Сегодня: 2019-08-23    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

ИМПОРТНАЯ МЕБЕЛЬ ИЗ НАШЕГО ЛЕСА.

По данным Госкомстата, за январь-август 2001 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года выпуск продукции лесозаготовительной промышленности России в целом сократился на 2,0%. Вывозка древесины снизилась на 2,0%, деловой древесины на 0,5%, технологической щепы для производства целлюлозы и древесной массы из отходов лесопиления на 5,7%. В деревообрабатывающей промышленности производство продукции уменьшилось на 1,8%, в том числе, пиломатериалов на 5,9%. Сохраняющийся спрос внешнего и внутреннего рынков увеличил выпуск клееной фанеры (на 5,3%) , древесностружечных и древесноволокнистых твердых плит (на 6,3% и 1,5%).

По мнению специалистов, снижение общих показателей обусловлено как увеличением с 13 марта 2001 г. ставок лесных податей в среднем по РФ в 1,8 раза, так и снижением цен внешнего рынка на пиломатериалы и недостатком качественного сырья для их производства. Из-за нехватки оборотных средств практически прекращена заготовка древесины вахтовым методом, снижены обемы ее межсезонных запасов.
В 2001 г., по данным Минэкономразвития РФ, выпуск пиломатериалов по сравнению с предыдущим годом сократится на 5,3% на фоне увеличения производства деловой древесины на 4,6%.
Общая площадь российского леса 774 млн га, его ежегодный прирост более 800 млн кубометров древесины. Из древесных пород преобладают лиственница, сосна, береза, ель, кедр, пихта, осина, дуб, клен, липа. Лесистость РФ 45,3%, что превышает аналогичный показатель Канады (42%), Бразилии (40%), Югославии (34%), США (32%), Германии (28%). Здесь Россия уступает лишь Японии (66%), Финляндии (65%), Анголе (58%), Заиру (55%) и Швеции (49%).
До последнего времени отечественный лесопромышленный комплекс (ЛПК) занимал второе (после США) место в мире по производству древесины, вносил существенный вклад в формирование валового национального продукта и экспортных поступлений, обеспечивал занятость около 2 млн человек.

За 90-е годы инвестиции в российский ЛПК уменьшились почти в 7 раз. В условиях глобального системного кризиса обемы производства лесоматериалов в России сократились в 3-4 раза. Ныне ее доля в мировом лесопромышленном производстве составляет: по заготовке древесины 2,З%, выпуску фанеры 2,0%. По потреблению продуктов глубокой переработки древесины в расчете на душу населения наша страна оказалась на одном из последних мест в мире.
Расчетная лесосека осваивается в целом по стране на 1/5. При наличии больших запасов древесного сырья, трудовых ресурсов и слабой загрузке производственных мощностей (40-60%) наращивание обемов лесозаготовок и глубокой переработки древесины сдерживается из-за низкого технического уровня производства в большинстве отраслей ЛПК. Лесозаготовительные работы механизированы лишь на 1/3, остальные выполняются с помощью ручного моторного инструмента.
Значительно сдерживает развитие лесного сектора его несовершенная отраслевая структура и пространственная модель размещения. Наибольший спад производства в последнее десятилетие произошел в тех регионах, где отсутствует целлюлозно-бумажная промышленность, без кооперации с которой лесозаготовки и лесопиление не смогли обрести достаточной устойчивости при переходе к рынку.
Средний возраст машин и оборудования в ЛПК 25 лет. Износ основных производственных фондов к 2000 г. достиг в целом по лесному комплексу 59%, в том числе, в лесном хозяйстве и на лесозаготовках 65%, в деревообрабатывающей промышленности — 51%. Уже несколько лет списание изношенного оборудования почти в 4 раза опережает ввод новых мощностей (10-15% против 2,5-3,5%).
Частичная замена и модернизация оборудования были проведены в конце 80-х годов на предприятиях, выпускающих древесностружечные и древесноволокнистые плиты, фанеру и пиломатериалы. За последние десять лет из-за дефицита инвестиций новые мощности практически не вводились. Ныне эксплуатируется около 30% полностью самортизированного оборудования. Сроки работы основного технологического оборудования превышают нормативные в среднем на 80%.

Оборудование для глубокой переработки древесины, обеспечивающее необходимое качество конечного продукта (мебельного щита, фанеры, собственно мебели) в РФ не производится. Деревообрабатывающие предприятия, в основном, используют устаревшую технологию и не способны производить конкурентоспособную продукцию. Современное оборудование установлено лишь на совместных предприятиях, выпускающих продукцию для внешнего рынка.
Следствие технической отсталости лесопромышленного производства сравнительно невысокое качество производимой продукции и, соответственно, низкие цены на нее на зарубежных рынках. В структуре производства велик удельный вес продукции первичной обработки древесины. Доля пило и круглых лесоматериалов составляет более 1/3 общего обема выпуска продукции. Глубина переработки древесины значительно отстает от уровня развитых лесопромышленных стран. Так, из 1 тыс. кубометров заготавливаемого сырья в России производится фанеры в 2,3 раза меньше, чем в США.
Большинство предприятий лесной промышленности, особенно с высокозатратной инфраструктурой и устаревшим оборудованием, неплатежеспособны. Число убыточных производств в лесном секторе только за 1992-1998 гг. возросло в целом по РФ в 10 раз, а удельный вес их в общем количестве предприятий увеличился с 5,1% до 40% . Рентабельность лесопромышленной продукции уменьшилась за этот период вдвое с 40% до 20%. В 1999-2000 гг. наметился подем производства основных видов лесопродукции, однако, говорить о выходе лесного сектора из кризиса еще рано. Этому мешает критическая степень изношенности основных фондов и несбалансированная структура ЛПК относительно потребителей его продукции.
Неплатежи, высокие транспортные тарифы и цены на энергоносители резко сократили емкость внутреннего рынка, увеличение доли транспортных и энергетических затрат в общей себестоимости продукции привело к росту цен на нее и снижению обемов продаж. В этих условиях экспортные поставки, прежде всего, в страны дальнего зарубежья, стали для многих предприятий практически единственным средством поддержать производство.

Поставки различных лесных товаров (пиловочник, фанерный кряж и пиломатериалы) на западный рынок осуществляются, в основном, из европейской части России, что при действующих таможенных пошлинах и железнодорожных тарифах делают экспорт вполне эффективным. Но из-за высокой стоимости перевозок экономически невыгодны экспортные поставки лиственных и хвойных балансов, а также лесоматериалов из многолесных районов азиатского региона и Красноярского края. Основным импортером российских лесоматериалов в азиатско-тихоокеанском регионе является Япония. Однако зона поставок ограничивается Дальним Востоком и Читинской областью. Вывоз хвойного пиловочника из более западных многолесных областей РФ нерентабелен.
В ряде случаев реализовать продукцию на внутреннем рынке сейчас выгоднее, чем отправлять на экспорт. Цена на некоторые лесные товары (например, плиты ДСП) в РФ несколько выше, чем за рубежом. Однако за экспортные поставки платят стабильнее. Российские же предприятия-потребители не всегда рассчитываются сразу и "живыми" деньгами. Поэтому, сравнительно высокая стоимость перевозок часто не является препятствием для вывоза лесопромышленной продукции из многих регионов России. В то же время, лишь 30% ее экспортируется непосредственно производителями, остальные 70% через многочисленных посредников.

Мировой рынок предявляет все более высокие требования к качеству пиломатериалов, падает спрос на сырую доску. Все больше высококачественных, просушенных пиломатериалов поступает на отечественный рынок из-за рубежа. Для их изготовления необходимо современное оборудование, приобрести которое могут немногие российские предприятия. Ожидается, что в ближайшие годы в регионе Евросоюза начнут действовать более жесткие нормы по влажности, сортности, размерности пиломатериалов (как производимых в регионе, так и поступающих по импорту). Это может снизить и без того невысокие экспортные цены на российское сырье.
Российская фанера, напротив, вполне конкурентоспособна как на внутреннем, так и на внешнем рынках. За 90-е годы ее производство в стране сократилось на 1/3, но экспорт увеличился, более чем вдвое. Сегодня порядка 68% всей изготавливаемой в РФ фанеры идет на экспорт. Но обемы производства особо высокосортной продукции (мировые цены на которую в 1,5-2 раза выше) незначительны. Проблема та же: у предприятий не хватает средств на оборудование для изготовления фанеры большого формата, ее шлифование и ламинирование.
На фоне этого лесной экспорт РФ все больше приобретает сырьевую направленность. В последние годы большую часть валютной выручки обеспечивают пило и круглые лесоматериалы, доля которых соответственно равна 25 и 32%. Следует отметить, что развитые лесопромышленные страны практически не вывозят круглый лес, а по доходам от экспорта продукции ЛПК при более скромных сырьевых возможностях многократно опережают Россию.
Древесное сырье наиболее дешевая продукция. Чем выше уровень внутренней переработки, тем выгоднее экспорт, хотя экспортировать продукцию высокого передела сложнее. По мнению экспертов, на внешнем рынке конкуренция в этом секторе острая и пускать туда российские изделия высокого передела, например, мебель будут с меньшей охотой, чем круглый лес или сухую доску. Однако некоторые российские компании смогли даже в условиях дефицита инвестиций установить современное оборудование (часто обанкротившихся европейских предприятий). Используя более дешевые, чем в Европе, сырье, энергоресурсы и труд работников, то есть имея значительный запас "выживаемости" на внешнем рынке, они доводят качество своей продукции до европейских стандартов.

Эффективная экспортная политика наряду с повышением инвестиционной активности могла бы способствовать решению финансовых проблем ЛПК (в свое время достаточно масштабный экспорт его продукции из СССР во многом способствовал импорту в страну современного оборудования). Кроме того, лесной экспорт имеет большое значение для формирования валютных ресурсов страны, стабильно занимая 4-5 позицию в общей валютной выручке РФ. Однако неорганизованность российских экспортеров, отсутствие действенных механизмов, позволяющих государству проводить целенаправленную торговую политику на товарных рынках, отрицательно сказывается на формировании цен и эффективности экспорта.
В недалеком прошлом поставки осуществлял ограниченный круг экспортеров, деятельность которых строго контролировалась государственными органами, в частности, специальной инспекцией по качеству, сегодня же в лесном экспорте работает тысячи частных предприятий. Это в основном непрофессиональные, неспециализированные организации, которые не имеют представления о действующих правилах ценообразования, практике заключения и реализации контрактов. У них нет специалистов, обеспечивающих юридически грамотное соблюдение контрактных условий, а также требований стандартов РФ, стран ЕС, Японии и других импортеров.
Общепринятая практика предусматривает заключение долгосрочных контрактов, согласованность и координацию продаж, проведение политики единых цен как фирмами-поставщиками из одной страны, так и экспортерами нескольких стран. В среде же российских лесоэкспортеров нет консолидации для выработки общей политики на рынках и соблюдения правил цивилизованной конкуренции. Перед зарубежными конкурентами, практикующими солидарность, российские экспортеры выступают разрозненно и постоянно проигрывают на переговорах. Из-за фирм-однодневок, сбывающих лес по бросовым ценам, госбюджет и крупные компании несут серьезные потери. Весьма значительны убытки от применения к некоторым товарам антидемпинговых мер.
Из-за неквалифицированных действий мелких экспортеров в последние годы значительно снизились контрактные цены на отечественные пиломатериалы. Перенасыщение скандинавского рынка в середине 90-х годов, как известно, привело к заметному сокращению российского экспорта лиственных балансов и практической остановке лесозаготовительных предприятий центра России.
Российское древесное сырье стабильно считается одним из самых дешевых в мире прежде всего, из-за его постоянного переизбытка на мировом рынке и невысокой конкурентоспособности (в сравнении с аналогичным товаром из Скандинавии или Канады). По оценкам зарубежных экспертов, в регионе Евросоюза ежегодно его скапливается на 20-25% больше потребностей. Это позволяет компаниям-импортерам получать барыши, "играя" с ценами поставок из РФ.
Сказывается на уровне цен и "транзитный демпинг", в частности, крупными экспортерами на еврорынок российских пиломатериалов стали страны Балтии, через порты которых вывозится свыше 30% лесоэкспорта РФ. Заказчиками формально являются эстонские, латвийские фирмы, которые затем реэкспортируют российский товар в страны ЕС под национальной маркировкой.

Из-за технологической отсталости российские производители-экспортеры не в состоянии обеспечить надлежащие стандарты качества. Они уступают зарубежным конкурентам по точности обработки, товарному виду, упаковке, экологическим требованиям к лесоматериалам. Поэтому, цены на отечественную продукцию на 30-40% ниже средних мировых.
Около 70% всей мебели (включая полуфабрикаты и комплектующие), поступающей в Россию по импорту, производится в европейских странах. Причем, свыше 60% мебели и других изделий деревообработки, ввозимых в РФ, изготовлено из российского же сырья. В такой ситуации европейские производители стремятся перенести часть своих мощностей в Россию, притягивая к себе и поставщиков, и потребителей. Совместное производство элитной мебели в РФ в последние годы наладили свыше 20 фирм из Восточной и Западной Европы. Пока лидируют в этой сфере итальянские компании.

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля