Сегодня: 2019-08-18    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

РЕАЛЬНЫЙ ПУТЬ ОЗДОРОВЛЕНИЯ АПК.

ПОСЛЕДНИЙ ШАНС?

Справедливости ради отметим, что многие нынешние финансовые беды аграриев это в той или иной степени последствия непродуманной, а то и вовсе ошибочной государственной политики в АПК. Так, ничем не оправданная импортная интервенция зерна в размере 25 млн т (!) в 1992 году на три года обрушила внутренние цены на зерно и практически лишило зерновые хозяйства собственных оборотных средств, подорвала интеграцию с кормопроизводством и животноводством.

Позже этот глубокий нокдаун для хозяйств имел тяжелейшие последствия в форме регулярного скрытого импорта зерна в беспрецедентных размерах 40 млн т (!) зерна, таков эквивалент ежегодного импорта продовольствия, подрывающего основы уже и отечественных сельхозпереработчиков.

Сюда же следует отнести, мягко говоря, не оправдавшую себя в России (да и в других странах) политику искусственного сжатия денежной массы, политику, старательно исполненную на базе сомнительной теории неомонетаризма. Политику, которая не только не устранила инфляцию, но создала питательную среду для натурализации товарообмена, тотальных неплатежей, гигантского роста теневого товарно-денежного оборота, размаха коррупции и общесистемного экономического кризиса всех отраслей народного хозяйства.

Как самые яркие проявления игнорирования обективных законов денежного рынка и организации финансовых и налогово-бюджетных отношений выступают в нашей стране проблемы налоговых долгов, бюджетного дефицита, хронического недофинансирования социального сектора и свертывание стратегических государственных программ по воспроизводству производительных сил.

Попытки погашения налоговых и других видов задолженностей предпринимались Правительством РФ неоднократно с начала реформ и до сих пор. Масштаб и методы осуществления таких мероприятий были различными. Так, применялись единовременные отраслевые и межотраслевые взаимозачеты, налоговые (в т.ч. так называемые "обратные") зачеты. Попробовали и специальные финансовые инструменты, казначейские векселя, налоговые освобождения, обязательства, облигации и др. Наконец, предпочтение было отдано методу реструктуризации кредиторских (в первую очередь, налоговых) задолженностей, т.е. процедуре рассрочки уплаты основной суммы долга в сочетании со списанием суммы накопленных штрафов и пеней.

Впервые такой порядок для предприятий всех отраслей был использован в 1999-2000 годах в соответствии с Постановлением Правительства РФ 1002 от 3 сентября 1999 г. И хотя за этот период было реструктурировано всего лишь 23,3% общего размера налоговой задолженности (90 млрд руб. из 386 млрд руб.), тем не менее механизм Постановления 1002 почти полностью перенесен в Постановление Правительства РФ 458 от 8 июня 2001 года "О порядке и условиях проведения в 2001 году реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов".

По заявлениям, сделанным для прессы Министра РФ по налогам и сборам Г. Букаева, а также заместителя Министра Финансов РФ С. Шаталова, реструктуризация налоговых задолженностей в 2001 году будет последней.

Таким образом, недоимщикам дается последний шанс на льготных условиях избавиться от долгов государству и избежать унизительной, болезненной и сомнительно полезной процедуры принудительного банкротства.

А может быть, все-таки этот шанс не последний? Может быть для сельскохозяйственных предприятий (учитывая их особую социальную роль и специфику технологий производства) государство выберет особый порядок и особые сроки погашения долгов? 

Что касается сроков приема заявок на реструктуризацию налоговых недоимок, то для сельскохозяйственных предприятий, действительно, сделано исключение срок продлен до 1 апреля 2002 года. Так было решено на совещании Правительства РФ, состоявшегося 9 ноября 2001 года, что в ближайшем времени отразится в специальном нормативном акте.

А вот технология и порядок погашения задолженностей останутся без изменений.

Никакого "прощения" или "бесплатного" списания долгов больше не будет.

Более того, после 13 июля 2001 года, с принятием Государственной Думой РФ в первом чтении Федерального Закона "О финансовом оздоровлении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций и их реформировании" исчезла возможность списать 70 млрд рублей штрафов и пеней по долгам аграриев в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды.

Таким образом, на сегодня существует только один путь для выживания сельскохозяйственной организации как целостной структуры это успеть реструктуризовать накопленную (в первую очередь, налоговую) задолженность в порядке, предусмотренном Постановлением 458. Время пока есть. 

А реальные возможности? 

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ДОЛГОВ. ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ

За годы реформ в ходе проведения налоговых реструктуризаций в той или иной степени удалось апробировать, во-первых, разнообразные методы зачетов взаимных обязательств между налогоплательщиками (недоимщиками) , бюджетами (кредиторами) и бюджетополучателями.

В результате, принимая во внимание обективную, абсолютную и хроническую нехватку "живых" денежных средств в расчетах между хозяйствующими субектами, включая и расчеты с бюджетами различных уровней, Правительство РФ разрешает использовать при исполнении бюджетов механизмы неденежных зачетов в виде, например, так называемого связанного финансирования (см. Письмо МНС РФ от 20 марта 2000 г. АС-6-09/203, Письмо МФ РФ ВВ-6-09/1062 и МНС РФ

03-07-21/133 от 29 декабря 1999 г.).

Во-вторых, с целью гарантий и обеспечения обязательств недоимщика в процессе реструктуризации налоговых задолженностей, были испробованы различные механизмы залогов имущества. 

Но что может заложить бедный недоимщик? Свои акции, как титулы собственности? Пробовали. У государства оказывались пакеты почти неликвидных акций, которые никто не хотел покупать. Стало быть, бюджет по-прежнему оставался пустым.

Недвижимое имущество? Но как его закладывать? Как реализовывать заклад в случае неисполнения обязательств недоимщиком? Как все эти операции оформлять? Ни законов, ни практики нет.

Движимое имущество? Это намного лучше, особенно, если предмет залога более или менее ликвидная продукция недоимщика-залогодателя. Однако и здесь не все гладко.

При классическом, "чистом" залоге имущества залогодатель вынужден на весьма продолжительный срок изымать из коммерческого оборота значительную часть своей продукции, неизбежно обедняя денежные потоки. Кредитору же, залогодержателю, в случае необходимости обращения взыскания на предмет залога нужно пройти такие громоздкие судебные и организационные процедуры, что либо пропадет всякая охота связываться вообще с залогами, либо размер залога станет искусственно раздутым, намного превышающим сумму долга.

А можно ли устранить недостатки залогово-обеспечительских конструкций, и при этом облегчить финансовые нагрузки для недоимщика, с одновременным усилением надежности и гарантий обеспечения обязательств для кредитора? Оказывается, можно.

Если использовать такой проверенный веками, многофункциональный, но малознакомый хозяйственным руководителям и государственным служащим финансовый инструмент, как Складское Свидетельство (СС).

В субектах Федерации Складские Свидетельства стали применять в реструктуризациях различных видов задолженностей, начиная с 1998 года.

Не дожидаясь принятия застрявшего ныне в Совете Федерации РФ Закона РФ "О двойных и простых складских свидетельствах", которому в декабре 2001 г. исполняется 3 года, наиболее прогрессивные, практичные и дальновидные руководители регионов своей волей провели соответствующие местные нормативные и законодательные акты, регулирующие обращение СС, в том числе для проведения налоговых реструктуризаций.

Здесь можно отметить республики Марий Эл, Чувашию, Татарстан, Ставропольский и Красноярский края, Свердловскую, Челябинскую, Пензенскую области и др.

Разумеется, как содержание принятых нормативных документов, так и технологии применения СС в регионах хотя и жизнеспособны, но еще далеки от совершенства например, не отработаны многие вопросы бухгалтерского учета, налогообложения, оформления бланков, депозитарных и биржевых операций с СС и пр.

В процессе обобщения и тщательного анализа опыта применения СС в регионах и различных отраслях производства специалистами КБ "СЕМБАНК" разработаны технологии обращения "семенных" и "зерновых" СС, которые позволяют преодолеть ограниченность и недостатки методов использования СС, повысить их надежность и эффективность. 

Технологии разнообразны и, помимо решения проблем налоговых реструктуризаций, они дают реальный инструмент для ТОВАРНО-ЗАКУПОЧНЫХ ИНТЕРВЕНЦИЙ государственных органов на рынках сельхозпродукции (предусмотренных Постановлением Правительства РФ 580 от 3 августа 2001 года).

Итак, в чем была ограниченность моделей применения СС в ходе реструктуризаций? И что, в связи с этим, предлагает КБ "Сембанк"?

НЕДОСТАЮЩЕЕ СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО

Практически во всех ранее применявшихся схемах реструктуризаций с использованием СС в качестве обеспечения обязательств недоимщиков не привлекался БАНК. Складские Свидетельства либо передавались Агентам бюджетов для продажи СС на рынке, причем не как ценную бумагу, а как 100%-й эквивалент товара, обозначенного в СС. Либо, что еще слабее, только в качестве залога регулярности и полноты текущих и реструктурированных платежей. 

В любом случае исходили из того, что есть Покупатель товара по СС и у этого покупателя есть достаточное количество "живых" денег для покупки товара, наполняющего СС. Увы, так было очень и очень редко. А в зерновой отрасли и подавно. Именно здесь, как нигде остро, в ходе реструктуризации недоимок потребуют решения следующие задачи:

как обеспечить для недоимщика (владельца, скажем, зерна) регулярность продаж товара за "живые" деньги;

как обеспечить "живыми" деньгами Покупателя товара по СС (переработчика зерна мелькомбинат, комбикормовый завод, крупяную фабрику и пр.);

как профинансировать бюджет (точнее бюджетополучателей) для развязок долгов и неплатежей бюджета недоимщику или его партнеру, а также для покупок товара, наполняющего СС недоимщика.

Без свободных средств профессионального инвестора здесь не обойтись. А лучший инвестор, профессионально владеющий такой техникой финансирования, это БАНК.

Искусство современного финансиста это не только и не столько умение с выгодой покупать и продавать денежные средства, сколько правильная оценка и эффективное управление рисками. 

Участвуя в процессе реструктуризации, БАНК берет на себя риски кредитора бюджета, подпитывает покупательную способность потребителей зерна, контролирует денежные потоки при реализации продукции недоимщиков и развязки налогово-бюджетных расчетов, сообщая необходимые импульсы для работы и обеспечивая устойчивость всей системе.

КАК ВСЕ ЭТО РАБОТАЕТ?

Не вдаваясь в детали и разнообразие разработанных технологических схем реструктуризации с применением СС и банковского кредита, отметим базовые моменты.

Первое. Производится своеобразная "очистка" бюджета от взаимных обязательств самого бюджета и налогоплательщиков-недоимщиков (производителей зерна) и/или их контрагентов (в нашем примере поставщиков ГСМ, химикатов, семян, сельхозтехники и др.) с тем, чтобы максимально сократить общую потребность в денежных средствах для погашения недоимок, и, кроме того, для зачета или списания той суммы искусственно образовавшихся долгов, которые произошли из-за неплатежей бюджета за поставленную продукцию. 

(Можно пойти еще дальше, например, как в Курганской области, и запустить новый интересный актив, позволяющий не только "расшивать" внутри и межбюджетные, а также налогово-бюджетные платежи и расчеты, но и получать дополнительный доход в бюджет субекта Федерации, но это отдельная тема (прим. авт.).

Здесь же совсем не лишним будет исключение из общей суммы недоимок той ее части, которая, в соответствии с действующим законодательством, может (и должна) быть оспорена в суде.

Работа серьезная, но она стоит того.

Второе. Продукция недоимщика (здесь может быть не только зерно, но и другие товарные группы хлебопродуктов шрот, комбикорма, крупы и др.) помещается на уполномоченный Склад (элеватор, комбинат ХПП, реалбазу) и оформляется соответствующим СС (простым ПСС, или двойным ДСС).

Далее СС (точнее, продукция, его наполняющая) оценивается Банком, помещается в его (или специальный) Депозитарий для хранения и учета СС. Банк с определенным дисконтом (скидкой) от стоимости СС выдает кредит недоимщику, перечисляя сумму этого кредита СРАЗУ в бюджет.

Третье. У недоимщика остается на руках либо вторая часть СС (собственно складское свидетельство, если применяется конструкция двойного складского свидетельства, когда вторая его часть, залоговое свидетельство (варрант) передается в Банк, блокируя, тем самым, получение товара со Склада до погашения кредита), либо выписка по счету ДЕПО, где хранится простое СС, также заблокированное для физической выдачи до возврата кредита.

Так вот, имея на руках эти инструменты, недоимщик может прекрасно (и без ненужных посредников) торговать самим товаром, выручая определенную сумму денег (по размеру, понятно, меньшей, чем полная рыночная стоимость товара).

Четвертое. Такое преимущество с пользой для себя использует Покупатель СС (это может быть и профессиональный заготовитель и сам переработчик товара). В самом деле, цена на товар, во-первых, четко зафиксирована суммой кредита, выданного под СС, и суммой продажи его товарораспорядительной части (собственно СС, отделенного от ДСС, или простого СС). Во-вторых, зафиксирован срок полного выкупа товара по СС, который совпадает со сроком окончания кредита. 

Таким образом, у переработчика появляется своеобразный финансовый рычаг, когда, имея минимум собственных оборотных средств, можно "застолбить" за собой право выкупа товара по "сегодняшней" цене. Такого эффекта не достигнешь при обычном кредите или форвардной сделке.

Пятое. Когда истекает срок кредита Покупатель-переработчик товара выкупает у Банка либо залоговую часть СС (Варрант), либо право на получение ПСС, и тем самым, погашает за недоимщика кредит, получая взамен нужный ему товар.

Все. Схема замкнулась. И каждый получил свое.

БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ

В данной технологической схеме обеспечивается интеграция деятельности основных участников налогово-бюджетных отношений при взаимовыгодности результатов совместных действий.

Недоимщик:

Помимо главной задачи избавления на льготной основе от паразитирующей массы долгов и сохранения экономического статуса недоимщик попутно решает проблемы сбыта своей продукции и получения в полное распоряжение для оперативных целей "живых" денежных средств. Закладываются основы нормального финансового состояния и цивилизованной торговли продукцией.

Бюджет:

Происходит наполнение доходных частей бюджета реальными денежными средствами, ликвидируются недоимки и долги самого бюджета перед бюджетополучателями. Появляются средства для практической поддержки местных сельхозпроизводителей, выгодных закупок продовольствия и сельхозсырья для оперативного регулирования рынка и решения местных социальных проблем.

Нормализуются финансовые потоки в регионе, снижается обем теневого товарно-денежного оборота, создаются предпосылки, благоприятствующие притоку инвестиций.

Банк:

Получая процентный доход за выданные кредиты, Банк не только расширяет впоследствии свои денежные ресурсы для дальнейшего обслуживания своих клиентов, но и (что более важно) создает потребности в новых банковских продуктах, изменяет к более цивилизованному характеру саму структуру финансовых потребностей местных предприятий.

Иными словами, Банк способствует выдавливанию теневого оборота, прозрачности рынка, снижению общих рисков для серьезных инвесторов, финансовому оздоровлению и прибыльности своей клиентуры.

Добавим еще один немаловажный аспект. Для того, чтобы максимально облегчить для недоимщиков бремя обслуживания долга, в частности, стоимость банковского кредита, выдаваемого под СС, можно воспользоваться льготами, предусмотренными в Законах о бюджетах различных уровней, и, в первую очередь, в Законе о Федеральном Бюджете на 2002 год в части субсидирования процентных ставок. Соответствующие статьи имеются и в бюджетах субектов Федерации.

На снимке: "Где же ваша помощь, банкиры?" (Николай Филимонов, главный агроном колхоза "Россия" Старопольского края на одном из своих полей во время уборки урожая).

Фото Виктора ПИНЕГИНА

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля