Сегодня: 2019-08-23    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

ЛУЧШЕ РОДНОЙ «ДОН», ЧЕМ ЗАБУГОРНЫЙ «ДЖОН»?

Наша справка. Леонид Орсик родился в 1961 г. в Белоруссии. В 1983 г. окончил Белорусский институт механизации сельского хозяйства, в 1988 г. защитил диссертацию во Всесоюзном НИИ механизации сельского хозяйства. Затем преподавательская работа в вузах, главный инженер в одном из подмосковных хозяйств. С 1998 г. заместитель руководителя, а с 2000 г. руководитель Департамента технической политики МСХ РФ.

Леонид Станиславович, несколько слов о вашем Департаменте.

В свое время он трансформировался из главка новой техники и потому традиционно его основной задачей остается контроль за машинами, применяемыми в сельском хозяйстве, и прогрессом в данной сфере. У нас в подчинении 14 машинно-испытательных станций, расположенных во всех основных сельхоззонах от Санкт-Петербурга до Дальнего Востока. В них испытываются новые модели и периодическим испытаниям подвергается уже создаваемая техника, включая иностранную. Сертификация иностранных образцов одно из основных направлений нашей работы. Тесно сотрудничаем с Министерством промышленности и технологий РФ, поддерживаем прямые связи с заводами, производящими технику для АПК. В последние годы в дополнение к традиционным, федеральным предприятиям начало развиваться региональное машиностроение. Выпуск техники этими заводами мы также контролируем и координируем.

Уже десяток лет у нас на всех уровнях твердят об удручающе низкой технической оснащенности нашего сельского хозяйства. Так что не будем повторяться. И все же, какие главные моменты этой проблемы вы бы отметили?

Повториться кое в чем придется. Обеспеченность хозяйств основными видами машин 50-60% от нормативов. Если вычленить три самых неблагополучных проблемы, это будут уборка зерна (зерноуборочные комбайны), свеклы (свеклоуборочные комбайны) и обеспеченность энергосредствами или тракторами.
К весне этого года в наших хозяйствах имелось 754 тыс. тракторов, или 53% от нормативных потребностей в них, 223 тыс. (37%) плугов, 248 тыс. (60%) культиваторов и 192 тыс., или 51%, зерноуборочных комбайнов. Причем, большая часть это устаревшая техника, создававшаяся 30-40 лет назад. К тому же она на 60-70% уже самортизирована. При нормативе 10-12% списывается только 6-7%, обновляется же 2-3% в год.

Какую долю составляют благополучные по технической оснащенности хозяйства?

Точных данных нет, но по т.н. экспертной оценке можно считать, что хозяйств, способных решать задачи технического оснащения на должном уровне, наберется 15%.

Наверное, вся импортная техника именно в них и сосредоточена?

Нет, это не так. Главным образом она концентрируется на машинно-технологических станциях. Происходит это благодаря политике субектов РФ, закупающих ее за счет своих возможностей. Распространена такая практика преимущественно в зерновых регионах. Отметил бы хороший пример Башкирии. Там создана головная республиканская МТС, которая курирует деятельность 41 районной станции. Самые распространенные виды услуг уборка урожая и обработка почвы, т. е. наиболее ответственные и сложные задачи. Это серьезные, далеко не карликовые предприятия, в каждом из которых от 100 до 200 единиц техники, включающие энергонасыщенные трактора ("Кировец", Т-150), набор орудий и комбайнов. Цена услуг обычно 15-20% урожая. Внедрение МТС мера вынужденная, но в ближайшее время серьезной альтернативы ей нет. Техника, особенно импортная, очень сложная и дорогая, требует высокой квалификации при обслуживании. Башкирские МТС в большинстве своем укомплектованы комбайнами New Holland ("Нью Холланд") и Case ("Кейс"), которые работают уже три года.

И что же можно сказать о результатах их эксплуатации?

Вопрос непростой. Все надо считать. Западный комбайн дороже нашего в 3-4 раза. В первые годы в эксплуатации он более надежный, поэтому серьезных затрат в этот период нет. К тому же два года гарантийного обслуживания за счет фирмы. Затем начинаются проблемы. У нас такого длительного, да еще и проанализированного опыта нет. А вот украинские коллеги, раньше нас начавшие покупать импортные комбайны, в основном фирмы John Deere ("Джон Дир"), с этим фактом столкнулись. После трех лет эксплуатации резко возросли обемы ремонтов, потребность в запчастях. А обслуживание, как водится, не налажено в нужной мере. В результате часть парка тут же "встала под забор". Надо и нам быть готовыми к этому.

Минсельхоз как-то участвует в регулировании рынка, помогает нашему машиностроению?

Да, конечно. Первое путевка в жизнь машине дается через испытания на наших МИСах. Иначе она не получает сертификацию. С этого года в соответствии с законом об инженерно-технической системе внедряем Федеральный технический регистр (ФТР). В него будет включена вся техника, рекомендованная нами для применения в сельском хозяйстве. Чтобы попасть в него, необходимо пройти целую процедуру. Если прежде машина испытывалась только на безопасность, то теперь она должна также соответствовать требованиям по показателю назначения. К примеру, плуг, включенный в регистр, должен полностью выполнять агротехнический прием, т. е. качественную вспашку. Таким образом, ФТР станет одним из рычагов воздействия на рыночную стихию.
Второе закупка техники с использованием федеральных средств. Речь, прежде всего, идет о лизинге. Закон РФ предусматривает выделение средств для закупки и поставки сельхозпроизводителям на условиях лизинга только отечественной техники. Лизинг в стране применяется с 1994 года, мы теперь хорошо видим все его плюсы и минусы. В прошлом году создана новая компания "Росагролизинг" с полностью государственным капиталом. Из бюджета для нее выделено 5 млрд руб. В этом году лизинговые операции осуществляются под 7% годовых плюс операционные расходы. Пользоваться лизингом могут все сельхозпроизводители. Для фермеров продолжает оставаться 10-процентная квота.
Заявок поступает очень много. Но, в отличие от предыдущих лет, возможность пользования лизингом теперь более жестко обусловлена гарантией возврата. Требуется залог, гарантия, подтвержденная местным бюджетом, банком или инвестором. В связи с этим у ряда территорий возникли проблемы нечем гарантировать.
Поскольку лизинговых денег на решение всех проблем села недостаточно, министр сельского хозяйства РФ установил приоритетные направления их использования: 3 млрд руб. комбайны, 1 млрд тракторы, 600 млн руб. новые технологии, позволяющие комплексно решать производственные задачи и 400 млн руб. закупка племенного скота.
И третье работа с зарубежными компаниями. Минсельхоз отвергает закупки импортной техники с использованием правительственных гарантий, квот и т.д., но поддерживает создание совместных производств по выпуску современной техники. В качестве примера можно привести коломенский комплекс машин "Колнаг" по выращиванию картофеля, пермский комплекс для заготовки сенажа в упаковке и некоторые другие.

По каким видам техники иностранцы более всего продвинулись на нашем рынке?

По зерноуборочным комбайнам. Судите сами. В прошлом году импортных комбайнов ввезена 1 тыс., а произведено 9 тыс. Причем, часть из них была продана за рубеж.

Что из себя представляет региональное машиностроение?

В большинстве своем уровень продукции этих предприятий низок. Удачных примеров мало. Главным образом, это традиционно производившаяся в регионе или ставшая труднодоступной недорогая и простая техника. Например, обычный плуг. Сегодня приобрести его стало затруднительно (ранее основным поставщиком был украинский завод "Одессапочвомаш"). Вот и начинают воспроизводить у себя технику, как правило, морально устаревшую, по образцам 30-летней давности, что называется, "на коленке". Лишь единицы пытаются сотрудничать с наукой. Зато, такие плуги в сравнении с импортными поворотными плугами или комбинированными агрегатами дешевы и неприхотливы.

Есть ли признаки улучшения покупательной способности хозяйств за последние годы?

Определенная тенденция есть. Вспомним, что 1998 год был провальным. Тогда промышленность практически встала. Никто ничего не мог купить. К примеру, "Ростсельмаш", производивший раньше 70 тыс. комбайнов в год, в том году произвел их 800 штук, а в 2001 году уже 7100 комбайнов. При этом надо учесть, что в прошлом году федерального лизинга не было. В последние три года на селе происходят ощутимые изменения, которые благотворно действуют и на промышленность. Заводы сельхозмашиностроения понемногу оживают.

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля