Сегодня: 2019-11-13    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Комментарий. Сенаторы показали характер, отвергнув правительственный законопроект.

Как уже сообщалось на Agronews, 26 ноября состоялось заседание комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации. В числе других на нем был рассмотрен актуальный вопрос «О внесении изменений в Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части представления главами фермерских хозяйств документа, подтверждающего регистрацию фермерского хозяйства при предоставлении им земельных участков).

Первый заместитель министра сельского хозяйства Игорь Манылов информировал, что данный законопроект был подготовлен Правительством РФ, внесен в Госдуму и принят законодателями в третьем чтении в ноябре 2013 года. Документ направлен на совершенствование системы целевого использования земельных участков, которые предоставляются из государственных, муниципальных земель для ведения фермерского хозяйства и для повышения точности и достоверности статических наблюдений за деятельностью КФХ. Проблемы использования земли идут с начала 1990-х, когда гражданам из государственной собственности предоставлялись участки для ведения фермерских хозяйств. Они получали участки, часто не регистрируя их в установленном порядке, не регистрируя свои хозяйства, и использовали угодья в разных целях, в том числе не по прямому назначению, сообщил докладчик.

– По данным налоговой службы, на 1 апреля 2012 года числится 3008 КФХ, – отметил И. Манылов. – По сведениям Росреестра в РФ насчитывается 260 тыс. К(Ф)Х. Для ведения фермерского хозяйства ими использовалось 23 млн. га. 15% К(Ф)Х не имели земли. Вместе с тем, по данным Росреестра на 1 января 2012 года 92 тыс. га числятся за ликвидированными К(Ф)Х, то есть фактически выпадают из оборота. В отличие от действующего порядка законопроект предусматривает, что участки из земель сельхозназначения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются только зарегистрированным КФХ для осуществления ими основной деятельности.

Хочу отметить, что законопроект активно обсуждался при рассмотрении в Госдуме и принят ею, учитывает замечания Государственного правового управления президента. Также законопроект поддержали 62 субъекта. Наша позиция, единая с Правительством, заключается в том, что принятие данного законодательного решения необходимо, оно наводит порядок в этой сфере, по сути, выводит из тени отношения между фермерами и государством по вопросу земли, создает основы для того, чтобы в вопросах господдержки, налогообложения, оценки вклада фермеров в экономику страны все было прозрачно. Это полезный законопроект.

Дискуссия была горячая. Сенатор, президент ассоциации российских фермеров (АККОР) Владимир Плотников возразил замминистра:

– Этот законопроект реально ухудшает сложившуюся ситуацию и не способствует наведению порядка с землей. По данным последней государственной переписи на сегодняшний день имеется 49184 хозяйства без земли. Правительство предлагает (крестьянину) вначале зарегистрироваться, а потом отправиться искать землю. То есть, получается, мы еще больше безземельных фермеров готовим. Кого мы обманываем? Фермер без земли – профанация! Давайте наводить порядок с тем, что есть. Понимаете, фермер начал заниматься землей, а у него никаких гарантий нет, что он, вложив деньги в землеустройство, кадастровый учет, получит эту землю. На торгах и на аукционе он проиграет. Никто гарантий в получении земли фермерам не дает.

Второй существенный аргумент. Фермер зарегистрировал свое хозяйство, а землю еще не оформил, но он уже вынужден платить и отчитываться за якобы действующее хозяйство. Он еще на кусок хлеба не заработал, а ему говорят: плати в пенсионный фонд отчисления 36 тыс. рублей за каждого члена хозяйства. Представьте, отец, мать, сын перечисляют больше 100 тыс. рублей сразу. В результате только с 1 января по 1 октября этого года 40 тыс. фермеров бросили заниматься фермерством и перешли в ЛПХ. У законопроекта много двойных толкований…

Есть прямое указание Президента Правительству (министрам сельского хозяйства, экономики и др.): перед внесением в Госдуму согласовывать с фермерами законопроекты. Мы на аграрном комитете рассматривали этот законопроект еще весной и отвергли его, потому что он ухудшает действующее положение. Но никто не отреагировал на наше замечание. Фермеры очень настороженно относятся к этому вопросу. 63 региона прислали в аграрный комитет обращения, в которых просят отклонить законопроект, создать согласительную комиссию, «вычистить» все противоречия, которые несет этот документ.

В ответ И. Манылов ответил, что не видит смысла в создании согласительной комиссии, поскольку нет предмета для этого, а фермерам оказывается необходимая господдержка, выделяются субсидии.

Сильное впечатление произвело на участников заседания выступление главы К(Ф)Х, председателя АККОР Смоленской области Алины Гавриченковой:

– Я обращаюсь к вам, сенаторам, с просьбой не принимать данный законопроект. Поясню конкретно на примере моего хозяйства. Я фермер с 1991 года. Когда выделялась земля, было написано: выделить Гавриченковой А. Е. для ведения фермерского хозяйства такое-то количество земли в частную собственность. На сегодня я, юридическое лицо с 1991 года, землю до сих пор зарегистрировать в Регпалате не могу. У меня сделано все, межевые дела проведены в 2007 году. Все надо делать через суды, так как в свое время неправильно были оформлены документы в земельном комитете. Еще, арендую земли с 1992 года в администрации Смоленского района. Мною заключены все договора с администрацией района. Все межевые дела в этом году с администрацией района сделала. Прихожу в кадастровый отдел, чтобы получить кадастровый номер, но буквально за два месяца до меня, земля, которую я обрабатывала 20 лет, зарегистрирована неизвестно кем и оформлена в частную собственность.

Сенатор Анатолий Мишнев поддержал В. Плотникова и выступил за создание согласительной комиссии.

За принятие законопроекта выступил полномочный представитель Правительства РФ в Совете Федерации Андрей Яцкин. В числе его доводов были такие: не должно быть теневых сторон в отраслях экономики. Сектор К(Ф)Х не развит и имеет определенные теневые стороны, надо навести порядок. Он предложил до Совета палаты провести консультации по спорным вопросам.

Четкую и твердую позицию занял заместитель председателя аграрного комитета Алексей Чернышев, который заявил:

– Это очень спорный закон. И мне непонятно, почему, мы не выполняем поручение Владимира Владимировича, когда на аграрном форуме он четко сказал: проработать предложения по нормативно-правовым положениям. И я конкретно министру, в данном случае первому заместителю министра этот вопрос бы задал. Очень спорный закон. Мы его не должны принимать. Нет гарантий. А почему нам не создать механизм резервирования земли для этих целей. От кого это зависит? От нас, законодателей, от Правительства Российской Федерации. Если человек идет без земли регистрироваться, он знает, что есть резерв в этом районе, в этом сельсовете, в этом хозяйстве. Этого нет. Зачем мы сложности такие делаем. Нет гарантии. Раз нет гарантии – мы ухудшаем сегодняшнее положение де. Это (позиция комитета) соответствует Конституции РФ. Мы должны защищать крестьян! Если он зарегистрировался, а земли нет, а он должен полгода или год, неоформленным, платить эти платежи. Такой закон мы принимать не должны. Надо создавать согласительную комиссию.

В связи с обсуждением актуального вопроса автор комментария вспомнил прошедший в марте съезд АККОР. За последние 25 лет посевные площади сократились на 50 млн га, отмечалось на нем. Заброшены миллионы гектаров пашни. Но крестьянин не может приобрести земельный участок, чтобы создать семейную ферму или расширить уже действующее хозяйство. 80% земельных долей, полученных в ходе приватизации, не прошли кадастровый учет, не имеют госрегистрации, не оформлены в собственность. И значит — отсутствует цивилизованный рынок земли. Вместо него – серые схемы, рейдерские захваты, махинации, коррупция.

Каждый, кто занимался оформлением земли, знает, насколько этот процесс длительный и забюрократизированный. Люди по 20 и более лет ведут фермерское хозяйство и не могут оформить свои участки, живут на птичьих правах. Земля — не оформляется, выделенные деньги — не осваиваются. А теневой рынок тем временем процветает. Как на дрожжах, растут латифундии в десятки и сотни тыс. га. На наших глазах формируется класс новых русских помещиков. Их никто не контролирует — как используется пашня, как платятся налоги, что вообще с этой землей происходит. Вчера были поля — а сегодня виллы, лужайки для гольфа, угодья для охоты. А фермеру не разрешается на своей земле – себе же дом построить.

За исключением одного воздержавшегося, все члены аграрного комитета СФ проголосовали против предложенного правительством законопроекта. Так что дело – за согласительной комиссией.

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля