Сегодня: 2019-09-21    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

МАШИНОСТРОЕНИЕ НА ПЕРЕПУТЬЕ

БИЗНЕС СИРОТА. ТЕПЕРЬ ОЧЕРЕДЬ ЗА ВЛАСТЬЮ

Андрей ШМАРОВ, директор журнала "Эксперт".

Представители Минпромнауки и Минэкономразвития, проигнорировав нашу конференцию, в очередной раз продемонстрировали свое отношение к одной из важнейших государственных задач. Остальные приглашенные практически все посчитали конференцию важным для российского машиностроения событием. В их числе руководители производственных структур, под управлением которых активы выросли примерно на 600 млн долл. В сельхозмашиностроении происходят интеграционные процессы, достигнуты успехи, появились хорошие перспективы. Отрасль интересует всех. Это крупный бизнес, затрагивающий национальные интересы, но только не интересы министров и прочих чиновников, которые, казалось бы, за это дело отвечают. Поддержка же власти нужна. Ведь такие аспекты, как  политические решения, экспортно-импортная политика, госрегулирование зависят только от нее. К тому же есть серьезнейшие проблемы. Отсутствие национальной экономической политики по отношению к отрасли вносит в планы машиностроителей неопределенность и риски. Если это продолжится, российские компании неизбежно попадут в орбиту крупного иностранного капитала.

РОССИЙСКОЕ НЕ ЗНАЧИТ ПЛОХОЕ

Николай ЩЕЛЬЦЫН, генеральный директор НАТИ.

Очень не хочется, чтобы после этого совещания появился миф об идиотизме российского машиностроителя, его заведомом отставании. Это неверно. Сегодня наш рынок открыт для любой техники. Но никто не сможет назвать хотя бы один завезенный в страну аналог "Кировца". Такие тракторы в Россию не ввозятся. То же справедливо и для "Владимирца", и даже для ДТ-75, который много раз упоминался здесь как машина старая. Что ввозится? А то, чего нет. Иностранцы проникают с техникой, которая у нас не производится.

Здесь много говорилось о некоем глобальном мировом рынке. Такого рынка нет. Есть рынки сельхозтехники со своими конкретными региональными технологическими особенностями. Какой рынок будет в перспективе? Сегодня все эксперты сходятся во мнении, что в ближайшие 15 лет роста продаж сельхозмашин в США, Канаде и Западной Европе не будет. Он ожидается в Восточной Европе, странах Азии, Южной Америке и в Африке. Это означает, что расширение продаж будет происходить за счет относительно простой, недорогой и нетребовательной в обслуживании техники. Поэтому российская техника имеет отчетливые шансы быть конкурентоспособной на таких рынках.

Очень сложно предсказать, как будет развиваться платежеспособность наших крестьян. Но совершенно ясно, что этот рынок будет расти. Поэтому задача состоит в том, чтобы создавать устойчивые компании (фуллайнеры), способные поставлять на рынок технологии. Они имеют лучшие возможности быстрой мобилизации инновационных ресурсов для разработки новой техники. В мире процесс их формирования уже заканчивается.

Мы в институте прикинули, каким нынче должен быть модельный ряд тракторов подобного холдинга в России. И решили, что это 6 семейств. Некоторые из них являются абсолютно приоритетными, призванными срочно закрыть наши "белые пятна", куда активно влезает конкурент. Сегодня нас здесь подкрепляет Минск, но как долго это продлится, мы не знаем. Полагаться на него мы не должны.

За 2-3 года надо поставить на производство 5 моделей тракторов. По всем из них есть заделы. Во Владимире, Липецке, Волгограде по колесным машинам, на Алтае по гусеничному пятитоннику. Но доведение их до производства требует огромных средств. Поэтому задача тракторостроителей найти их и перестать терять время, не забывая о качестве.

Задачи власти создание условий, стимулирующих формирование крупных холдингов и повышение инвестиционной привлекательности предприятий. При этом надо разобраться с долгами, без этого инвестиции не пойдут. Самое правильное было бы снять их. Сегодня многие находятся во власти мифов. Нам рассказывают небылицы об исключительных показателях зарубежных машин, мы же знаем, что они не такие. Или о том, какие плохие показатели у нашей техники, а мы знаем, что это не всегда так. Чтобы конкуренция была честной, потребителю необходимы обективные данные о параметрах предлагаемой рынком техники. Сегодня их может обеспечить только государство. Если перечисленные задачи будут решены, то все остальное в состоянии сделать предприниматели и специалисты.

"ДОН" ПРИХОДИТСЯ ОНЕМЕЧИВАТЬ

Вадим КОВРИЖКИН, директор по связям с органами госвласти Промышленного союза "Новое содружество".

Как добиться реального роста сельхозмашиностроения? Мы прекрасно понимаем, что должны повышать качество и снижать стоимость продукции. Но чтобы снизить стоимость, надо бороться со своими издержками. Сегодня они в значительной степени зависят от гигантомании прошлого. Ее последствия подобны гирям на наших ногах, с которыми приходится двигаться, причем поступательно. Что касается качества, то и здесь мы зависим от прошлого старых поставщиков.

Для преодоления этой зависимости "Ростсельмаш" пытается кооперироваться с лидерами в производстве отдельных элементов. В частности, с немецкой фирмой "Клаас", у которой будем закупать мосты. Возможно и дальнейшее более плотное сотрудничество.

Мешает идти дальше и слабый платежеспособный спрос. Как его превозмочь? Система лизинга показала себя неплохо. Механизм правильный, апробированный, но есть в нем один нюанс. По оценкам специалистов МСХ РФ, для удовлетворения текущей потребности селян в фонд "Росагролизинга" надо направить 30 млрд руб. Государство не в состоянии этого сделать. Выход, следовательно, в привлечении коммерческих средств. "Ростсельмаш" сегодня имеет две независимые лизинговые компании.

Прошлый урожайный год привел многие хозяйства к уровню банкротства. Но, несмотря на это, люди не уходят, а хотят работать. Как им помочь? Мы нашли, на наш взгляд, оптимальное решение. Приобретаемые комбайны становятся залогом. От крестьян требуется заплатить 30%, после чего они получают комбайн в лизинг на три года. С гордостью можем сказать, что несколько клиентов уже есть. В этом году таким путем хотим привлечь до 2 млн долл., благодаря чему, попытаемся закрыть спад производства, который происходит в конце каждого лета и длится до начала весны. Если бы "Росагролизинг" работал предсказуемо, то смог бы помочь всем машиностроителям избежать подобных сложностей.

Нужна ли нам помощь государства? Она не нужна, если не продумана и не спланирована. Минпромнауки и Минсельхоз РФ разработали перечень перспективных видов техники на 2003-2008 годы. Даже привлекали для этого академическую науку. Запланировали хорошие машины. Мы любой пункт, касающийся комбайнов, готовы выполнить. Но боюсь, наши коллеги не сумеют ответить на вопрос: сколько техники из этого списка сегодня нужно рынку. Сколько денег он на это может выделить? Мы готовы запустить в серию "Дон-2600". Эта машина разработана еще в советские времена, прошла испытания и сегодня без преувеличения является одной из лучших в мире по уборке зерновых и риса. Но в серию не можем ее запустить: нет средств.

Мы, как финансовая структура, находим какие-то средства на НИОКР, но так не может долго продолжаться, должен быть сбалансированный подход. Уважаемые чиновники, если вы что-то предлагаете, находите до конца ответы на вопросы, а не только отмечайте проблему.

Государство не помогает и с экспортом. Мы возвращаемся на рынки стран СНГ, продаем в Китай, Болгарию. Но есть трудности. К примеру, белорусское правительство жестко и эффективно защищает своих производителей, добиваясь уступок со стороны российского руководства. Наши чиновники, к сожалению, адекватных мер, не находят.

ОТРАСЛЬ ПОДНИМЕТСЯ ТОЛЬКО ВМЕСТЕ С СЕЛОМ

Александр КОРБУТ, вице-президент Российского зернового союза.

За многие годы приходилось часто слышать о гибели сельхозмашиностроения. Сегодня ясно, что обявления о похоронах были преждевременны.

На вопрос, как добиться стабильного роста, отвечаю: только при условии повышения доходности производства зерна. Других вариантов нет. Три четверти прибыли сельхозпредприятий формируется за счет зерна. Будет оно рентабельно будет спрос и на технику. Прошлый год показал, что существует прямая зависимость между доходами зерновиков и потреблением техники.

Если мы чего-то хотим добиться, то можем сделать это только вместе. Система лоббирования должна быть сбалансирована. Нельзя пытаться кардинально улучшить ситуацию в сельхозмашиностроении за счет селян или наоборот. Мы слишком взаимосвязаны.

Звучали высказывания о неэффективности использования ресурсов. Действительно, если после завершения полевых работ требуют ремонта 50% тракторов, две трети комбайнов и три четверти сеялок и культиваторов, то эффективность использования ресурсов сомнительная.

Потребность в затратах на ремонт (по нормативным расчетам на посевную и уборочную)   порядка 35 млрд руб. в год. Это, вообще-то, ваша доля ресурсов. Или взять чисто платежеспособный спрос, хотя бы по "Росагролизингу". В этом году к марту на комбайны поступило заявок на 5 млрд руб. Удовлетворить, правда, можно было только на 2,7 млрд руб. Таким образом, 5 млрд руб. спрос платежеспособных предприятий, способных дать гарантии, застраховать технику и заплатить стартовый взнос. Примерно такая же ситуация и с тракторами. То есть спрос есть. Если 30 млрд руб. найти нереально, то десять всегда найдутся. Кроме того, о спросе можно судить по обемам затрат на импорт. Так что рынок достаточно емкий.

Говоря о лизинге, надо добиться, чтобы возвратные платежи по нему, хотя бы 3-4 года оставались в компании и могли использоваться повторно. Иначе "Росагролизинг" будет жить только на бюджете.

Для зернового производства наличие или отсутствие техники является лимитирующим фактором. Нынешний год, я думаю, продемонстрирует нам это. Мы существенно опаздываем с проведением весенне-полевых работ. Разрыв, в сравнении с прошлым годом, уже 6 млн га. В том числе 4 млн га по зерновым. Учитывая сроки вегетации, часть отведенных площадей зерновыми не будет засеяна. В то же время ценовые сигналы рынка создают хорошую мотивацию для проведения сева на площадях не меньше прошлогодних.

Не совсем удовлетворяет нас модельный ряд техники. Бизнес нынче сам начал формировать его с точки зрения потребителя. Но выпадают относительно небольшие хозяйства центральной России и Северо-Запада. К примеру, "Дон" там не развернется. Может, стоит вернуться к созданию прицепного комбайна для мелкоконтурных полей.

Считается, что кризисная ситуация в сельском хозяйстве наступит в 2008 году, но у нас есть опасения, что это случится на два года раньше. Уже в 2005-2006 годах существующая техническая база не позволит убрать урожай.

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля