Сегодня: 2019-09-22    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

ФЕРМЕРЫ УЗАКОНЕНЫ. НАКОНЕЦ-ТО…

На фоне юбилейных торжеств в Санкт-Петербурге как-то очень незаметно произошло событие, для российской деревни воистину громадное. 23 мая Государственная Дума, а пятью днями позже и Совет Федерации приняли новый "Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве". Впрочем, горожанам главное, чтобы продукты в магазинах были побольше, подешевле, да посвежее. А уж как они на прилавки попадают так на то вы в деревне и живете… Что же до юридических тонкостей так в них пускай адвокаты разбираются…

К ИСТОРИИ ВОПРОСА

Первый в новейшей истории России закон о фермерах был принят еще в ноябре 1990 года. Чтобы действовать тогда в качестве производственной единицы, быть участником экономических и финансовых процессов сельхозтоваропроизводитель должен был иметь юридический статус предприятия, то есть юридического лица. Ведь частнику без печати было невозможно ни счет в банке открыть, ни сельхозтехнику в собственности иметь и эксплуатировать. Не мог частник и на господдержку рассчитывать, и прочая и прочая… Поэтому разработчики текста пошли на некий юридический казус. Они снабдили понятие "крестьянское (фермерское) хозяйство" таким набором признаков и прав, что, по сути, приравняли их положение к статусу юридического лица.

Благодаря этой уловке и, главное, благожелательному отношению и федеральных властей, и общества, плюс солидная в первые годы стартовая поддержка "силаевский миллиард" фермерство быстро разрослось количественно. Ура-реформаторы вздули лозунг о том, что вот-вот фермеры накормят Россию. И… ничего не произошло.

Да, собственно, могло ли?

Большинство фермеров и фермерских лидеров смотрели на перспективу развития своего сектора трезво и взвешено. Как правило, они сторонились громких обещаний и пустых лозунгов. Ни в одном официальном документе АККОР никогда не говорилось о необходимости переводить всех крестьян в частные фермеры.

Да только беда фермерского движения в том, что его собственный голос был слаб на фоне владевшей обществом политической трескотни. А право выступать от имени фермерства "прихватизировали" радикальные политиканы, тяжелее карандаша в своих руках никогда ничего не державшие…

А тут и 1995 год подоспел. В силу вступил Гражданский кодекс, предписавший фермерские хозяйства преобразовывать, создавая вместо них кооперативы, товарищества, общества, либо выделяя главу фермерского хозяйства в качестве предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Конечно, разработчиков ГК можно обвинить в том, что Кодекс создавался келейно, даже без консультаций с субектом регулирования фермером. Однако логику их понять можно. Нельзя быть одновременно и гражданином, и предприятием.

Или можно?

Впрочем, переходные статьи Закона о введении ГК в действие не устанавливали конкретных сроков перерегистрации фермеров в предприниматели, привязывая дату решения этой проблемы к принятию нового закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

СУЕТА ВОКРУГ ДЕФИНИЦИЙ

Принятие ГК с формулировкой фермер-ПБОЮЛ в фермерской среде было воспринято как катастрофа. Рушилась вся система производственных и иных отношений, с таким трудом наработанная за первые пять пореформенных лет. Оживились, активизировались и враги фермеров, стали потирать руки местные чинуши и бюрократы: "Кончилась ваша лафа! Теперь вы никто. Предприниматели. Купи-продай. Сейчас-то мы вас и прижучим…"

И ведь прижучивали! В нарушение положений переходных статей закона о введении в действие нового ГК правдами и неправдами с применением налоговых, административных мер насильственно заставляли фермеров перерегистрироваться. Статистика сельская с тех пор и рухнула. Ведь как учитывать фермера, если по документам он уже не фермерское хозяйство, а кооператив, коопхоз, ООО, ЗАО или вообще ПБОЮЛ какой-то! А если учесть, что перерегистрация должна проходить по всему спектру наших органов учета и контроля, а до райцентра 90 км по бездорожью на тракторе. Помыкаешься, походишь по кабинетам, в очередях насидишься, а дома скотина не поена, в поле давно пора плюнешь, мол, ну вас всех!

Только все это не обяснишь ученым-правоведам из Совета при Президенте РФ по совершенствованию гражданского законодательства. Помню, как лидер подмосковных фермеров Николай Соин всердцах кричал на них: "Так что же: народ для закона или закон для народа?!"

Ответ был получен в начале 1998 года, когда ГосДума вдруг принимает в первом чтении невесть откуда взявшийся законопроект о фермерах. Его авторы Савицкий и Попов текстом своего проекта практически ставили юридический запрет на самую возможность развития фермерского хозяйства, ограничивали его имущественные, социальные и даже гражданские права, низводя фермера в лучшем случае до дачника.

Конечно же, это не было случайностью. В регионах, особенно южных, фермерские хозяйства становились заметной силой. Ну, а укрепление это рост независимости. В том числе и от власти. А какая же власть, особенно постсоветская с таким мириться захочет? Вот вам господа-товарищи псевдоаграрные депутаты и социальный заказик на закончик фермерский. Чтобы неповадно. Чтобы не высовывались. Чтобы власти боялись.

В тогдашней Думе у фермеров было мало союзников. Присутствие в составе парламента Президента АККОР В.Ф.Башмачникова помогло лишь затормозить принятие наивреднейшего для фермеров законопроекта. Но создать вместо него чего-либо конструктивного не удалось.

Потребовалось еще два года борьбы фермерского лобби за юридическое выживание фермерства как особой формы производственно-хозяйственной предпринимательской деятельности, прежде чем его голос был услышан назначенным в ту пору заместителем Председателя Правительства РФ, министром сельского хозяйства А.В.Гордеевым. В ходе совещания с активом АККОР в июне 2000 года он активно поддержал идею формирования Межведомственной рабочей группы по подготовке изменений и дополнений к проекту федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". И вот, наконец, сегодня уже можно говорить о принятом Федеральным Собранием РФ фермерском законе.

Вкратце изложим основные его положения.

КФХ признается особой формой производственно-хозяйственной предпринимательской деятельности и рассматривается как целостное обединение граждан, осуществляющее деятельность без образования юридического лица, являющееся при этом сельскохозяйственным товаропроизводителем, равноправным с иными организационно-правовыми формами ведения сельского хозяйства. КФХ, не являясь юридическим лицом с собственностью юридического лица, в то же время наделяется большинством прав, которыми пользуются юридические лица. В основе фермерского хозяйства лежит семейный принцип создания и общность имущества членов фермерского хозяйства, принадлежащего им на праве совместной собственности, если договором между членами хозяйства не предусмотрено иное.

КФХ, осуществляющее деятельность без образования юридического лица, отличается от "индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица ПБОЮЛ" тем, что все его члены имеют равные права и равную ответственность. Глава хозяйства организует производственно-хозяйственный процесс и выступает перед экономическими партнерами не как самостоятельный хозяин, а только как представитель семейного коллектива, общего хозяйства, общей собственности. Такая норма защищает права всех членов КФХ, в том числе в получении доходов, оформлении пенсий и т.д.

КФХ отличается также от акционерных обществ и кооперативов, имеющих статус юридических лиц, так как оно не может включать в свой состав другие юридические лица и хозяйством не может управлять не его член, т.е. не может иметь наемного главу хозяйства.

Закон не ограничивает состав членов хозяйств строго рамками одной семьи. Для обеспечения рациональной организации производственных процессов допускается расширение состава членов хозяйства за счет ближайших родственников. Чтобы не размывалась экономическая ответственность членов хозяйства за результаты предпринимательской деятельности, устанавливается четкий предел такого расширения: не более трех родственных семей и не более пяти человек, не являющихся родственниками. В отличие от варианта законопроекта, прошедшего в ГосДуме первое чтение, в законе, принятом в третьем чтении, устранены ограничения для КФХ по количеству наемных работников.

Для защиты семьи от полного разорения в законе предусмотрено право членов хозяйства самостоятельно определять перечень имущества, вносимого каждым участником в общую собственность, а также право коллектива хозяйства выбирать долевую собственность на общее имущество.

В законе уделяется значительное внимание вопросам землевладения и землепользования, касающимся приобретения, аренды и размеров земельных участков, меньших по размеру в сравнении с минимальными нормативами, установленными региональными законами в случае выращивания таких культур и применения таких технологий, которые позволяют вести эффективное хозяйство на сравнительно небольших земельных площадях.

В заключительных и переходных положениях закона предусматривается сохранение за КФХ, созданными до принятия нового Гражданского кодекса РФ, статуса юридического лица на период до 1 января 2010 года.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Вряд ли есть хоть один закон в мире, который бы удовлетворял абсолютно каждого, особенно подпадающего под его действие. Так, юридический казус, допущенный разработчиками предыдущего закона, привел к выработке стойкого стереотипа: фермерское хозяйство есть юридическое лицо. К этому привыкли, в первую очередь, сами фермеры. И когда ученые-правоведы доказали руководству АККОР невозможность сохранения двойственности "гражданин-предприятие", настала очередь В.Ф.Башмачникова обяснять это фермерскому сообществу. Эти шумные дебаты проходили на последних четырех ежегодных сездах АККОР. А однажды страсти закипели так, что чуть не стоили президенту ассоциации его поста.

Уверен, критика будет и в отношении нового документа. Однако надо понять, что время отдельного отношения к фермерству и отдельного ко всему остальному сельскому хозяйству прошло. Кстати, именно новый Закон полностью выравнивает в возможностях пораженное было в своих правах фермерство.

Над разработкой документа трудились лучшие умы нашей страны. Достаточно сказать, что в составе упомянутой рабочей группы работали депутаты ГосДумы, ведущие ученые Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Института государства и права РАН, члены Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, судья Конституционного Суда РФ. Работа не состоялась бы без тесного сотрудничества АККОР с Минсельхозом России, в первую очередь, с Управлением развития предпринимательства, фермерства и кооперации. Приложили свою руку к законопроекту и Минэкономразвития, Минфин, Минфедерации, МАП России, другие ведомства.

И все же об одном человеке надо сказать особо.

Инстанции, ведомства, лидеры, профессора, руководители, как известно, горазды подавать идеи, наставлять, поручать, требовать и т.д. А кто-то все это должен делать. Этим человеком был Александр Григорьевич ХОХЛОВ, советник президента АККОР. За годы проработки документа он собрал уникальную коллекцию резолюций, виз, согласований, отказов и согласий более пяти сотен! Что ж, Россия страна очень бюрократическая.

Значительную помощь в прохождении закона в последнее время стал играть Аграрный комитет ГосДумы, ну, а фракция "Единая Россия", в соответствии с обещанием своего думского лидера В.Володина, данным на сезде фермеров, поддержала документ на голосовании в нижней палате парламента.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Казалось бы, счастливый конец. Документ принят. Фермеры нынче в законе. Прогрессивная часть человечества радуется. Реформа продвинулась еще на один шажок.

И все же, все же… Как могло получиться, что целых восемь (!) лет фермерство в России существовало вне правового поля?! Именно существовало, поскольку отсутствие законного статуса создавало великолепные возможности для противников вольного крестьянства. А уж как этими возможностями умеют пользоваться у нас в России. Для того, чтобы брать мзду, "держать и не пущать", окорачивать, да и просто измываться, говорить не приходится.

Сколько тысяч исковерканных фермерских судеб!

Я уже не говорю о том прямом экономическом ущербе, который нанесен стране только потому, что людям не давали работать, производить еду для россиян.

Не хочется призывать к разбирательствам или разборкам. Фермерство в России явление все-таки еще новое. Сельская среда консервативна в любой стране, так что многое этим консерватизмом обяснить можно. Но "око государево" все-таки быть должно.

Обидно, когда видишь, что этих восьми лет можно было бы и не терять.

За державу обидно…

 

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля