Сегодня: 2019-12-14    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Сударыня-Масленица: день за днем.

Для встречи Масленицы – в ПОНЕДЕЛЬНИК — из соломы делали чучело, обряжали его в женский наряд, купленный в складчину. В одну руку вкладывали бутылку с водкой, а в другую – блин.

Кукла изображала «Сударыню-Масленицу», героиню русского карнавала. Чучело ставили в сани, а рядом прикрепляли сосновую или еловую ветку, разукрашенную разноцветными лентами и платками. После завтрака ее вывозили на улицу и начиналось шествие. Во главе процессии следовала «Масленица», рядом с которой стояла самая красивая и нарядная девушка. Сани же везли три парня. Вслед тянулась длинная вереница салазок, тоже запряженных парнями. И везли они принарядившихся девушек. Действо начинала красавица с первых саней, запевая песню: «Приезжай ко мне, Масленица, в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Приезжай ко мне во тесовый дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться». Запев подхватывали все остальные и масленичный поезд весело и шумно двигался по деревенской улице. Народ высыпал навстречу и спешил присоединиться к шествию, сопровождая «Масленицу» до самой катальной горы, где «Сударыня» и открывала катание. Парни, которые привезли ее на гору, садились в сани, а остальные прикрепляли салазки к ним и целым поездом с хохотом, визгом и криками неслись по обледенелой горе вниз. Катание обычно продолжалось до самого вечера.

Блинное раздолье.

Печь блины также готовились в ПОНЕДЕЛЬНИК. Первый блин полагалось отдавать нищим на помин усопших. В некоторых регионах России его оставляли на чердаке, около слухового окна, чтобы души умерших родственников тоже отведали праздничной еды, когда невидимо посетят дом, где жили раньше.

Хотя и просты блины на вид, но приготовить хорошую опару – целое кулинарное искусство. Не обходилось при выпечке блинов и без примет и заговоров. Первую опару полагалось готовить втайне от домашних. За чистой водой на речку или к колодцу ходили старшие в семье женщины, причем вечером, когда на небе появлялись первые звезды. Опару ставили на снег и обращались за помощью к месяцу: «Месяц, месяц, золотые рожки, выгляни в окошко, подуй на опару». Кто так делал, у того блины получались белые, воздушные, лакомые.

Чтобы в хозяйстве молодоженов все ладилось, теще полагалось обучить свою дочку искусству печь блины. Зять же должен был не забыть пригласить тещу для этого дела. Такое приглашение было очень почетным, и званая теща гордилась оказанным ей уважением. Еще с вечера званая теща присылала в дом новобрачных кухонную утварь, необходимую для выпечки блинов, а тесть – мешок муки и сливочное масло. Пренебрежение этим обычаем могло запросто надолго, если не навсегда, рассорить зятя и тещу.

В СРЕДУ на Сырной неделе сама теща звала зятя к себе на блины. Кроме молодых, масленичные визиты в этот день считались обязательными и для кумовьев и остальных родственников. Поэтому среда именовалась «лакомкой». А в песнях пели о том, «как зять тещу хвалил, за угощенье ей спасибо говорил». Родители новорожденных детей ходили к кумовьям «с отвязьем», т.е. приносили им пшеничный хлеб – «прощенник». Такой хлеб специально готовился для Масленицы. Пекся он с изюмом и украшался вензелями. В свою очередь кум и кума также отдавали визит крестнику, причем приносили, кроме «прощенника», и подарки. Кум – чашку с ложкой, а кума – ситец на рубашку. Более богатые кумовья дарили овцу, жеребенка или свинью.

В ПЯТНИЦУ наступала очередь зятьев угощать блинами своих тещ. А в СУББОТУ невестки приглашали к себе в гости золовок.

Веселись от пуза!

Игры начинались во ВТОРНИК. Парни приглашали девушек покататься с ледяных горок, угощались блинами. Повсюду, на городских бульварах и деревенских площадях, сооружались качели, на которых от рассвета до заката пары молодежи сменяли друг друга, взлетая до небес.

Не были забыты ни снежки, ни катания с горки. Ряженые без устали тешили народ. Например, они впрягались в сани вместо лошадей и весело бегали по деревенским улицам.

Главным же развлечением было катание на лошадях. Под песни и веселые крики, под игру гармони и балалайки вихрем неслись друг за другом по улицам сани, в которых всегда находилось место и для штофа «государева вина», и для «блинного ящика».

Широкий ЧЕТВЕРГ – поворотная точка в Масленичной неделе. С этого дня веселье не прекращалось ни на минуту, ибо к концу Масленицы от зимы, остужающей соки живительные, не должно было остаться и следа. Ведь сам масленичный разгул означал победу над смертью, возрождение земли и каждого человека к новой жизни. Очевидно, поэтому важнейшим обрядом было взятие снежного городка – последнего пристанища злодейки-зимы. Чтобы сокрушить прочные снежные стены, схваченные морозом, от игроков требовались не только сила и отвага, но и умение владеть конем и немалое мужество. Можно было запросто вылететь из седла и получить серьезные травмы. Зато покоритель снежной крепости становился настоящим героем.

Вместо игр с осадой и защитой снежной крепости часто устраивалась обычная молодецкая потеха – кулачные бои «стенка на стенку». Команды подбирались задолго до дня сражения, которое проходило, как правило, в чистом поле, на замерзших речках или на городских площадях. Многочисленные зрители подбадривали своих земляков, а то и сами вступали в схватку, итогом которой часто были не только синяки под глазами, но и выбитые зубы и сломанные ребра.

В СУББОТУ «Масленица» снова появлялась на улице, но теперь уже в сани вместо парней впрягали лошадь, увешанную бубенчиками, колокольчиками и украшенную разноцветными лентами. Вместе с «Сударыней» снова садилась девушка, но уже не одна, а с парнем, причем у парня в руках была бутылка водки и закуска. За сани, как и прежде, привязывались салазки, на которые попарно садились девушки и парни. Подобная процессия с пением ездила по селу. Веселье продолжалось до самого вечера.

Проводы Масленицы.

Это событие происходило в Прощеное ВОСКРЕСЕНЬЕ. Сопровождалось оно разными веселыми обрядами и особой торжественностью. Еще загодя ребятишки и парни несли за околицу старые плетни, испорченные бочки, ненужные дровни и складывали из них огромный костер. Часов в восемь-девять вечера к этому костру направлялась процессия с «Масленицей». Под пение девушек: «Полно, зимушка, зимовать. Весна идет!» — «Масленицу» ссаживали с саней, ставили на снег. Затем снимали с елки ленты и платки и делили их между девушками. Парни в это время поджигали «Сударыню-Масленицу». Поскольку на этом кончалась праздничная неделя, за которой следовал пост, собравшиеся обыкновенно швыряли в костер все остатки масленичного гулянья и зарывали в снег сам пепел «Масленицы», чтобы от нее и следов не осталось. Ведь чучело Масленицы образ собирательный – тут вам и зима-карга, что гонит народ со двора и из собственной души, и вседозволенность, и скоромная еда, и острое словцо.

Прости, Христа ради.

ВОСКРЕСЕНЬЕ названо Прощеным потому, что в этот день принято просить прощения друг у друга, чтобы встретить Великий пост с чистой душой и совестью. Испросив прощение, скрепляли дружбу поцелуем. Часа в 4 дня на деревенской колокольне раздавался великопостный благовест к вечерне, означавшей окончание праздника. Как только смолкал церковный звон и заканчивалась вечерня, по избам начинали ходить родственники и соседи, прося друг у друга прощения. Низко, до самой земли кланяясь друг другу, говоря: «Прости Христа ради, в чем я перед тобой согрешил». – «Прочти и ты меня», — слышали они в ответ.

В этот же день ходили с блинами на кладбище, стараясь ничего не говорить по дороге. Около могилы близкого человека становились на колени, били три поклона, приговаривая: «Прости меня, (имярек), забудь все, что я тебе нагрубил(а) и навредил(а)». Помолившись, клали на могилу блины, иногда ставили водку и отправлялись домой так же молча, как и пришли.

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля