Сегодня: 2019-08-20    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Средний класс деревни — бронежилет крупного агробизнеса.

Как-то на Ставрополье мы с чабаном пили чай. И он очень спокойно обяснял смысл ученых споров о соотношении крупного и мелкого производства в агробизнесе. Брал стакан, бросал в него куски сахара. "Видишь, — говорил, — как ни укладывай, а пустота всегда останется". Потом сыпал в стакан сахарный песок, стакан становился полным. Каждая песчинка — это фермер, частный огород или овечья отара.

Каждые 10 лет в сельском хозяйстве нашей необятной Родины происходит очередной "коренной перелом". Сейчас мы наблюдаем приход на село крупного частного капитала.

Не в первый раз слышу в этой связи старые разговоры о преимуществе крупного бизнеса над мелким. Чтобы не огорчаться в конце текущего десятилетия, призываю вспомнить об историческом опыте одностороннего подхода к устройству сельской жизни. Все уже было. Был и агрокомбинат "Кубань" — первый агрохолдинг величиной с район и цепочкой производства "от поля до прилавка". Кто-то анализировал, что с ним случилось и почему? Нет…

Дело не в том, что тогда вкладывались бюджетные деньги, а сейчас частные. Суть в другом: ни в 80-е годы, ни теперь никто не думает о механизмах защиты меньшинства от большинства. Защиты крупного капитала от сообществ более мелких собственников и наемных рабочих, их общественных или индивидуальных действий. Речь не об охране от воровства имущества, урожая и денег — здесь не нужно большого ума, хватит и дробовиков. Более перспективны другие отношения: когда средний и совсем мелкий агробизнес сам будет защищать крупный капитал, блюсти его интересы и всячески предохранять от неприятностей. Рецепт олигархам здесь один: заинтересовать всю округу в своем бизнесе.

В разных странах я видел и могу назвать десятки крупнейших производителей продовольствия, которые не имеют ни одного гектара пашни. Но на них по договорам работают тысячи мелких фермеров. Голландский молочный концерн "Мелкуни" вообще не имеет ни одного коровника, только завод и парк молоковозов. Мало кто знает, что "французский" зеленый горошек выращен в Краснодаре, а "американский" поп-корн — на ставропольских кукурузных полях. Бизнесмен из США, как мне говорили, лет пять инвестирует наших вообще без договоров — на доверии. Он привез технологию, семена, деньги и обеспечил сбыт — что еще надо? Хозяйства (не буду их называть), между прочим, процветают, строят жилье и финансируют научные работы по кукурузе. И что вы думаете — этому американцу нужна охрана на броневиках? Да с него вся станица пылинки сдувает, потому что дает работу, ничего не отнимает и не учит жить.

Сейчас очень много толкуют об американском опыте создания крупных агрохолдингов. Никто не спорит, что зерно и мясо требуют производства индустриального типа. Но в России есть деревни, станицы и аулы, которые в три-четыре раза старше, чем США. И там живут фамилии, способные вспомнить своих предков с XIV-XVI веков. Они лучше любого историка расскажут про времена Столыпина, про кулаков, про комбеды, про совхозы, про отрезание огородов, про укрупнения, про сселения и прочее. Земли вокруг деревень много раз переходили от хозяина к хозяину. А люди там же. Все десять сельскохозяйственных "переломов" прошлого века — это их жизнь. И нужны очень серьезные основания, чтобы они восприняли как своего любого нового человека, будь он трижды богатым и четырежды реформатором. Но представьте, что возле разваленного колхоза строится новейшее производство, на которое из деревни берут лишь десяток человек…

От крупного агробизнеса деревня ждет не традиционных пожертвований "на церковь, клуб и свадьбу", а существенных вложений в формирование слоя крепкого среднего класса. Слоя деревенских собственников, заинтересованных работать с крупным бизнесом. И чем сильнее этот слой, тем меньше будет проскакивать искр между самыми богатыми и самыми бедными.

Сельская жизнь очень связывает людей, и простой технократический расчет здесь не верен. Как говорится, менеджеры создали "Титаник", а общественность — Ноев ковчег.

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля