- Крестьянские ведомости - https://kvedomosti.ru -

«Экономить нельзя потратить».

Россияне продолжают приспосабливаться к кризису. За последние три месяца 39% стали покупать продукты более дешевых марок, 31% отказались от покупки некоторых продуктов, 29% в принципе стали покупать меньше продуктов, свидетельствуют данные очередного исследования, проведенного Фондом общественного мнения 15 марта 2015 года. В ноябре 2014 г. показатели по всем трем пунктам были несколько ниже — 28%, 22% и 20%, соответственно.

Участники опроса также стали реже ходить за продуктами питания — об этом заявили 15% респондентов против ноябрьских 11%. Правда, количество тех, кто чаще ходит за продуктами, тоже слегка подросло — с 1% до 2%, но и это можно объяснить разновидностью кризисной стратегии, сообщает Утро.ru. Если раньше многие предпочитали посещать магазин раз в неделю и закупаться впрок, не имея четкого плана по меню и рискуя тем, что часть продуктов может испортиться, то сейчас к этому процессу подходят более осознанно, покупают в небольших количествах именно то, что планируется использовать в ближайшие дни.

В целом более половины россиян (51%) за последние полгода стали больше экономить на продуктах питания. Ровно столько же ответили положительно на данный вопрос в феврале. При этом в конкретных товарных категориях произошло некоторые снижение показателей. Так, в феврале на мясе и птице экономили 32%, в марте — 28%, на сыре и колбасе — 30% и 26%, соответственно, на фруктах — 27% и 23%, на рыбе и морепродуктах — 25% и 20%, на молочной продукции — 12% и 9%.

Возможно, это объясняется отказом от покупки каких-либо деликатесов, что позволяет меньше экономить на основных продуктах. Также сказывается стабилизация валютного курса и небольшое замедление роста цен — если в первые месяцы года присутствовал шок от резкой инфляции и ощущение неопределенности, то к весне граждане привыкли к новым ценникам и несколько осмелели.

При выборе продуктов питания и непродовольственных товаров россияне вновь начинают ориентироваться не только на цену (самое дешевое), но и на потребительские свойства товаров.

Заметно изменилась и реакция на рост цен. Хотя по-прежнему большинство россиян думают, в первую очередь, о том, как сэкономить, сократить потребление (49%), растет число тех, кто, прежде всего, думает о дополнительном заработке, — 38%. В феврале «экономистов» было 55%, «активистов» — 33%.

Агентство АгроФакт