Сегодня: 2019-11-21    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Комментарий. Как ученику попасть на урок….

В самом разгаре золотое лето, когда только и порадоваться людям теплой благодати, а в этих трех глубинных нижегородских селах, расположенных, кстати, в разных концах области, вскипают нешуточные житейские страсти. Причем, возникают они по одному и тому же жизненно важному делу- здесь с нового учебного года  ликвидируют школы.

 

Соглашусь, тема эта отнюдь не новая, «заезженная» в СМИ, но от того не потерявшая злободневности. В самом деле, закрывают безжалостно вроде бы неказистые внешне здания, где за долгие годы выучилось не одно поколение сельских жителей (многие из них, давно став взрослыми, по привычке заглядывают в родные классы, чтобы пообщаться с любимыми учителями). Зачастую здешняя школа- это нечто вроде клуба, где по вечерам сельская ребятня занимается в разных кружках и секциях. Или такая ныне распространенная ситуация- из-за отсутствия работы в деревне родители вынуждены ездить на заработки в соседние населенные пункты, а на это время заботы по воспитанию и надзору за детьми берет на себя школа. Надо ли говорить ,что в этом случае нижегородские села, о которых наш рассказ впереди, обречены на опустение и вымирание. Не даром считается, что деревня жива, пока в ней сохраняется школа.

 

В селе Фундриково, что в Семеновском районе, в нынешнем сентябре школьный звонок уже не прозвенит- дети вынуждены будут ездить учиться в соседнее село Полом. Путь сюда не близкий, а в зимнюю пору, когда рассветает поздно, ребятам придется вставать затемно. К тому же известны здешние сельские  «трассы», которые в распутицу буквально «плывут» от грязи, а зимой их заносит сугробами. Когда решался вопрос о закрытии школы в Фундриково, то основным аргументом было недостаточное число учеников- их тут осталось 17. Правда, жители этого села приводили свои вроде бы веские доводы- условия, в которых учились дети в здешней школе, вполне подходящие- рядом с домом, вдалеке от оживленных автотрасс, где ребятишки по неосторожности могут попасть под колеса , поблизости нет магазинов, где торгуют спиртным и прочим подобным товаром.

 

Напомним, что нынешняя реорганизация школьного образования проводится на основе так называемого нормативно-подушевого финансирования, когда средства учебным заведениям на селе выделяются в зависимости от численности учеников. Не мудрено, что на этом « основании» все малокомплектные школы попадают «под сокращение». В нашей истории при такой реорганизации преимущество оказалось на стороне школы в Поломе, где насчитывается  вдвое больше ребят- 37. Дело в том, что жители Фундриково давно добивались, чтобы им оставили в селе школу. По этому поводу здесь некоторое время назад проходило собрание с участием работников роно, раздавались даже голоса –напротив, возить учеников из Полома во Фундриково (тут условия в школьном здании получше), но это предложение оказалось « не проходным».

 

К сожалению, ныне учитель должен, как минимум, работать одновременно с тремя классами. Связано это с тем, что в некоторых из них всего по одному ученику. Выходит, на каждом уроке учителю отвечает один и тот же  школьник, что создает известную нагрузку на детскую психику. С другой стороны, в этом случае ребенок оказывается лучше подготовленным, что выступает положительным моментом. А как спорить по поводу предстоящих поездок ребят на учебу- по нормативам, максимальная загрузка школьного автобуса- 23 человека, значит при перевозке ребят из Полома понадобится  два автобуса, что довольно накладно. В пользу школы в Поломе в будущем может сработать еще один аргумент, так сказать, демографический- ныне в здешнем детсаду двадцать ребят, тогда как во Фундриково их вдвое меньше. Значит, в первом случае  пополнение учебного заведения будущими первоклашками несколько надежнее.

 

Нельзя сказать, что в области ныне все малокомплектные школы « стригут под одну гребенку», т. е. сокращают. По существующим правилам, те из них, что расположены на расстоянии более 15 км друг от друга, оставлены в статусе малокомплектных, к ним применяется иной способ финансирования, когда средства выделяются в соответствии с реальными затратами. К сожалению, школа в Фундриково не входит в число таковых, поскольку по соседству на небольшом расстоянии находятся еще два учебных заведения. Поэтому судьба у нее безрадостная- она с осени закрывается, несмотря на самый активный протест родителей.   

  

Не меньше тревог и озабоченности у населения вызывает предстоящая реорганизация в селе Надежино Ардатовского района, где местную основную школу решено присоединить к Хрипуновской средней школе. Правда, ситуация тут пока не столь накалена- в Надежино оставляют начальную школу, а это значит, что младших ребят не придется  спозаранку подымать, отправлять их автобусом на учебу в соседнее село. Зато  для старшеклассников- их насчитывается тут11 человек- нынче первое сентября начнется с похода на автобусную остановку, поездки в Хрипуново, знакомства с учителями и одноклассниками в новой школе. Насколько благополучно все это сложится у подростков, покажет время.

 

Как поведала заместитель главы районной администрации Л.Браева, пять лет назад школу в Надежино уже пытались закрыть, тогда ее отстояли родители. Правда, на тот момент здесь насчитывалось 42 ученика, но в последние годы их число сократилось до 18. К сожалению, по нынешней слабой наполняемости местного детсада не видно, что ситуация в школе может вскоре как-то поправиться ( малышей тут едва набирается на  полгруппы).

 

Хотя районные чиновники в последние годы старательно изыскивали возможности для сохранения школ в селах и деревнях, здешний бюджет оказался не беспределен. Поэтому ныне в районе остаются лишь те учебные заведения, которые подпадают под индивидуальное финансирование. Как известно, нормативно-подушевое  выделение денег на образование начинается, если в каждом классе не меньше 14 учеников. К сожалению, ныне здесь нельзя набрать ребят даже для двух комплект- классов, чтобы сохранить школу в прежнем виде.

 

С другой стороны, старшеклассники, которым с нынешней осени предстоит ездить в Хрипуново, получают возможность учиться в полноценной средней школе, участвовать в спортивных и культурных мероприятиях районного масштаба. Для них организуются поездки на экскурсии, конкурсы, занятия в районном физкультурно- оздоровительном комплексе, который появился недавно в Ардатове. Ребята вольются в большой коллектив, почувствуют себя в общей команде, что едва ли возможно в маленькой сельский школе. Какой коллектив, если в каждом классе по одному- два человека?

 

В этой истории есть еще одна заинтересованная сторона- учителя. О  наболевших проблемах  преподаватель словесности В. Будашова  говорит:

-Мы работаем за меньшие деньги, чем  городские учителя. В последние годы преподаем в классах-комплектах, где собраны дети разных возрастов. Приходится одновременно вести уроки в 5-6 классах или 7-8 классах.  То есть за академический час фактически проводим два урока. Чтобы отработать 6 часов в день, надо подготовить накануне 12 конспектов. Никто не представляет, во что выливается по вечерам подготовка педагога к завтрашним урокам!

 

Немалые сомнения вызывает у людей так называемая экономическая эффективность такой реорганизации школьного образования. В том же Надежино  школьное здание, в котором остаются младшие классы, продолжат содержать, к этим обычным затратам добавляются солидные расходы на автобус, которым предстоит доставлять старшеклассников в Хрипуново. Словом, когда начинали реорганизацию, все выглядело как в той поговорке- гладко было на бумаге, да забыли про овраги.       

 

А вот еще один, не менее «одиозный»  вариант, когда полноценную среднюю школу в селе Кечасово Краснооктябрьского района собираются перевести в основную, иными словами, вместо одиннадцати классов оставить здесь девять. Причины  обычные- нехватка учеников. Сейчас их здесь 23, в том числе двадцать из них приезжают на уроки из окрестных деревень Чернуха и Екатериновка. Начальные классы совмещены в классы -комплекты, первый со вторым и третий с четвертым занимаются вместе. В средних и старших классах- от одного до четырех учеников. До этого учебное заведение находилось на индивидуальном финансировании, поэтому средств хватало. Двухэтажное кирпичное здание поддерживается в хорошем состоянии, каждый год учителя проводят здесь ремонт.

 

Из-за малочисленности учеников эту среднюю школу реорганизовать в основную  чиновники грозят на протяжении последних пяти лет, но всякий раз ее удавалось отстоять. Похоже, с нового учебного года  чиновничий замысел осуществится- старшеклассников, которых тут всего шестеро, предполагается возить  в село Салганы. Сейчас тут  строят новую школу, потому жители Кечасова не без оснований опасаются, что в будущем в их селе вообще перестанут учить детей, станут их  всех возить в село Салганы, которое находится в 12 километрах. Но это далеко не весь путь школьников- добавим 4 км между Чернухой и Екатериновкой, еще пять – до  Кечасова, плюс двенадцать – до Салган, в общей сложности в оба конца ребята должны преодолевать ежедневно по 42 км. Делать им это придется по обычным сельским грунтовкам. 

— Трясет здесь так, что людей наизнанку выворачивает, а у машин отлетают детали,- говорят жители в Кечасово.- Даже таксисты ездить сюда отказываются. А когда отремонтируют наши « трассы», никто не знает.

 

 Это не единственная причина, по которой родители протестуют против  предстоящих поездок ребят в соседнюю школу.  На недавнем сельском сходе здешние учителя рассказали, почему вообще нецелесообразным считают « оптимизировать» учебное заведение. Особенность Краснооктябрьского района в том, что он многонациональный, здесь проживают русские, татары и люди других национальностей. Школы в татарских селах, которые находятся ближе к райцентру, практически все сохранились. Русских школ в последние годы закрыто семь, на данный момент сохранились лишь две- в Кечасово и Салганах.

 

Сейчас в Кечасовской школе заняты 12 учителей, части из них предстоит в этом учебном году искать новое место работы. В родном селе трудоустроиться не удастся, поскольку местное хозяйство развалилось, а в Салганской школе вакансии едва ли предложат, поскольку там штат укомплектован. Остается

одно- менять местожительства, но опытные, умелые педагоги, которые отдали родной школе по много лет, не хотят отсюда уезжать.

 

И в самом деле, ради чего все это делается — ведь у людей рушится привычная, налаженная жизнь, а кому-то из работников предстоит и вовсе поменять профессию на новом месте жительства. То же самое можно сказать о многих молодых семьях, которые вынуждены при закрытии сельских школ покидать родные места, перебираются в города, чтобы  дать образование своим детям.

 

Ранее наше издание неоднократно рассказывало, как в последние годы в чиновничьем рвении были закрыты многие сельские школы  и тем самым созданы немалые трудности в получении нормального образования в первую очередь для учеников из отдаленных небольших сел и деревень. Очередной очень грустной, наталкивающей на многие размышления «иллюстрацией» могут послужить нынешние житейские события, развернувшиеся в трех нижегородских селах в связи с « оптимизацией» здешних школ.

 

Анатолий Ершов — «Крестьянские ведомости»

Тэги: село, школа

 

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля