Сегодня: 2019-09-16    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

КАК ВЫСТРОИТЬ СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СЕЛА.

Продолжение. Начало см. 

27.03.2004 : УРОКИ СКАНДИНАВИИ. Чему стоит поучиться у шведских и финских фермеров

 03.04.2004 : УРОКИ СКАНДИНАВИИ — 2. РАССКАЗЫ О ШВЕДСКИХ ФЕРМЕРАХ

2/05/2004 «МЫ В РОССИИ БОЛЬШЕ БОЛТАЕМ И МЕНЬШЕ РАБОТАЕМ». Чему стоит поучиться у шведских и финских фермеров

Наработанный за два-три года в Вологодской области опыт организации молодежных трудовых лагерей и проведения стажировок в фермерских хозяйствах Швеции показал высокую эффективность и большую перспективу этих начинаний. Казалось бы, чего мудрить? Тиражируй столь удачные подходы, «пропуская» все большее число студентов через лагеря и стажировки, снимай появляющиеся проблемы и доводи сложившийся порядок до совершенства. Но в головах творцов этих новаций Сергея Белякова и Лейфа Юханссона родилась идея — перейти от частных начинаний к комплексной системе освоения скандинавского опыта фермерства. В результате родилась концепция «Системы подготовки кадров для фермерского сектора агропромышленного комплекса области».

Речь идет о долговременной программе подготовки специалистов для фермерских хозяйств и кооперативов области на базе Кадниковского сельхозколледжа при участии преподавателей аграрного колледжа Швеции, о котором рассказывалось выше.

Вся эта работа ведется под патронажем АККОР Вологодской области и при поддержке Союза фермеров Швеции (ЛРФ). Коротко о существе программы.

В Кадниковском колледже ежегодно набирается группа студентов из 20-25 человек. (Первый набор сделан в 2003 году — 24 человека.) Принимаются в группу на базе 11 классов дети фермеров, работников крестьянских (фермерских) хозяйств, а также других жителей села, имеющие желание трудиться на селе. Срок обучения — три года.

Первый год ребята проходят теоретический курс, одновременно знакомятся с лучшими фермерскими хозяйствами области. По окончании первого курса все студенты летом в течение 12 дней занимаются в молодежном трудовом лагере. Вместе с ними — студенты аграрного колледжа Швеции.

После второго курса — четырехмесячная стажировка в фермерских хозяйствах Швеции. Затем снова учеба, сочетание изучения теории с практическими занятиями в фермерских хозяйствах.

Рассказывая об аграрном колледже Швеции, мы отмечали большой удельный вес практик в программе обучения, в результате чего его выпускники по окончании обладают знаниями и навыками для самостоятельного хозяйствования. Многое оттуда заимствуется и переносится в Кадниковский колледж. Выпускник фермерской группы, помимо сдачи экзаменов по всему курсу, должен получить права водителя международного образца и удостоверение тракториста-машиниста, уметь работать на компьютере, знать английский язык. В завершение — выпускные экзамены и защита дипломных работ. Среди экзаменаторов будут и представители АККОР. Далее — устройство на работу по специальности или поступление в Молочно-хозяйственную академию им. Н.В. Верещагина. Выпускники колледжа будут готовы к самостоятельной работе, в том числе фермерами.

Несмотря на ограниченность информации, проблемы при наборе в первую фермерскую группу колледжа не было. Мы встречались с первокурсниками, спрашивали — почему пошли они учиться в эту группу? При всем разнообразии ответов по поводу мотивации поступления в колледж на эту специальность, чувствуется, ребята знают, чему они будут учиться. Приведу их ответы на мой блиц-опрос.

Марат Михайлов: «Мне посоветовал пойти сюда учиться мой дядя фермер. У нас уже есть домашнее подсобное хозяйство, в том числе три лошади. Дядя предложил работать вместе, создать фермерское хозяйство. Я тоже хочу этого».

Андрей Клопов: «Пошел в колледж потому, что считаю фермерство делом перспективным. По окончании поступлю в Молочно-хозяйственную академию и все сделаю, чтобы стать фермером».

Наталья Смирнова: «Мать держит пять коз. Я тоже хочу заниматься ими. Но чтобы развернуться до уровня фермерского хозяйства, нужны разнообразные знания. Кроме того, захотелось побывать за границей. Учеба в колледже предоставит мне возможности для того и другого».

Владимир Наусов: «Случайно узнал, что, оказывается, в Кадникове учат на фермеров. Конечно, я устремился туда, так как мечтал стать фермером».

Георгий Лелюк: «Поступал в другой колледж, но мне посоветовали сюда. Я не жалею».

Ксения Гоголева: «Я уже поступила в Политехнический институт, но от дедушки и родителей-фермеров знала, что открывается фермерская группа в Кадниково, и перевелась туда. Я хочу изучать туризм, поскольку уже занимаюсь им вместе с родителями».

Фермерская семья Гоголевых живет в Кирилловском районе, занимается приемом туристов (за неполный 2003 год приняли более 400 человек). Ксения не без основания расчитывает и общее образование в колледже получить, и приобрести практические навыки организации сельского туризма в Швеции, где он очень развит.

Дело только начинается, а уже польза очевидная. Резко возрос среди студентов интерес к изучению иностранного языка, освоению сельхозтехники, и вообще к будущей профессии.

Сосредоточение усилий вологодской АККОР и шведской стороны на Кадниковском колледже вовсе не означает отказа от работы со студентами Молочно-хозяйственной академии. Наоборот. Там предусматривается расширение охвата стажировками студентов в фермерских хозяйствах Швеции и Финляндии. В связи с чем в академии прошло активное обсуждение итогов работы студентов за границей летом текущего года на конференции и семинаре.

Большой интерес у студентов вызвали рассказы товарищей о работе за границей. В этом году число желающих туда поехать многократно возросло, соответственно возник конкурс. Студенты стали активнее изучать английский разговорный язык, проявлять больше интереса работе на тракторах и автомобилях. Теперь многие стараются освоить машины на деле, а не просто получить «корочки». Да и вообще расширение российско-шведско-финского сотрудничества способствовало усилению желания студентов учиться.

 

КАК РЕАЛИЗОВАТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ?

Теперь подходим к заключительной стадии процесса к определению выпускников фермерской группы колледжа на работу. С теми, кто пойдет трудиться по найму на крупные сельскохозяйственные предприятия или в фермерские хозяйства, более-менее ясно. Ну а если молодой человек сам захотел стать фермером, а его родители таковыми не являются, что тогда? Как ему реализовать свои амбиции, подогретые трехлетним обучением в колледже и работой в скандинавских фермерских хозяйствах?

В концепции «Системы подготовки кадров для фермерского сектора агропромышленного комплекса области» вроде бы эта проблема не замалчивается. Там есть такая запись: «Для тех выпускников, которые пожелают организовать свое крестьянско-фермерское хозяйство, АККОР области окажет помощь в получении кредитных ресурсов через систему сельской кредитной кооперации, окажет помощь в приобретении сельскохозяйственной техники по лизингу, а также по другим вопросам, касающимся сельскохозяйственного производства».

Это о прошедших обучение в фермерской группе колледжа. Что касается выпускников академии, поработавших на фермах Швеции и Финляндии, то тоже говорится, что организация собственных фермерских хозяйств желающим это сделать будет проводиться «совместно с администрациями муниципальных образований нашей области и районными комитетами по земельным ресурсам».

Отдавая должное намерениями областной АККОР, мы должны понимать, что в нынешней ситуации сделать это будет чрезвычайно трудно. Допустим, получить землю (100-200 га) при доброй воле местных властей и земельного комитета соискателю фермерства удастся. А дальше что? Какой кредитный кооператив даст ему денег на обзаведение? Кто поручится за ничего не имеющего специалиста? Да и с лизингом не так все просто, если речь идет о новичке. Поэтому большинство поработавших в Швеции и Финляндии, разобравшихся в секретах тамошних фермеров, на вопрос, не хотят ли сами пойти в фермеры, смотрят на спрашивающего с недоумением. Дескать, он что, не понимает, что у нас это невозможно?

А между тем, из бесед со студентами-стажерами непосредственно в фермерских хозяйствах Швеции и Финляндии и по возвращении домой из отзывов о них педагогов и фермеров, у которых те работали, об их профессиональной подготовке, трудовом прилежании и человеческих качествах, можно убедиться, что перед нами бесценный кадровый резерв российского села. Эти слова мне не представляются излишне пафосными. Ведь молодые люди родились и выросли в деревне, привязаны к ней исторической памятью. Многие с присущей российским интеллигентам жертвенностью готовы самозабвенно служить ей. Их романтический порыв сочетается с высоким интеллектом, со знанием технологии сельхозпроизводства, знакомством с ним у нас и за рубежом, умением управлять техникой, стремлением к самореализации. Все это замечательно.

Но очень может статься, что мы быстро растеряем такой ценный потенциал, кадровый резерв. Начнем с того, что многие вообще не станут работать инженерами, агрономами, зоотехниками в коллективных хозяйствах. По банальной причине — из-за низкой зарплаты и невозможности самореализации. Пойдут в управленческие конторы, охранные агентства, торговлю и т.д. Но и те, кто станет работать по специальности в разных АО, ООО, ТОО и т.д., не видя перспектив, быстро разочаруются, хотя и смирятся с безысходностью, продолжая делать нудную работу, не приносящую радости, чтобы хоть что-то получать для содержания семьи, и помаленьку спиваться. И будут вспоминаться им месяцы, проведенные в европейских фермерских хозяйствах, как сказочные сюжеты, с которыми свела их игра его величества случая.

И приходят в голову варианты, с одной стороны вполне реальные, если исходить из мирового опыта, с другой фантастические в силу необычности для понимания их нашими нынешними чиновниками. А речь идет вот о чем. В 2003 году прошло стажировку в фермерских хозяйствах Швеции и Финляндии более 30 студентов Вологодской области. Допустим, только половина из них получила хорошие характеристики от фермеров, заграничных организаторов практики и руководства наших учебных заведений. Допустим так же, что из общего числа не более половины желают и способны повести свое дело. Пусть будет меньше половины только десять человек. Хорошо бы этим десяти выделить землю для организации фермерских хозяйств и сроком на 10, а лучше — на 20 лет дать беспроцентные кредиты в 2-3 млн руб. каждому в качестве так называемой стартовой помощи. На структуры фермерского самоуправления (АККОР) можно было бы возложить ответственность за подбор кандидатов в фермеры и оказание им организаторской помощи на первых порах, а на сельхозуправления — контроль за целевым использованием кредитов. Убежден, таким образом у нас бы в фермерской массе сформировалась прослойка аграрных лидеров, хорошо образованных, знающих и зарубежный, и отечественный опыт, способных со временем оказывать возрастающее влияние на жизнь села и эффективность сельхозпроизводства.

Могут спросить — во-первых, откуда взять средства; во-вторых, где гарантии, что выделенные деньги неопытные хозяева очень скоро не растранжирят? Конечно, мало выделяется средств на развитие АПК из бюджета, но все-таки выделение идет. Даже несколько процентов от общего обема аграрного бюджета страны могли бы позволить провести достаточно репрезентативный эксперимент. А по поводу вероятности разбазаривания средств можно априори утверждать, что эффективность их использования будет гораздо выше, чем когда они направляются в крупные хозяйства. Потому что средства попадут не вообще хозяйственной структуре с размытыми ощущениями собственности и ответственности, а к хозяину, устремленному в будущее. И знающему, как полученным кредитом распорядиться.

Этот разговор к тому, что в Вологодской области есть все предпосылки для проведения такого эксперимента по воспроизводству фермерских хозяйств с использованием европейских и отечественных традиций. Есть кандидаты, готовые стать фермерами, есть структуры, способные оказать им организаторскую помощь  (фермерские ассоциации). Дело теперь за доброй волей руководства области. Чтобы оно поверило в эту затею и поддержало ее

 

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля