Сегодня: 2019-09-21    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Сельскохозяйственное машиностроение: ОБЕДИНИСЬ ИЛИ УМРИ.

ЧТО МЫ ИМЕЕМ

В подготовленных к совещанию тезисах Аналитического центра журнала "Эксперт" отмечается, что отечественное сельхозмашиностроение и тракторостроение после дефолта 1998 года встрепенулись от спячки и очень динамично пошли в рост. Но к 2003 году этот рост замедлился стали сказываться многочисленные "болячки", оставшиеся в наследство от советского времени. Прежде всего это многократно избыточные, изношенные физически и производственные мощности, их архаичная структура, первоначально ориентированная не столько на АПК, сколько на ВПК.

Сельхозмашиностроение не может быть лучше сельского хозяйства, на которое оно работает. А на селе отмечена значительная декапитализация, приведшая к росту убыточности хозяйств, потере оборотных средств, а также к старению парка используемой техники. К тому же усилилась конкуренция с зарубежными производителями техники. Наши комбайны имеют серьезные конкурентные преимущества перед новыми иностранными, прежде всего по показателю издержек на производство единицы сельхозпродукции. Да и цена нового импортного комбайна 150-250 тыс. долл. США, тогда как отечественного 30-60 тыс. долл. Отечественные зерноуборочные комбайны преобладают на рынке России. В 2002 доля импортных (новых и подержанных) зерноуборочных комбайнов в России в общем их приобретенном количестве составила 13% (для сравнения: в Казахстане 10%, на Украине 51%). Возможности западной экспансии на нашем комбайновом рынке специалисты журнала "Эксперт" оценивают как "весьма ограниченные".

Что касается рынка тракторов, то здесь отечественные заводы помимо ограниченности внутреннего спроса также испытывают серьезную конкуренцию со стороны зарубежных производителей, особенно из Белоруссии и Украины. Так, производство тракторов в последние три года в России составило в среднем за год 16 600, а обем импорта 18 000, из них около 80% из стран СНГ. К тому же российские заводы не выпускают колесные тракторы в самом важном сегодня диапазоне от 100 до 200 л.с. эта ниша закрывается МТЗ, а также западными компаниями John Deere, Claas и CaseNewHolland.

Занимая лидирующие позиции в производстве гусеничных тракторов мощностью от 70 до 150 л.с., наша страна почти не выпускает наиболее массовые колесные тракторы класса 1,4 и 3, потребность в которых удовлетворяется за счет поставок из Белоруссии (МТЗ) и Украины (ХТЗ), а также стран дальнего зарубежья.

ЗАКОЛДОВАННЫЙ КРУГ

Отрасль сейчас оказалась запертой в весьма жестких рамках развития. Ей требуются высокие инвестиции, а их обем не велик именно из-за того, что производится недорогая техника и высок груз издержек при ее производстве. Отечественные заводы уже начинают предпринимать заметные усилия по модернизации своей продукции, но из-за "потери темпа" в середине 90-х годов, ограниченности средств и длительности цикла "исследование-производство", некоторые успехи пока не стали заметным фактором изменения рынка.

Преимущества "родной" техники пока во многом обясняются именно неразвитостью нашего сельского хозяйства, в частности, средней урожайности зерновых ниже 20 ц с гектара. Но так будет не всегда. Урожайность в хозяйствах растет, соответственно растет спрос на комбайны, понятно, зарубежные.

Некоторый подем в отечественном сельхозмашиностроении в последние три-четыре года был предопределен ростом спроса прежде всего со стороны крупных вертикально интегрированных холдингов, на долю которых, по оценкам экспертов, сегодня приходится свыше 6 млн га пашни. Но здесь рост бизнеса сейчас замедляется, падает и спрос на технику.

Таким образом, резюмируют эксперты рынка, наше машиностроение выходит из многолетнего кризиса довольно трудно и болезненно, сохраняя достаточно высокий потенциал в среднесрочной перспективе. Но рискует при этом угодить в заколдованный круг новых проблем.

РЕЗЕРВЫ ОТРАСЛИ

В то же время, отмечают эксперты, отрасль обладает многими резервами, и все будет зависеть от того, насколько их удастся задействовать.

Это ожидаемый всеми примерно к 2005-2007 гг. стремительный рост внутреннего спроса на технику из-за массированного выбытия старых машин. Например, обеспеченность зерноуборочными комбайнами в целом по России сейчас составляет лишь 38% от потребности, тракторами 40%, поэтому потенциальный спрос очень высок. Уже к 2005 году спрос на комбайны удвоится до 10-12 тыс. в год.

Это расширение экспорта отечественной техники. Уже сейчас около 20 % выпускаемых в России зерноуборочных комбайнов экспортируются в страны Восточной Европы и развивающиеся страны. Например, "Ростсельмаш" в 2002 г. занимал 28% рынка зерноуборочных комбайнов в Казахстане, 37% на Украине.

Это формирование фуллайнеров (то есть компаний, обединяющих у себя не только все производство, но также сбыт и сервис всей гаммы энерговооруженной техники). Главными фуллайнерами на рынке сельхозтехники в нашей стране и СНГ становятся две крупных промышленных группы "Новое содружество" и "Агромашхолдинг", а также концерн "Тракторные заводы".

Среди других резервов развития отрасли машиностроения эксперты называют расширение спроса на зерно, развитие животноводства, расширениех рынков запасных частей, повышение качества сервиса, производство навесных агрегатов для комбайнов и тракторов.

Разумеется, машиностроению не выйти "на оперативный простор" без активной государственной политики поддержки отечественных сельхозпроизводителей и экспортеров зерна. Пока эта политика только формируется путем "проб и ошибок". Например, гос-интервенции на зерновом рынке привели к некоторому росту цен на зерно, но основной эффект от этого получили не сельхозпроизводители, а посредники трейдеры и переработчики зерна, а также узкий "слой" агрохолдингов.

Государственная политика поддержки закупок сельхозтехники постепенно меняется, но пока слишком медленно. В 2002 г. произошли серьезные изменения в системе федерального лизинга, значительно возрос обем выделяемых средств. Но монополизация кредитных госресурсов через каналы Рос-агролизинга имеет ряд недостатков. Росагролизинг не расширил клиентскую базу, но перераспределил в свою пользу существовавшие финансовые потоки, в т.ч. "отжав" их и с региональных рынков. Эффективность работы Росагролизинга в регионах во многом зависит от его отношений с региональными властями. Хорошей альтернативой Росагролизингу является субсидирование процентной ставки по коммерческим кредитам на закупку сельхозтехники. Такой опыт уже накоплен в некоторых регионах страны.

ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО

Само обсуждение заявленных проблем за "круглым столом" оказалось на редкость куцым и скоротечным. Достаточно невнятно выступили представители тракторостроения гендиректор ОАО "Промтрактор" Семен Млодик и исполнительный директор ОАО "Тракторные заводы" Виктор Четверяков. Из их сообщений запомнилось то, что чебоксарский завод "Промтрактор" третий в мире после "Катерпиллера" и "Комацу", что в заделе у него 14 новых моделей, которые по техническому уровню не отстают от общемировых стандартов (если, конечно, вывести за скобки "Катерпиллер"). Спрос на эти тракторы придет только к 2010 году, а уж к тому времени мы успеем. Что белорусская экспансия на нашем тракторном рынке "не трагедия", МТЗ работает в условиях "кривой экономики" и кто знает, долго ли это продлится.

Председатель Совета директоров ЗАО "Новое содружество" Константин Бабкин озвучил свои требования необходимых мер господержки отечественных комбайностроителей. Это обеспечение сельхозпроизводителям минимального гарантированного уровня цен сбыта на основную продукцию; введение 35%-ной пошлины на импорт подержанной техники; предсказуемое финансирование пополнения лизингового фонда; координация действий Минфина, Минсельхоза и Госагролизинга.

В качестве иллюстрации к своим выводам Бабкин привел некоторые данные экспертов своей компании о состоянии комбайнового парка страны. Численность зерноуборочных комбайнов в России "стабильно" сокращается последние 15 лет. Если в 1987 году оно составляло 480 тыс. (в том числе, 451 тыс. исправных), то в 1998 231 тыс. (86 тыс.), в 2002 году 192 тыс. (81 тыс.). С 1998 по 2001 годы обемы продаж комбайнов динамично росли, а в 2002 году наметился спад. Импорт комбайнов в 1998 году составил 124,3 млн долл. США, затем начал немного снижаться до 102,6 млн долл. в 2001 году. Всего за период 1998-2001 гг. в России произведено 16 684 комбайна, закуплено по импорту 3486 комбайнов. Интересно, что суммарная их стоимость практически одинакова.

Чем запомнится этот "круглый стол", так это коротким выступлением президента ОАО "Агромашхолдинг" Юрия Коропачинского. Он, пожалуй, озвучил то, что у всех было на языке. Путь к стабильности отрасли, по мнению Коропачинского, возможен только на путях "глобального слияния", обединения разрозненных сил и инвестиционных возможностей машиностроителей. Все наши заводы, пояснил он, были созданы давно и "под совершенно иную идеологию". Поддерживая их, мы обречены на решение тактических мелочных задач, нарастающее отставание от мирового уровня. В то же время агрорынок и спрос на новую технику бурно растут, имеющаяся же в хозяйствах страны техника физически изношена на 80%, а морально "пожалуй, на все 100%". Физический предел ее работоспособности 2006-2007 годы, и если не решиться на радикальные меры уже сегодня, то завтра можно потерять свой рынок.

Как это делать практически? По мнению Коропачинского, нужно, грубо говоря, по половине каждого завода закрыть, а в другую половину масштабно инвестировать. И как можно быстрее подтягивать технический уровень выпускаемой техники, чтобы окончательно не проиграть на своем поле зарубежным производителям техники. Кстати, они сами быстро кооперируются и за счет этого еще больше уходят вперед.

Так или иначе с этим призывом согласились почти все участники обсуждения. А представитель Минсельхоза, замруководителя департамента технической политики Евгений Ревякин в эмоциональном выступлении попросил машиностроителей обединять свои силы на решение конкретных задач как можно скорее, много времени и так уже упущено. Пока мы спорим о частностях, из сельхозоборота ежегодно выбывает 5 млн га пашни, всего по стране ее "гуляет" уже более 30 млн га! И одна из главных причин отсутствие в хозяйствах самых нужных тракторов-"пахарей" класса 3 и 4. Российского производства, конечно.

Надеюсь, на предстоящей 14 мая конференции по сельхозмашиностроению ее участники начнут обсуждение именно с этого момента, не теряя времени на уточнение и пережевывание уже озвученных данных. То есть как реально обединять усилия на организацию выпуска в России самых нужных машин высокого класса. В конце концов, крестьянину неважно, чья марка будет стоять на машине, сколько у нее производителей и как они поделят прибыль между собой. Главное чтобы эта машина была не хуже "Джон Дира" или "Клааса", но по более приемлемой цене.

 

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля