Сегодня: 2019-10-20    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

ГОСУДАРСТВО И МЫ Предприниматель оценивает условия для ведения бизнеса в АПК.

У меня сложилось впечатление, что государственные чиновники не  всегда адекватно воспринимают положение дел в сельском хозяйстве страны. Их оценки сильно завышены и носят поверхностный характер. Это и понятно: работники федеральных органов власти бывают только в самых лучших сельскохозяйственных предприятиях и населенных пунктах. Их визиты тщательно готовятся.

То же происходит и на региональном уровне. От проблемных предприятий, сел и деревень все делегации шарахаются, как от чумных.

Полностью самоустранилась от анализа ситуации на селе и общественная наука, разгромленная во времена перестройки. А ведь там идут очень сложные, возможно даже необратимые процессы: пьянство, наркомания, многократное превышение смертности над рождаемостью (в том числе за счет резкого увеличения смертности мужчин до 50 лет), массовая миграция населения в города, закрытие школ и больниц, ликвидация тысяч сел и деревень. Уверен, что все эти процессы и их последствия требуют тщательного изучения.

Не слышно и голоса о положении дел на селе и со стороны интеллигенции, считающей себя совестью нации.

Мы видим, каким почетом и вниманием со стороны средств массовой информации и высших чинов государства окружены артисты, писатели, ученые. Надеюсь, за реальные заслуги перед своим народом. Только вот их голоса в защиту 38 миллионов крестьян почему-то не слышно.

Поэтому я и решил высказаться по одной из главных проблем, определяющих развитие всего агропромышленного комплекса, рассказать о том, как мы, люди, непосредственно работающие на земле, оцениваем роль государства по созданию условий для работы отечественных сельхозпроизводителей.

Сначала о тех сферах государственного регулирования, где имеются определенные подвижки:

Система кредитования предприятий АПК. В банковском секторе создана конкурентная среда, где уже не банки выбирают клиентов, а сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия решают, с какими банками работать. Процентные ставки кредитования снижены до 16-14%, а иногда и 11% годовых, что несколько выше, чем в зарубежных банках, но прогресс налицо. Достаточно четко работает система компенсаций из федерального и региональных бюджетов двух третей процентной ставки ЦБ РФ по кредитам для сельхозпроизводителей.

В качестве пожелания: считаю целесообразным внести предложение по увеличению компенсации процентной ставки ЦБ РФ для предприятий АПК до 100%, как это сделано в Белоруссии и Казахстане.

Лизинг. В стране выстроена четкая система приобретения сельскохозяйственной техники, оборудования и племенного скота по лизингу, вложены достаточные для ее функционирования государственные средства. В период с 2002 по 2005 годы крестьянам было очень выгодно работать по лизингу. Однако в текущем году этот отлаженный механизм поддержки начал давать сбои. Дело в том, что многие банки стали предоставлять кредит сельхозпредприятиям под залог приобретаемой техники на более выгодных условиях 20 к 80% или даже 10 к 90 процентам. 10-20% от стоимости техники хозяйство оплачивает за счет собственных средств, а остальные 80-90% за счет кредита банка на 3-5 лет под 11-14% годовых, тогда как лизинговые платежи составят 15-25% годовых.

Разница существенная. Поэтому приобретать технику по лизингу стало не выгодно. Из этого следует, что если компании не умерят свои "аппетиты", созданная в России с таким трудом лизинговая система поддержки сельхозпроизводителей развалится, чего допустить нельзя.

Контроль. Снизились необоснованные придирки со стороны многочисленных контролирующих структур государственной власти. Это относится только к представителям крупного и среднего бизнеса (по сельским меркам). Мелких предприятий, фермеров и особенно индивидуальных частных предпринимателей на селе эти изменения не коснулись. Они вынуждены искать защиту среди представителей властных структур, так как без нее их проверяющие седают, как саранча посевы.

Выставки. Приняла цивилизованные формы работа по демонстрации новой техники, как отечественного, так и импортного производства. Регулярно проводится "Всероссийский день поля", региональные и федеральные выставки.

Реализации национального проекта "Развитие АПК". Здесь очень много бюрократии. Но без нее не обойтись, так как под каждый конкретный проект должны выделяться деньги. Поэтому дело с реализацией национальных проектов в АПК идет хорошо только в тех республиках, краях и областях, где в эту работу включились региональные власти. Точнее там, где региональные власти взяли на себя всю организационную работу по их реализации, включая решение проблемы залога за счет регионального бюджета. В областях, где бизнес самостоятельно пытается войти в эту программу, дело "буксует". Самая большая проблема здесь залог под кредитные ресурсы. Для большинства бизнесменов без помощи региональных властей она не разрешима. Необходимы и другие формы государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий. Например, по частичной компенсации стоимости племенного скота и части затрат на строительство новых животноводческих комплексов.

Теперь о тех функциях государства, которые на мой взгляд не соответствуют современным требованиям:

Общий уровень государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий очень низок, приблизительно 10 долларов США на гектар пашни, тогда как в США более 200 долларов, в Европе свыше 600 евро на 1 га. Даже в Украине и Казахстане уровень государственной поддержки сельхозпредприятий в 8 10 раз выше, чем в России.

В Казахстане, например, дизельное топливо сельхозпроизводителям отпускается по льготным ценам: в 2005 году по цене 6 тысяч рублей за тонну (в пересчете на российские рубли), в 2006 году 10 тысяч рублей, тогда как у нас в 1,5-2 раза дороже. Белорусские крестьяне имеют прямые государственные дотации, как на ГСМ, так и на сельскохозяйственную технику, удобрения и ядохимикаты.

А ведь между Россией и Белоруссией даже границы нет. В торговле с Украиной, Казахстаном и рядом других государств у нас режим наибольшего благоприятствования.

Спрашивается как в этих условиях российские крестьяне могут на равных конкурировать со своими коллегами из других стран?

Ответ очевиден: мы проигрывам.

Но проигрывают не только крестьяне. В международном распределении труда проигрывает и Россия в целом. Поэтому, несмотря на возражения ВТО и других "доброжелателей" из-за рубежа, уровень государственной поддержки отечественных товаропроизводителей необходимо увеличивать. Причем не на несколько процентов или даже десятков процентов, а в разы. Только так можно решить проблему продовольственной безопасности государства.

Стабилизация цен на сельскохозяйственную продукцию. Государство самоустранилось от регулирования цен на зерно и другие виды сельскохозяйственной продукции, о чем свидетельствуют следующие цифры по средней цене на пшеницу 5 класса: 2001 год 2954 руб/тн, 2002 год 1832 руб/тн, 2003 год 1949 руб/тн, 2004 год 5157 руб/тн, сентябрь 2005 года 1800 руб/тн, сентябрь 2006 года 3200 руб/тн.

Подумайте, уважаемые господа чиновники, как можно заниматься сельскохозяйственным производством, брать кредиты, закладывая свое имущество, если цены на зерно, а значит и весь финансовый результат, совершенно не предсказуемы?

На эту тему я разговаривал в США с несколькими американскими фермерами. Они говорили, что это невозможно. Что такого просто не может быть. Но ведь мы работаем именно в таких условиях дикого, ни кем не регулируемого рынка.

Предложение следующее создать зерновую биржу по образу и подобию Чикагской, которая уже более 150 лет успешно справляется с регулированием цен на зерно в США.

На бирже торгуют не зерном, а фьючерсами, то есть контрактами на поставку определенного количества зерна в конкретные сроки. Торговать на бирже имеют право только аккредитованные фирмы и брокеры. Через этих профессионалов фермеры выставляют на продажу зерно, а переработчики и другие потребители покупают. Таким образом, фермер, заключивший контракт, знает, в каком месяце и по какой цене он реализует зерно, а покупатель, купив фьючерс, знает: в каком месяце, сколько и по какой цене он его приобретет.

Конечно, идею создания зерновой биржи федерального значения можно дискредитировать, если за это дело возьмутся нечистоплотные люди. И хотя у крестьян нет доверия к биржам, ее необходимо создать, постепенно приучая людей.

Подготовка кадров для АПК. Из каждых 100 человек, закончивших сельскохозяйственный институт или академию, работать в село едут только 3-4 молодых специалиста. В лучшем случае 10. Получается, что эффективность работы сельскохозяйственных ВУЗов ниже, чем КПД паровоза.

Ехать в село работать молодые специалисты не хотят в силу того, что с одной стороны, мало стабильных предприятий с достойным уровнем заработной платы, с другой, выпускники сельскохозяйственных ВУЗов не обладают необходимыми для современного производства знаниями, так как материальная база большинства учебных заведений находится на очень низком уровне.

Нужно ее совершенствовать. И нужно поднимать село тогда выпускники ВУЗов поедут туда жить и работать.

В качестве первоочередных мер предлагаю организовать учебный процесс в сельскохозяйственных ВУЗах так, чтобы учеба студентов в течение шести месяцев в году проходила в передовых сельхозпредприятиях, остальное время в аудиториях ВУЗов. Это позволит, во-первых, приобщить студентов к сельскому труду, во-вторых, "вооружить" их современными знаниями. Кроме того, у молодых специалистов появится шанс закрепиться в передовом сельхозпредприятии.

Следует восстановить и эффективно работающую в прошлом систему подготовки кадров массовых профессий для села механизаторов, сварщиков, токарей, операторов машинного доения, так как многие сельскохозяйственные предприятия уже сейчас испытывают в них острую нехватку.

Научное обеспечение предприятий АПК. В последние годы произошел разрыв между наукой и производством. У меня такое ощущение, будто многие ученые-аграрники забыли, что сельскохозяйственная наука прикладная, а имеющиеся у них разработки должны быть применены в сельскохозяйственном производстве. Например, мы к себе в ООО "Содружество-регион" приглашали для сотрудничества достаточно много ученых. Но лишь с некоторыми из них удалось наладить долговременные взаимовыгодные отношения, так как научные разработки очень многих ученых безнадежно устарели.

Поэтому необходимо пересмотреть всю систему научного обеспечения АПК. Считаю, что сложившаяся практика финансирования многочисленных НИИ по принципу "ни жив, ни мертв" не эффективна. Нужно иметь в каждом регионе хотя бы один научный центр АПК, оснащенный самой современной сельскохозяйственной техникой и оборудованием. Тогда ученые будут востребованы, и со временем научатся сами зарабатывать деньги, продавая свои знания. У меня нет ни малейших сомнений, что готовые к внедрению научные разработки будут покупаться предприятиями АПК.

Регулирование деятельности монопольных организаций. Сразу скажу: мне совсем не нравится словосочетание "естественные монополии". Все монополии созданы искусственно, с целью получения сверхприбыли. Это относится как к нефтяникам, газовикам, энергетикам, так и к переработчикам некоторых видов сельскохозяйственной продукции. Например, к заводам по производству растительного масла, где несколько крупнейших компаний контролируют более 80% рынка переработки маслосемян подсолнечника, что самым негативным образом сказывается на сельхозпроизводителях. Поэтому крестьяне просят антимонопольное ведомство вмешаться и защитить их от диктата монополий.

Защита интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Кто защищает интересы крестьян? По моему мнению никто. Напротив, очень многие наживаются за их счет нефтяники, переработчики, крупные зерновые трейдеры, мелкие перекупщики… Всех не перечислить. Крестьян много, но они разобщены. Поэтому и являются обектом постоянной эксплуатации. Вывод очевиден нужно обединяться в ассоциации, партии, движения и продвигать своих людей во все органы государственной власти. Другой путь: постоянно ругать Правительство и сетовать на свою несчастную судьбу.

Высказанные мною оценки сложившихся условий ведения бизнеса в АПК страны, возможно, не совпадают с мнением многих государственных чиновников, которые постоянно рапортуют, что в сельском хозяйстве у нас все хорошо. Но если аграрная отрасль действительно развивается нормально, то тогда почему появляются предложения передать пустующие сельскохозяйственные угодья Свердловской области представителям КНР в аренду на 49 лет? Почему на селе самая низкая заработная плата в стране, и миллионы людей в деревнях живут за чертой бедности?

Полагаю, что приукрашивать сложившееся положение неконструктивная позиция. Мы этим ничего не добьемся. Наоборот, если мы доведем до сведения руководства страны реальное положение дел на селе, то действительно сможем рассчитывать на помощь со стороны государства.

На снимке: Виктор Банькин (слева) в гостях у американского фермера Джона Николса.

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля