финансирования АПК вызвал сокращение производства в 2 раза, отбросив отрасль на 50-80 лет назад. Глобальность этого кризиса, его глубинный характер, к сожалению, замалчиваются, а он вступил в новую, более острую фазу.

По данным МСХ РФ, 40% населения страны испытывают белково-калорийную недостаточность. Недополучение энергии и белка оценивается в 15-20% от нормы. Во многом поэтому ежегодно смертность в России превышает рождаемость на 700-900 тыс. человек. По сути, стоит задача предотвратить вымирание России. Она диктует необходимость восстановления аграрного сектора и на этой основе обеспечение продовольственной безопасности. Без ее решения снижается актуальность военной и экономической безопасности.

Нужна стратегия физиологического выживания народов России, мобилизующая сохранившиеся людские ресурсы на максимальное использование обширных сельхозугодий, повсеместное разведение скота и птицы, восстановление построек, машино-тракторного парка и т.д.

Эта стратегия выживания должна базироваться на надежной правовой основе, четко определяющей сферу деятельности и ответственность госорганов, гарантирующей сельхозпроизводителю свободное владение и пользование своей частью российской земли, неприкосновенность вложений его труда и средств.

Для большей ясности цели и четкости действий целесообразно определить само понятие "продовольственная безопасность". Достаточно емко оно сформулировано в проекте закона "О продовольственной безопасности РФ", который был принят ГосДумой 10 декабря 1997 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря 1997 года, но до сих пор не подписан Президентом РФ: "Продовольственная безопасность РФ состояние экономики РФ, в том числе ее АПК, которое обеспечено соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями, и при котором без уменьшения государственного продовольственного резерва, независимо от внешних и внутренних условий, удовлетворяются потребности населения в продуктах питания в соответствии с физиологическими нормами питания".

Продбезопасность опирается прежде всего на экономическую мощь государства, в первую очередь на реальные возможности АПК, машиностроение, отрасли химизации и др. Огромную роль играют крепкие финансы, сильные госструктуры, обеспечивающие стабильные условия для нормальной работы.

Ничем этим село России сегодня не располагает. Продбезопасность предполагает оптимальным уровень импорта в 15%, критическим в 30-35%. Сейчас он превышен по основным видам продовольствия (птица, мясо, сливочное масло, сахар и др.). Поэтому можно говорить о потере Россией продовольственной безопасности и переходе в категорию продовольственной зависимости.

В такой обстановке Закон "О продовольственной безопасности РФ" пока невыполним, носит рекомендательный характер. Но в нем сформулированы ясные цели, основополагающие принципы и реальные ориентиры.

Несомненно, коренной вопрос продбезопасности о земле. Рассмотрим использование и правовое регулирование 190,6 млн га сельхозугодий, из которых 120 млн га занимают пахотные земли. В расчете на 1 жителя России сельхозугодий приходится 0,83 га против 0,14 га в среднем в мире.

По данным МСХ РФ и Госкомзема РФ, 98,2 млн га сельхозугодий находятся в собственности граждан, 28,2 га юридических лиц, 66 млн га земель приватизированы сельхозпредприятиями, 94 млн га находятся в государственном и муниципальном ведении.

Эти земельные ресурсы нуждаются в соединении с капиталом. Лучшей формой его привлечения является акционирование предприятий. Акционерная форма является наиболее гибкой и жизненной на рынке, позволяющей оперативно реагировать на изменения рынка, привлекать заемные ресурсы, обединяться в холдинги, интегрироваться с промышленными предприятиями.

Например, промышленный капитал в Белгородской области, вложенный в АПК в сумме 6 млрд рублей, позволил увеличить сельхозпроизводство 2001 году на 11,7%, что в 2 раза превышает общероссийские темпы роста. Активно интегрируются с сельскими промпредприятия Татарстана, Московской, Орловской, Новгородской областей и многих других регионов России.

Эффект такого развития также наглядно подтверждает опыт работы ОАО "Орловский агрокомбинат". В 2001 году в него входило 20 агрофирм, 6 филиалов и 12 дочерних предприятий. Обем производства в 2001 году по сравнению с 1999 годом вырос в 2,1 раза, в том числе производства зерна в 2,6, сахарной свеклы почти в 4, молока в 1,7, мяса в 2 раза. Выручка от реализации за два года повысилась в 2,2 раза и составила почти 2 млрд рублей, прибыль соответственно в 1,8 раза и свыше 250 млн рублей. В 2001 году инвестиции в АПК Орловской области составили 1,3 млрд рублей, парк пополнился 270 комбайнами "Дон-1500" и "Енисей-1200", 115 тракторами.

Интеграция акционерных обществ идет, как правило, по технологическим цепочкам от услуг сельхозпроизводителям до реализации готовых продовольственных изделий. Эти процессы технологически экономят затраты, равномерно распределяют прибыль и уходят от диспаритета цен, повышают устойчивость всех звеньев.

Такие вертикально интегрированные холдинги, обединяющие перерабатывающие предприятия с сельхозпроизводителями на основе единой собственности или долговременных договоров, нуждаются в правовой поддержке. Она должна создать законодательную основу для формирования таких холдингов, снять антимонопольные требования и ограничения к строго нормированной доле в Уставном капитале, разрешить им уменьшить налогооблагаемую прибыль на суммы, которые предприятие тратит на расширение и модернизацию. Эти средства, размеры которых должны быть законодательно определены, должны накапливаться на спецсчетах и использоваться строго по назначению. Обслуживающие организации типа МТС должны быть по налогообложению приравнены к сельхозпредприятиям.

Следует активизировать работу по правовой поддержке бизнеса. Максимальную стартовую поддержку следует оказать производству зерна, подсолнечника и сахарной свеклы, что снимет проблему снабжения продуктами повседневного спроса всех слоев населения, а также укрепление кормовой базы животноводства. Для справки: в странах ЕС 22,6 млрд евро, или свыше 50% субсидий выделяется на зерно, сахарную свеклу и масличные, из них 18,3 млрд евро на зерно.

Российское зерно конкурентоспособно на мировом рынке, оно может и должно стать источником поступления валютных ресурсов. Ресурсы надо сконцентрировать на производстве дешевого и качественного зерна в Краснодарском, Ставропольском краях, Ростовской области, Черноземной зоне и Зауралье. На площади примерно 10 млн га работоспособные хозяйства следует обеспечить всем необходимым для производства зерна на основе современных технологий. На это потребуется 10-12 млрд рублей, за счет которых будет обеспечен основной прирост 15-20 млн тонн. Эти вложения весьма эффективны не только с точки зрения решения проблемы продбезопасности, но и укрепления госбюджета. Каждый рубль, вложенный в производство зерна, приносит в доход федерального бюджета от 3 до 6 рублей в виде налогов и акцизов.

Курс реформ приостановил развитие сельского хозяйства как отрасли и повсеместно сдвинул население России к борьбе за выживание. В результате 8 млн га земли, или около 5% сельхозугодий сейчас находятся в собственности ЛПХ, которые дают свыше 50% всей продукции сельского хозяйства, в том числе свыше 90% картофеля, 70% овощей, 60% мяса, 50% молока и 30% яиц, обеспечивая ими почти половину жителей России.

Специалисты высказываются о неперспективности данной формы землепользования, так как в личных хозяйствах в 2001 году собран низкий урожай картофеля 108 ц/га, овощей 150 ц, ниже здесь привесы и продуктивность скота по сравнению с крупными эффективными предприятиями. Однако самообеспечение населения в экстремальных условиях уже гарантирует для значительной части россиян выполнение Закона РФ о продовольственной безопасности. Частная собственность на землю для них не декларативна, а вполне реальна, ощутима и доступна. Она служит гарантированной копилкой, меньше всего подверженной колебаниям курсов валют и дефолтам, своеобразной и бесценной сберегательной книжкой. Следует всячески поддерживать перерастание ЛПХ в товарные крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ).

В отсутствие подобных госресурсов следовало бы всячески поощрять труд на земле. Оказание помощи ЛПХ в обработке почвы, семенами и т.д. позволит увеличить занятость сельских жителей, повысить их доходы. Дело в том, что занятость селян даже в пик сельхозработ (в августе) составляет 55,6%. Значительная часть русских, оказавшихся после развала СССР за границей, с радостью вернулась бы на историческую родину, если бы их наделить землей и помочь построить крышу над головой. Максимальная занятость всех добровольно желающих трудиться на земле это практически беззатратный и самый простой способ выживания нации.

Необходимо безотлагательное совершенствование правовой базы деятельности ЛПХ и КФХ. Следует всемерно поддерживать крупные хозяйства, оказывающие ЛПХ и фермерам услуги на безналоговой основе. Семейное хозяйство, обрабатывающее более 0,5-1 га пашни (в зависимости от региона) или выращивающее 3 и более условных голов скота, целесообразно признать субектом сельхозпроизводства, с начислением трудового стажа и всех социальных льгот. Для ЛПХ и КФХ необходимо создать надежные механизмы доступа к кредитным ресурсам, в том числе к Фонду сезонного льготного кредитования.

По нашему мнению, очень важно развивать интеграционные связи мелких и средних сельхозпроизводителей с перерабатывающими предприятиями, но эти формы должны дополнять друг друга, противопоставление их вредно и недопустимо.

В то же время встает вопрос: почему же остальные 95% сельхозугодий дают обществу менее 50% продуктов питания?

Земельные участки, переданные в процессе реорганизации сельхозорганизаций и приватизации земель, являются общей собственность граждан. Эти собственники, как правило, весьма смутно осознают свои права и обязанности. Земельный участок такого владельца находится, как правило, в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Не хотелось бы связывать две цифры: сельхозпроизводство за годы реформ упало наполовину, и в то же время половину сельхозземли передали в руки, которые не способны ее использовать. Но неоспоримым является тот факт, что попытки найти варианты передачи ее собственникам, способным ее эффективно использовать, практически не предпринимались. Безликие земельные доли не только не сделали селян частными собственниками земли, а, напротив, поставили барьер для настоящих частных владельцев, которые в состоянии вернуть к жизни эту землю.

Надо скорее вернуть земле как средству производства стоимость, сделать ее рыночным товаром. Это значит: превратить землю в мощный самостоятельный фактор экономического роста, привлекательный источник инвестиций, основу развития ипотечного кредитования. Давно пора от дискуссий переходить к широкому вовлечению земли в экономический оборот. А правильность и народнохозяйственную эффективность ее использования следует обеспечивать налоговой, таможенной политикой и другими формами государственного регулирования. На период перехода к рыночным формам землевладения и землепользования следует развивать рынок права аренды, отрабатывать механизм банкротства и перехода земли, как основного средства производства, к эффективным собственникам.

Рынок земли должен регулироваться государством. Основой этого должен стать единый земельный кадастр земельных ресурсов и региональные реестры собственников конкретных земельных участков.

Серьезные положительные сдвиги в законодательстве о земле, несомненно, стали реальностью с принятием 25 октября 2001 года главного земельного закона России Земельного кодекса РФ. Однако оборот сельхозземель должен регулироваться федеральным законом. Его рассмотрение в ГосДуме в настоящее время, на наш взгляд, неоправданно задерживается, хотя всем ясно, что речь идет об одной из центральных проблем продовольственной безопасности.

Следует отметить, что принятый в первом чтении вариант законопроекта недостаточно ориентирует на использование земли крупным капиталом, в том числе банковским. Следовало бы продумать систему перехода от аренды к купле-продаже земли эффективным землепользователям, выработки механизма залога земель, повышения заинтересованности банков в залоговых операциях и всемерном развитии ипотеки.

Было бы целесообразно предусмотреть нижний предел эффективности земли сельхозназначения, после которого государство имело бы право изятия земли у владельцев с возмещением им стоимости, например, по кадастровой оценке, или введения для таких землепользователей повышенного земельного налога.

Права и обязанности государства и землевладельцев в законопроекте должны быть предусмотрены в равной степени.

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля