Сегодня: 2019-10-13    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Что обсуждают сегодня на заседании Правительства РФ.

«Центр Парламентских Коммуникаций «ПарлКомм» обнародовал перечень вопросов, которые рассматриваются сегодня, 20 октября 2005 г. на заседании Правительства Российской Федерации.

1. О готовности федеральных органов исполнительной власти к реализации приоритетных национальных проектов.

О мерах по реализации приоритетного национального проекта ?Развитие АПК?.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Минсельхозом России разработан приоритетный национальный проект ?Развитие АПК?, которым в качестве основных приоритетных направлений в сфере агропромышленного производства определены ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования.

Ускоренное развитие животноводства.

Наряду с имеющимися положительными тенденциями в развитии сельского хозяйства в животноводстве сохраняются кризисные явления, ведущие к сокращению поголовья скота и нарастанию зависимости страны от импортного мяса.

За период с 1991 по 2004 гг. по сравнению с 1990 г. поголовье крупного рогатого скота сократилось с 57 до 23 млн. голов, свиней — с 38,3 млн. до 13,4 млн. голов. Реализация скота и птицы на убой (в живой массе) уменьшилась с 15,6 до 7,8 млн. тонн, производство молока — с 55,7 млн. тонн до 32,2 млн.тонн. Животноводство в целом остается нерентабельным, а наиболее убыточным является производство мяса крупного рогатого скота (-31,1%).

Финансовое состояние животноводческих предприятий остается крайне сложным. Из-за отсутствия финансовых ресурсов хозяйства не могут приобретать современные машины и оборудование, пользоваться услугами ремонтных и других организаций, применять эффективные технологии, вести целенаправленную селекционную работу и т.д.

Животноводство оснащено морально устаревшей и физически износившейся техникой, свыше 80% которой имеет сверхнормативной срок эксплуатации, что в сочетании с низким уровнем ее технического состояния, обслуживания и эксплуатации приводит к нарушению технологических режимов содержания и кормления животных и, соответственно, к ухудшению производственных показателей.

Доля импортного мяса и мясопродуктов в общем объеме формирования их товарных ресурсов на внутреннем рынке страны составляет 32,5%.

В связи с этим дальнейшее развитие отрасли и повышение эффективности производства продукции животноводства, прежде всего мяса, являются одним из основных направлений в сфере АПК.

Проектом предусматривается:

увеличение к 2008 году производства молока на 4,5%, мяса — на 7%; снижение удельного веса импорта в общем объеме формирования товарных ресурсов мяса и мясопродуктов с 32,5 до 30,5%, молока и молочных продуктов — с 15,8 до 12,5%. В этих целях намечено обеспечить:

— создание условий для привлечения в отрасль инвестиционных ресурсов;

— повышение доступности кредитных ресурсов для финансирования строительства и модернизации животноводческих комплексов;

— дополнительное выделение из федерального бюджета ассигнований на субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам;

— наращивание объемов поставок техники, оборудования и племенного скота на условиях лизинга;

— сохранение режима ограничения импорта мяса; стимулирование импорта технологического оборудования для животноводства и первичной переработки продукции, не имеющего отечественных аналогов.

Для создания необходимых условий для привлечения в животноводство инвестиционных ресурсов требуется выделение в 2006-2007 гг. бюджетных ассигнований в сумме 6,6 млрд. руб. на субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым на срок до 8 лет, и предназначенным для финансирования строительства и модернизации животноводческих комплексов. Общая сумма привлеченных кредитов составит около 40 млрд. руб.

Предусматривается использование средств Инвестиционного фонда для стимулирования привлечения частных инвестиций (государственно-частное партнерство) на строительство комплексов по переработке мясной и молочной продукции в регионах, имеющих избыток сырья.

Привлекаемые и собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом поставок оборудования и скота по лизингу позволят провести на основе современных технологий модернизацию и техническое перевооружение ряда животноводческих комплексов, закупить до 100 тыс. голов высокопродуктивного племенного крупного рогатого скота, свиней и овец для селекции имеющегося стада.

В настоящее время отечественные поставщики племенного скота не могут в полном объеме удовлетворить спрос на племенной скот на внутреннем рынке страны, поэтому закупка племенного скота будет осуществляться как у отечественных, так и зарубежных товаропроизводителей. Потенциал отечественных товаропроизводителей составляет 10 тыс. голов КРС и 70 тыс. голов свиней и овец в год.

Одной из приоритетных проблем, которую предстоит решить в рамках данного направления, — это создание принципиально новой инженерно-технической базы отрасли и использование техники нового поколения, способствующей достижению заданных уровней производства говядины и свинины, отвечающих требованиям стандартов по качеству и ассортименту, обеспечивающих охрану окружающей среды от загрязнений отходами и выбросами объектов животноводства, обеспечение безопасных и социально-привлекательных условий труда.

Для выращивания приобретаемого скота планируется приобрести (в зависимости от поступающих заявок) необходимое количество кормозаготовительного оборудования, оборудования для приготовления и раздачи кормов, модульные животноводческие комплексы, стойловое оборудование, оборудование для ухода за животными и очистки животноводческих помещений, оборудование для убоя и разделки продукции, охлаждения и хранения продукции.

Указанное оборудование может быть как российского, так и зарубежного производства. Ввиду разнообразия схем производственного цикла по выращиванию скота оснащение животноводческих комплексов современными техническими средствами будет осуществляться с учетом привязки к существующей материально-технической базе. Будут проводиться как ввод в строй новых скотомест, так и реконструкция, дооснащение, переоборудование существующих животноводческих комплексов.

Для технологического перевооружения животноводческих предприятий и закупки племенного скота в 2006-2007 гг. предусмотрено выделение бюджетных средств на увеличение уставного капитала ОАО ?Росагролизинг? в сумме 8 млрд.руб. Будут установлены более льготные условия поставок по лизингу машиностроительной продукции и племенного скота.

Планируется разработать и реализовать концепцию государственной поддержки развития крупных агропромышленных структур холдингового типа, занимающихся производством сельскохозяйственного сырья, переработкой и торговлей на основе современных инновационных технологий.

Меры таможенно-тарифного регулирования призваны ограничить конкурентоспособность импортной мясной продукции для обеспечения роста ее внутреннего производства в соответствии с целевыми установками.

Предполагается сохранить действующий режим ограничения импорта путем применения тарифных квот, размер которых на мясо планируется установить на уровне в 2006 г. — 2069,7 тыс. тонн, в 2007 г. — 2124,3 тыс. тонн.

Постановлением Правительства Российской Федерации предусматривается установить дифференцированное повышение таможенных пошлин на сыры твердые, осуществить меры по ограничению их импорта из Украины, а также сухого молока и сливочного масла, поставляемых из Украины и Беларуси.

Повышение конкурентоспособности отечественной продукции требует оснащения отечественных предприятий оборудованием, которое отвечает современным требованиям. Отечественная промышленность не позволяет полностью удовлетворить потребности в подобном оборудовании. Поэтому требуется создать условия для ввоза из-за рубежа техники и оборудования, аналоги которых не производятся в Российской Федерации, путем снижения или отмены ввозных таможенных пошлин.

Важными факторами в развитии отечественного животноводства могут быть прогнозируемые высокие темпы роста реальных располагаемых доходов населения. В связи с этим будет обеспечен дальнейший рост расходов населения на продукцию животноводства.

Кроме того, имеется возможность укрепления кормовой базы за счет внутренних зерновых и других кормовых ресурсов.

Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК.

В настоящее время в России насчитывается около 16 млн. сельских домохозяйств, ориентированных на самообеспечение и производство сельхозпродукции в рыночных целях. Из них около 9,3 млн. сельских домохозяйств (58%) ведут устойчивое мелкотоварное хозяйство. При этом примерно половина из них (4,7 млн.) производит основную часть товарной продукции.

Личные подсобные хозяйства производят около 92% картофеля, 80% овощей, 53% мяса, более 52% молока и 27% яиц. Кроме того, в России насчитывается свыше 260 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, которые производят около 6% всей валовой продукции сельского хозяйства.

Личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства в существенной мере заполняют нишу, образовавшуюся от сокращения объемов сельскохозяйственной продукции, производимой крупными хозяйствами.

Указанные результаты в производстве продукции, прежде всего в ЛПХ, достигнуты путем резкого наращивания объемов тяжелого, неквалифицированного ручного труда и ограниченного использования техники, кормов, удобрений, а также услуг коллективных хозяйств. Нет оснований надеяться, что модернизация и дальнейший рост производства, равно как и создание устойчивой и конкурентоспособной системы на селе, возможны без дальнейшей крестьянской кооперации и существенной поддержки ее со стороны государства. Поэтому в сельской местности проблемы доступности земли, кредитов, а также строительства, реконструкции и модернизации производства становятся все более актуальными.

Предлагаемые направления реализации проекта позволят в значительной степени улучшить, а в ряде случаев создать мелким товаропроизводителям условия для наращивания объемов производства, гарантированного сбыта продукции, повышения уровня товарности хозяйства, повышения качества продукции, облегчения условий труда и повышения его производительности.

Проект содержит ряд подпроектов, которые способны решить существующие проблемы только в комплексе, во взаимодействии всех его составляющих, однако центральным является вопрос поддержки государством мелкого производителя, в первую очередь, на основе облегчения доступа к заемным средствам, в том числе путем создания сети сельских кредитных кооперативов, и субсидирования процентных ставок по кредитам.

Дополнительно создаваемая инфраструктура в виде снабженческо-сбытовых и перерабатывающих мощностей даст возможность обеспечить мелким товаропроизводителям гарантированный сбыт произведенной продукции, сохранить ее качественный и товарный вид, увеличить степень переработки и увеличить доходы от ее реализации.

Главной целью проекта является увеличение объемов товарного производства в сфере малых форм хозяйствования за счет:

— расширения доступа к заемным средствам на основе субсидирования процентных ставок по кредитам;

— модернизации и развития инфраструктурной сети заготовительных, снабженческих и сбытовых предприятий АПК;

— модернизации и развития предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции;

— расширения доступа к заемным средствам на основе создания системы финансовой взаимопомощи на селе (системы сельской кредитной кооперации);

— обеспечения товаропроизводителей долгосрочными финансовыми ресурсами на основе поэтапного вовлечения в рыночный оборот земель сельскохозяйственного назначения.

Из федерального бюджета планируется направить в 2006 г. 2,9 млрд. руб. и в 2007 г. — 3,67 млрд. руб. на субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие производства сельскохозяйственной продукции личными подсобными хозяйствами населения, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и создаваемыми сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, что позволит просубсидировать 95% ставки рефинансирования Банка России. Предполагается, что оставшиеся 5% будут просубсидированы за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Запланированный объем субсидирования процентных ставок позволит привлекать ежегодно до 20 млрд. руб. кредитов коммерческих банков.

Размер возмещения (субсидирования) процентной ставки по кредитам будет зависеть от сроков кредитования, специализации производства хозяйств и степени сложности реализации кредитных проектов.

Региональное распределение объемов субсидий будет основываться на выработке комплексного подхода, сочетающего учет факторов численности сельского населения, степени его хозяйственной активности, уровня экономического потенциала региона, остроты социально-политических проблем.

Предусматривается, что субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным ЛПХ, КФХ, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, за счет федерального бюджета будет производиться в размере 95% ставки рефинансирования Банка России, а 5%-за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

Предельные объемы предоставления кредитов с государственной поддержкой для ЛПХ предлагается установить в объеме до 0,3 млн. руб., для КФХ — до 3 млн. руб. и сельскохозяйственных потребительских кооперативов — до 10 млн. руб.

В настоящее время кооперативы, обслуживающие нужды мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей, практически не развиты, система потребительской кооперации разрушена, мощности для переработки сельскохозяйственной продукции, производимой ЛПХ и КФХ, недостаточны, поэтому необходимы значительные инвестиции для восстановления и развития материально-технической базы этих сфер.

Предусматривается создать в 2006-2007 гг. 1000 заготовительных снабженческо-сбытовых кооперативов и 550 производственных кооперативов по первичной переработке животноводческой продукции.

Существующие 530 сельских кредитных кооперативов имеют слабую капитальную базу, значительный дефицит ресурсов. В технологическом, инфраструктурном и кадровом плане существенно отстают от требований рынка.

В связи с этим поставлена задача развития системы финансовой взаимопомощи на селе на основе расширения доступа субъектов мелкотоварного сельскохозяйственного производства к кредитно-финансовым ресурсам.

Для этого необходимо интегрировать финансовые потребности многочисленных мелкотоварных хозяйств в систему займов и мелких кредитов, выдаваемых кредитными кооперативами при участии инфраструктуры и ресурсов ОАО ?Россельхозбанк?.

Число кредитных кооперативов, обслуживающих мелких товаропроизводителей в 2006 году составит 600, а в 2007 году — 1000.

В настоящее время система земельно-ипотечного кредитования в стране отсутствует. В 2005 году начата работа по проекту создания в ОАО ?Россельхозбанк? указанной системы.

В связи с этим предусматривается расширение доступа к кредитным ресурсам на основе земельной ипотеки для 5 тыс. хозяйств со средним наделом земли 100 га.

Предстоит сформировать инфраструктуру земельно-ипотечной системы, в том числе земельно-ипотечного агентства с поэтапным созданием филиальной сети по федеральным округам Российской Федерации.

Для реализации проекта планируется направить из федерального бюджета на пополнение уставного капитала ОАО ?Россельхозбанк? в 2006 году 3,7 млрд. руб., а в 2007 году — 5,7 млрд. руб.

Реализация предлагаемого проекта в качестве обязательной предпосылки должна исходить из необходимости разработки региональных программ, каждая из которых рассматривает проблему как комплексную, т.е. решаемую только синхронно с другими.

Все вышеуказанные меры позволят увеличить объем продукции, реализуемой личными подсобными хозяйствами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, на 5-7%.

Кроме финансовых мероприятий для успешной реализации приоритетного национального проекта ?Развитие АПК? необходимо осуществить дополнительные меры:

— по совершенствованию законодательства, в том числе налогового;

— таможенно-тарифному и техническому регулированию;

— использованию средств Инвестиционного фонда для стимулирования привлечения частных инвестиций (государственно-частное партнерство) на строительство комплексов по переработке мясной и молочной продукции в регионах, имеющих избыток сырья.

В целях реализации задач, поставленных 5 сентября 2005 года Президентом Российской Федерации В. Путиным на встрече с членами Правительства Российской Федерации, руководством Федерального Собрания Российской Федерации, членами Президиума Государственного Совета Российской Федерации, и во исполнение поручения Правительства Российской Федерации Минсельхозом России с участием заинтересованных ведомств разработан детальный сетевой план по осуществлению приоритетного национального проекта ?Развитие АПК? с указанием пошаговых мероприятий, сроков их выполнения, ответственных исполнителей, объемов финансирования и контрольных показателей реализации проекта.

Кроме того, в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации в целях решения жилищной проблемы молодых специалистов и закрепления их на селе Минсельхозом России разработаны и направлены в Минэкономразвития России предложения по привлечению финансовых источников на эти цели с учетом реальных доходов сельской молодежи.

О мерах по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.

Состояние здоровья населения.

Наиболее острыми проблемами здоровья населения в настоящее время являются низкий уровень рождаемости (10,5%), высокий уровень общей смертности (16,0%), особенно среди мужчин трудоспособного возраста в результате несчастных случаев, отравлений и травм, отрицательный естественный прирост населения.

Вследствие естественной убыли число россиян за последнее десятилетие уменьшилось более чем на 10 млн. человек. Однако в результате положительного миграционного прироста население реально сократилось на 5,3 млн. человек и на 1 января 2005 года составило 143,4 млн. человек.

Опережающий рост смертности от предотвратимых причин, и омоложение смертности от них — свидетельство снижения внимания к профилактике и ухудшения диагностики и качества лечения.

Ряд демографических показателей имеют положительные тенденции, в 2004-2005 годах продолжается дальнейшее снижение младенческой и материнской смертности.

Показатель младенческой смертности в 2004 году составил 11,6 на 1000 родившихся живыми, что на 24,2% ниже, чем в 2000 году.

За последние 5 лет показатель материнской смертности снизился на 41,1% (с 39,7 в 2000 году до 23,4 в 2004г. на 100 тыс. родившихся живыми), а абсолютное число материнских потерь уменьшилось на 151 случай. Эффективное снижение материнской смертности отмечается и в текущем году.

В 2004-2005 гг. достигнут наиболее высокий уровень охвата детей профилактическими прививками: дифтерией — 98,6%, коклюшем — 97,6%, полиомиелитом — 96,1%, вирусным гепатитом В — 96,8%, эпидемическим паротитом — 99%, краснухой — 93,7%. Благодаря этому показатели заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики значительно снизились: дифтерия — на 40%, коклюш — на 11%, вирусный гепатит — на 20%, корь — на 26%, эпидемический паротит — в 2 раза, полиомиелит не регистрируется.

Отмечается некоторое снижение выявления частоты новых случаев ВИЧ инфекции, однако ситуация в стране остается напряженной. На 01.07.2005 г. зарегистрировано 324 880 больных, при этом 80% составляют лица в возрасте от 15 до 30 лет, более трети — женщины. За последние пять лет число родов у ВИЧ инфицированных женщин увеличилось в 9 раз (2000 г. — 668 родов, 2004 г. — 6365 родов).

Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в стране неблагополучная, несмотря на стабилизацию показателей заболеваемости. В 2004 г. зарегистрировано 118 924 больных с впервые выявленным активным туберкулезом (83,2 на 100 тыс. населения, для сравнения в Дании, Германии — 7 на 100 тыс., Швеции -4,3, Великобритании — 10,8, Польше — 25,3, Болгарии-39,2).

В целом показатели здоровья отрицательно сказываются на ожидаемой продолжительности жизни, которая в 2004 году составила 65,5 года, в том числе у мужчин — 59,1 лет, женщин — 72,5 года.

В настоящее время Россия по ожидаемой продолжительности жизни у мужчин отстает от США, Франции, Японии на 15,4 — 19,5 лет (40 лет назад -2-3 года), у женщин — на 7,6 — 13,1 года (40 лет назад — в пределах 2 лет).

Разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин в России составляет 13 лет, тогда как в большинстве развитых стран и в группе стран с близкими к общероссийским параметрам экономического развития — различия составляют 4-7 лет.

Современная ситуация в отрасли.

На муниципальном уровне оказывается 2/3 объемов массовой медицинской помощи, до 80% всех лечебно-профилактических учреждений находятся именно на этом уровне.

Укомплектованность первичного звена здравоохранения составляет 56%, при среднем возрасте врачей 52 года. Обеспеченность врачебными кадрами в городе составляет 52,9, а в сельской местности лишь 12,2 на 10 тыс. населения или почти в 5 раз меньше. В городах укомплектованность врачами амбулаторно-поликлинического педиатрического звена составляет до 80%, в сельской местности — до 50%. Численность среднего медицинского персонала на селе в 2 раза меньше городского.

Из 604 тыс. врачей в стране — участковых врачей 56,1 тыс. (менее 10%). Количество врачей общей (семейной) практики составляет 4005 человек. Около 30% врачей участковой службы не проходили специализацию более 5 лет.

Менее 50% молодых специалистов возвращаются в территории, откуда они были направлены на учебу.

В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда значительная часть выпускников, подготовленных за счет бюджетных средств, находит себе применение вне государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, а во многих случаях и вообще вне медицины, игнорируя свободные рабочие места во врачебных амбулаториях, территориальных поликлиниках, станциях скорой помощи.

Удовлетворенность или доступность населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи составляет от 12 до 20% по различным ее видам.

Так, например, потребность в эндопротезировании крупных суставов населения России исчисляется 300 тыс. операций в год, тогда как в настоящее время имплантируется всего лишь около 20 тыс. искусственных суставов, что составляет 6,7% от необходимого уровня.

Отмечается недостаточное развитие профилактического направления в здравоохранении, диспансеризации населения, финансирования Национального календаря прививок, выявления групп риска населения по инфекционным заболеваниям, особенно ВИЧ — инфекции.

Доля профилактических посещений в общем объеме амбулаторно-поликлинической помощи составляет лишь 30%, с каждым годом этот показатель уменьшается.

Вместе с тем в условиях поликлиники стала более доступной лекарственная помощь. В регионах, где стабильно работает система дополнительного лекарственного обеспечения, уровень госпитализации, в том числе по экстренным показаниям, снизился на 10-15%. Впервые в 2005 г. наиболее уязвимые категории граждан получили бесплатно современные эффективные лекарства.

Развитие современной медицины невозможно без соответствия материально-технической базы здравоохранения растущему спросу населения на оказание медицинской помощи. Однако износ основных фондов учреждений здравоохранения в среднем составляет 58,5%, износ зданий — 27,4%, медицинского оборудования, санитарного транспорта — 65% (в сельской местности до 80%).

Большая часть медицинских приборов и аппаратов эксплуатируются 15-20 лет. Неоднократно выработавшие свой ресурс, они не могут гарантировать высокое качество обследований, безопасность и эффективность лечения больных.

Потребность учреждений здравоохранения в новой медицинской технике удовлетворяется только на 30-40%.

Укомплектованность учреждений здравоохранения компьютерной техникой составляет не более 30% потребности.

Отмечается низкая мотивация работников здравоохранения к улучшению качества медицинской помощи и профессиональному росту, что в основном связано с недостаточным уровнем оплаты их труда.

Так, средняя заработная плата в здравоохранении за первое полугодие 2005 года составила 5870 рублей, при этом заработная плата среднего медицинского персонала — 2546 рублей, для сравнения в 2005 году средняя заработная плата по народному хозяйству значительно выше — 8428 рублей.

Труд медицинских работников в настоящее время не связан с конечными результатами их деятельности.

Основные проблемы здравоохранения.

Декларативность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, их несбалансированность с имеющимися финансовыми ресурсами при росте соплатежей населения, приводит к снижению доступности и качества медицинской помощи для значительной части населения.

Суммарные расходы на здравоохранения в 2004 году из государственных составили 479,6 млрд.руб., из них расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации — 241,9 млрд.руб. (50,4%), включая страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 67,9 млрд. рублей, средства системы обязательного медицинского страхования — 191,8 млрд.руб.(40%), включая средства ЕСН в сумме 113,7 млрд.руб., средства федерального бюджета — 45,9 млрд.руб. (9,6%).

Доля расходов на здравоохранение по отношению к ВВП сократилась до 2,86% в 2004 году.

Страховые взносы субъектов Российской Федерации на неработающих граждан покрывают не более 40% консолидированного бюджета обязательного медицинского страхования при том, что основную часть населения Российской Федерации составляют неработающие, социально-незащищенные граждане.

Финансирование оказания медицинской помощи в значительной мере переносится на работодателей и самих граждан.

Расходы населения на медицинские услуги устойчиво растут. Так, с 2000 года по 2004 год расходы на платные услуги выросли с 27,5 млрд.руб. до 87,0 млрд.

Происходит нерегулируемое замещение государственных расходов частными, снижение качества бесплатной медицинской помощи. В наибольшей мере от этого страдают малообеспеченные слои населения. Увеличивается неравенство возможностей различных социальных групп в получении медицинской помощи соответствующего качества.

Неэффективность сметного содержания лечебно — профилактических учреждений и сложившаяся двухканальная бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения не способна обеспечить рациональное использование средств для повышения доступности и качества медицинской помощи, преодоления структурных диспропорций в отрасли.

Выправить это положение с помощью создания системы обязательного медицинского страхования, которая должна была стать единым финансовым стержнем медицинской помощи, также пока не удалось.

Сегодня система обязательного медицинского страхования сама нуждается в серьезнейшей модернизации.

Значительная дифференциация размеров государственного финансирования здравоохранения по субъектам Российской Федерации достигает 12 — кратного размера, что обусловливает существенные отличия реальной доступности и качества медицинской помощи в различных субъектах Российской Федерации, а также в городе и на селе.

Так, в 2004 году подушевой норматив финансирования в расчете на 1 жителя в Республике Дагестан составлял 1186,6 руб., а в Чукотском автономном округе — 20513,8 руб.

В 2004 году только в 12 субъектах Российской Федерации территориальные программы государственных гарантий были в достаточной мере обеспечены финансовыми средствами. В 48 субъектах Российской Федерации дефицит финансовых ресурсов превышал 20%.

Задачи модернизации здравоохранения на среднесрочный период:

— развитие нормативной правовой базы системы здравоохранения;

— расширение хозяйственной самостоятельности организации здравоохранения;

— модернизация системы обязательного медицинского страхования;

— повышение структурной эффективности системы здравоохранения;

— координация и взаимодействие государственного и муниципального уровня здравоохранения;

— внедрение современных подходов к кадровому обеспечению отрасли;

— укрепление материально-технической базы медицинских организаций;

— поддержка медицинской науки и ее ориентация на развитие высокотехнологичных методов оказания медицинской помощи населению.

С целью решения этих задач необходимо принять ряд федеральных законов.

Федеральный закон ?Об обязательном медицинском страховании?, позволит:

— упорядочить положения субъектов правоотношений по обязательному медицинскому страхованию;

— создать централизованную модель системы обязательного медицинского страхования;

— завершить перевод системы ОМС и в целом отрасли здравоохранения на страховые принципы;

— страховым медицинским организациям стать информированными покупателями медицинской помощи в интересах застрахованных.

Участие страховых медицинских организаций в системе ОМС необходимо для создания в системе здравоохранения субъектов, экономически заинтересованных в защите прав пациентов и в повышении эффективности использования ресурсов системы здравоохранения. Одним из основных условий страхования является реальный выбор самими застрахованными страховой медицинской организации; укрепить финансовую основу системы обязательного медицинского страхования за счет реализации территориальных программ и более жестких обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации по ОМС неработающего населения. Страховые взносы субъекта Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения должны устанавливаться в размере не меньшем, чем размер, обеспечивающий сбалансированность суммы средств из всех источников, предназначенных для финансирования базовой программы ОМС и ее стоимости. Федеральный закон ?О государственных гарантиях медицинской помощи? должен:

— конкретизировать государственные гарантии, осуществляемые по видам, объемам, условиям и порядку оказания медицинской помощи населению;

— установить единую систему стандартизации медицинской помощи;

— осуществить переход от содержания лечебно—профилактических учреждений на принципы финансирования бесплатной медицинской помощи по стандартам ее оказания вне зависимости от места ее предоставления.

Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения.

Повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи:

— переход на новые формы оплаты труда врачей, введение системы материального стимулирования медицинских работников по конечным результатам деятельности;

— денежные выплаты врачам общей (семейной) практики, участковым терапевтам, участковым педиатрам и медицинским сестрам врачей общей (семейной) практики, участковых терапевтов, участковых педиатров с учетом объема и качества оказываемой медицинской помощи составят в 2006 г. — 12,8 млрд. руб., в 2007 г. — 17,7 млрд. руб.;

— подготовка и переподготовка врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров, укомплектование медицинскими кадрами участковой службы, снижение коэффициента совместительства до 1,25.

В 2006 г. планируется подготовить — 6318 врачей (в том числе 1500 врачей общей практики), в 2007 г. — 7530 врачей (в том числе 1500 врачей общей практики). Необходимое финансовое обеспечение в 2006 г. — 0,2 млрд. руб., в 2007 г. — 0,3 млрд. руб. Укрепление диагностической службы первичной медицинской помощи. Оснащение муниципальных медицинских организаций рентгенографическим оборудованием, оборудованием для ультразвуковых исследований, электрокардиографами и лабораторным оборудованием. Предполагается оснастить в 2006г. — 5085 амбулаторно-поликлинических учреждений, в 2007г. — 5085 амбулаторно-поликлинических учреждений. Финансовое обеспечение: в 2006 г. — 14,3 млрд. руб., в 2007 г. — 15,4 млрд.руб. Укрепление материально-технической базы службы скорой медицинской помощи, в том числе оснащение бригад скорой медицинской помощи современными транспортными средствами, реанимобилями. В 2006 г. предполагается приобрести 6060 автомашин скорой медицинской помощи, в том числе 120 реанимобилей и 120 реанимобилей с кювезами, в 2007 г. — 6060 автомашин, в том числе 120 реанимобилей и 120 реанимобилей с кювезами. Финансовое обеспечение: в 2006 г. — 3,6 млрд.руб., 2007 г. — 3,9 млрд.руб. Усиление профилактической направленности здравоохранения, формирование у населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению, углубленной диспансеризации, формирование Паспорта здоровья для каждого жителя страны.

Возрождение профилактического направления в здравоохранении. Структурирование системы медицинской профилактики таким образом, чтобы основной жизненной ценностью стало здоровье, формирование у населения мотивации к личной ответственности за собственное здоровье, воспитание у детей навыков культуры здоровья.

Восстановление и расширение практики диспансерного наблюдения за больными, диспансеризация трудоспособного населения, а также лиц проживающих в сельской местности.

При оценке деятельности лечебных учреждений показатели профилактической работы должны стать приоритетными, для чего необходимо разработать чёткую систему экономической мотивации данного направления.

В улучшение состояния здоровья нации особое место будет занимать медицинское просвещение.

Необходимо создавать экономические стимулы для сохранения и укрепления гражданином своего здоровья.

В рамках данного направления планируется за два года привить против гепатита В 25 млн. человек, против краснухи 15 млн. человек, против полиомиелита 300 тыс. человек, против гриппа 44 млн. человек. Провести обследования: 40 млн. человек для выявления ВИЧ инфицированных, 2 млн. новорожденных детей на выявление наследственных заболеваний. Провести диспансеризацию более 22 млн. лиц трудоспособного возраста от35 до 55 лет.

Финансовое обеспечение:

— на иммунизацию в рамках национального календаря прививок в 2006 г. — 12,8 млрд. руб., в 2007 г. — 17,7 млрд. руб.;

— выявления и лечения, инфицированных вирусом гепатита С и ВИЧ в 2006 г. — 3,7 млрд. руб., в 2007 г. — 7,7 млрд. руб.;

— обследования новорожденных в 2006-2007 гг. — 1,8 млрд. руб.;

— на диспансеризацию населения в 2006 г. — 2 млрд. руб., в 2007 г. — 4 млрд. руб. Удовлетворение потребности населения в дорогостоящих видах медицинской помощи, перевод федеральных специализированных учреждений на работу в условиях государственного заказа.

При существующей в настоящее время системе бюджетно-сметного финансирования в условиях несоответствия объемов необходимой медицинской помощи объемам финансовых средств, выделяемых на ее оказание, низка экономическая заинтересованность во взаимовыгодном развитии отношений участников процесса предоставления высокотехнологичной медицинской помощи — от государства до медицинских учреждений.

Эффективное перераспределение ресурсов может быть достигнуто на основе целевой системы финансирования медицинских учреждений, ориентированной на достижение заданных результатов. Такой системой является формирование государственного задания (заказа) на высокотехнологичные виды медицинской помощи.

Формирование и реализация государственного задания (заказа), гарантирующего доступность высокотехнологичной медицинской помощи любому гражданину нашей страны, позволит добиться не только значительного медико-экономического, но и ощутимого социального эффекта, решит целый ряд проблем государственной поддержки населения, особенно лиц с невысокими доходами.

С целью расширения высокотехнологичных видов медицинской помощи будет проведен комплекс организационных мероприятий при увеличении объема финансовых средств, направленных на эти цели в медицинские учреждения.

В 2006 г. на выполнение квот (128 тыс.) по высокотехнологичной медицинской помощи потребуется выделение из федерального бюджета 9,5 млрд. руб. В 2007 г. на выполнение квот (170тыс.) потребуется 17,5 млрд. руб.

Для решения проблемы удовлетворения потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи кроме этого, требуется создание медицинских центров, способных с учетом достижений медицинской науки совершить прорыв отечественного здравоохранения в области высоких технологий.

Приоритетными направлениями развития высокотехнологичной медицинской помощи является сердечно-сосудистая хирургия, травматология, ортопедия и эндопротезирование, нейрохирургия, репродуктивные технологии, эндокринология.

Планируется построить в 2006 г. 6 центров, в 2007 г. — 9 центров. Финансовое обеспечение составит соответственно 12,6 млрд.руб., в 2007 г. — 9,4 млрд.руб.

О мерах по реализации приоритетного национального проекта в сфере образования.

Несмотря на масштабность реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, есть задачи, решение которых требует принятия неотложных мер. Оперативное достижение результатов по наиболее острым вопросам и получение прорывных результатов требует постановки задач иного качественного уровня, а также иных финансовых затрат в сфере образования.

Задачи, поставленные Президентом Российской Федерации В.В.Путиным на встрече с членами Правительства Российской Федерации, руководством Федерального Собрания Российской Федерации и членами президиума Государственного совета Российской Федерации, должны придать новый мощный импульс развитию системы образования.

Национальные проекты в сфере образования направлены на:

1. Государственную поддержку вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы.

В общей сложности за два года по результатам общественной экспертизы должны получить поддержку проекты и программы развития не менее, чем 6000 школ и 30 вузов. Размер такой поддержки для общеобразовательного учреждения должен составлять 1 млн.руб., для учреждения высшего образования — от 500 млн. до 1 млрд.руб. Эти ресурсы при реализации программ развития школ и вузов могут быть направлены на переподготовку педагогов, привлечение преподавателей и консультантов; обновление материально-технической базы и учебно-лабораторного оборудования, в том числе закупку программного обеспечения; проведение ремонтных работ; разработку учебно-методических материалов.

Критериями отбора вузов могут быть в том числе:

— наличие стратегической программы развития вуза и среднесрочного плана действий на период 2006-2008 годов;

— наличие общественных органов управления (например, наблюдательного совета), с уровнем представительства общественно-профессиональных сообществ не менее 25% от количественного состава;

— объем внебюджетных средств, в том числе привлеченных в рамках НИОКР;

— реализация многоуровневых программ (бакалавриат и магистратура) там, где это обусловлено задачами образовательного процесса;

— качество подготовки выпускников согласно независимому рейтингу работодателей;

— переход на новые механизмы финансирования и новые организационно-правовые формы;

— участие в международной деятельности.

Необходимые механизмы по реализации мероприятия:

Закон о федеральном бюджете на 2006 и на 2007 годы, решение Правительства Российской Федерации, приказ Минобрнауки России о порядке и критериях отбора федеральных инновационных образовательных площадок, проведение конкурсных процедур. Успешная реализация проекта требует изменения законодательства об организационно-правовых формах образовательных учреждений.

2. Реализацию программы поддержки лучших учителей.

Предстоит установить ежегодные поощрения в размере 100 тысяч рублей для 10 тысяч лучших учителей страны. Эти средства должны быть непосредственно выплачены учителям. При этом совместно с регионами предстоит разработать прозрачный механизм материального поощрения учителей, учитывающий конкретные результаты педагогического труда, достигаемые за счет владения современными образовательными технологиями и другие критерии.

Необходимые механизмы по реализации мероприятия:

Закон о федеральном бюджете на 2006 и на 2007 годы, постановление Правительства Российской Федерации, проведение конкурсных процедур по отбору кандидатов на грант.

3. Информатизацию образования

Следует поддержать активных пользователей информационных технологий обучения. Это предполагает разработку и организацию работы федерального портала дистанционных программ обучения, подключение школ и вузов к компьютерным оборудованием.

Предполагается, что не менее 20 000 школ и 100 вузов будут включены в этот проект информатизации.

Основная цель: повышение доступности лучших образовательных практик, содействие распространению передовых технологий обучения. Основными мероприятиями должны стать: организация федеральной инфраструктуры дистанционных программ обучения.

Необходимые механизмы по реализации мероприятия:

Закон о федеральном бюджете на 2006 и на 2007 годы, адресная поддержка вузов и школ, активно использующих информационные технологии обучения.

Обеспечение доступа к сети Интернет 20 тыс. школ, дополнительно к имеющимся.

4. Создание новых университетских центров межрегионального развития на базе действующих вузов в Южном и Сибирском округах.

Предстоит создать на базе уже действующих вузов и академических центров новые университеты в Южном и Сибирском федеральном округах, а также открыть бизнес-школы для подготовки управленческих кадров в Московском регионе и Санкт-Петербурге. Деятельность данных образовательных учреждений должна быть направлена, прежде всего, на кадровое обеспечение крупных инвестиционных проектов, развитие предпринимательской активности и современных технологий управления.

Основная цель: создание образовательных центров мирового уровня.

Ключевые мероприятия:

Создание университетов в ЮФО, СФО и двух Бизнес-школ

Принципы создания новых университетов:

— масштаб деятельности (численность обучающихся студентов, включая аспирантов и докторантов не менее 25-30 тыс. человек);

— интеграция образования, науки и высокотехнологичного производства;

— участие в макрорегиональных проектах и программах развития;

— экспорт образовательных услуг (не менее 20% иностранных студентов).

Необходимые механизмы по реализации мероприятия:

Закон о федеральном бюджете на 2006 и на 2007 годы, постановление Правительства Российской Федерации, решение субъектов Российской Федерации об участии в создании новых национальных университетов (а в случае бизнес-школ — участие бизнес-структур), определение условий взаимодействия с субъектами Российской Федерации, другими инвесторами и заключение соответствующих соглашений, процедуры слияния/реорганизации, проектно-изыскательские и строительные работы, организация социально-бытовой и жилищной инфраструктуры для преподавателей и студентов.

В общей сложности за два года на создание одного нового университета предполагается выделить их федерального бюджета около 3 млрд. руб., на строительство и оснащение одной бизнес-школы — около 1,5 млрд. руб.

5. Поддержку талантливой молодежи.

Перспективной становится поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи. В основном это касается учащихся и студентов, имеющих выдающиеся показатели в учебе (победители олимпиад, научно-практических конференций и пр.); молодых изобретателей и ученых; юных граждан, добившихся успехов в предпринимательской и другой общественно-значимой деятельности. Будет выделено 5 тысяч индивидуальных грантов по 60 тыс. руб. У активных молодых людей появится возможность войти в состав участников федеральной базы данных талантливой молодежи. Это позволит участвовать в стажировках на успешных предприятиях и в органах управления.

Основная цель: поддержка и продвижение молодежных инициатив, расширение возможности самореализации молодежи.

Ключевые мероприятия:

Организация общественного движения ?Россия талантов?.

Необходимые механизмы по реализации мероприятия:

Закон о федеральном бюджете на 2006 и на 2007 годы, проведение конкурсов и поддержка молодежных проектов в форме летних выездных школ, выплата стипендий, грантов талантливым молодым людям (от 12 до 22 лет), разработка и ведение базы данных.

6. Развитие системы профессиональной подготовки в армии.

Предстоит разработать механизмы предоставления возможностей военнослужащим срочной службы получить в специальных учебных центрах гражданские дипломы о начальном профессиональном образовании, возможностей контрактникам готовиться к поступлению в высшие учебные заведения. Создание каждого из учебных центров в армии обойдется приблизительно в 5 млн. руб. Не менее 5000 контрактников должны получить возможность в армии готовиться к поступлению в высшие учебные заведения.

Основная цель: повышение привлекательности военной службы (по призыву) для населения, в перспективе — превращение армии в эффективный институт образовательной и профессиональной подготовки, повышение доступности профессионального образования для различных слоев населения.

Ключевые мероприятия:

— организация работы сети учебных центров в воинских частях.

Необходимые механизмы по реализации мероприятия:

Постановление Правительства Российской Федерации, закон о федеральном бюджете на 2006 и на 2007 годы, разработка типового проекта учебного плана, отбор воинских частей совместно с Минобороны России, открытие учебных центров, подготовка на базе учебных центров к поступлению в вузы (контрактники).

7. Поддержку одного из главных направлений деятельности образовательного учреждения — воспитание школьников.

В связи с возрастающей значимостью воспитания школьников будет установлено дополнительное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, в том числе для учителей начальных классов. В общей сложности предстоит поддержать около 900 тыс. учителей.

Для реализации указанных приоритетных национальных проектов предстоит согласованно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать порядок и критерии материального поощрения лучших учителей и талантливой молодежи; отбора инновационных учреждений общего и высшего профессионального образования, молодежных проектов.

Таким образом, в рамках заявленных национальных проектов планируется поддержка конкретных инициатив педагогов и образовательных учреждений. При проведении процедур отбора инновационных школ, вузов, молодежных проектов принципиально важным станет становление институтов гражданского общества, способных оказывать непосредственное влияние на образовательную деятельность и молодежную политику. Складывающиеся союзы попечителей и работодателей, объединения родителей и выпускников школ, экспертные сообщества, другие общественные организации должны получить возможность стать активными участниками изменений в сфере образования. Это также будет способствовать необходимым институциональным изменениям в системе образования. Вовлечение общественных институтов в распределение дополнительного ресурса в образовании приведет к формированию институциональной базы модернизации образования, когда инициаторами изменений станут все граждане, а не только представители системы образования. Появляется уникальная возможность предоставить обществу решать, как с помощью гражданских институтов обеспечить приоритетное развитие образования в стране. Для этого, в частности, предлагается в 2006 году провести общенациональный конгресс, посвященный проблемам развития образования, анализу складывающейся практики реализации приоритетных общенациональных проектов.

Лучшие разработки инновационных образовательных учреждений, конкретных учителей и преподавателей должны быть описаны и распространены. На основе наиболее продуктивных образовательных инициатив планируется осуществлять апробацию ключевых нормативных правовых изменений в системе образования. Главным образом такая работа должна проводиться в рамках федеральных целевых программ и других национальных проектов.

Реализация Федеральной целевой программы и приоритетных направлений развития образования, а также национальных проектов в сфере образования при взаимодействии федеральных, региональных и муниципальных органов власти, институтов гражданского общества и работодателей станет основой для эффективной реализации главных задач и решения основных проблем сферы образования, а значит, обеспечит достойный вклад сферы образования в социально-экономическое развитие страны.

О ходе реализации национального проекта в сфере образования.

В целях реализации поставленных задач Минобрнауки России провело следующие мероприятия:

1. Согласованы с Минфином России объемы и механизмы бюджетного финансирования национального проекта.

В связи с этим, Минфином России предусмотрены в проекте федерального закона ?О федеральном бюджете на 2006 год? и направлены в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении объемы финансирования по всем составляющим проекта.

Кроме того, Минфином России внесены изменения в бюджетную классификацию с целью введения специальных видов расходов и статей экономической классификации, что позволяет обеспечить ?точечное? направление и ?прозрачное? расходование бюджетных средств на конкретные мероприятия и осуществление контроля и учета за их целевым использованием.

2. К рассмотрению в третьем чтении проекта закона ?О федеральном бюджете на 2006 год? Минобрнауки России направило в Минфин России расчеты и распределения средств федерального бюджета в виде субсидий и субвенций по субъектам Российской Федерации в части стимулирования общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; дополнительного вознаграждения за классное руководство; поощрение лучших учителей.

Также к третьему чтению Минобрнауки России направило в Минфин России предложения в текстовые статьи проекта федерального бюджета на 2006 год по реализации национального проекта ?Образование?.

3. Минобрнауки России подготовило и направило на согласование в Минфин России и другие заинтересованные министерства проект постановления Правительства Российской Федерации ?О мерах государственной поддержке педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя?.

4. Минобрнауки России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации ведет работу по подготовке предложений по переходу на новую систему оплаты труда педагогов в школьных учреждениях, а также по переходу к нормативному финансированию учебного процесса. В Минобрнауки России созданы специальные рабочие группы по подготовке данных документов с участием представителей регионов, профсоюзов, Минфина России и Минздравсоцразвития России. Необходимые материалы будут представлены в Правительство Российской Федерации в установленные сроки (до 1 декабря 2005 г.).

5. 10 октября 2005 г. проведено заседание коллегии Минобрнауки России по вопросу ?О реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования? В настоящее время идет доработка и согласование протокола коллегии и Сетевого плана с учетом определенных в нем исполнителей по каждому мероприятию, а также объемы финансирования и контрольные показатели реализации проекта на основании высказанных на коллегии замечаний и предложений.

6. Сформированы порядок и критерии отбора учителей, школ, перечень критериев вузов на получение премий и грантов.

Проекты этих документов опубликованы в средствах массовой информации ?Учительская Газета?, ?Первое сентября?, ?Комсомольская правда?, на сайте Минобрнауки России. На сегодняшний день получено более 320 отзывов от профессиональной общественности и институтов гражданского общества.

7. Проведены круглые столы в редакции газеты ?Первое сентября? на тему ?Критерии отбора школ и учителей на премию Президента Российской Федерации?, в ?Медиа центр ?Известия? на тему ?Президентские премии для школ и учителей. Как выбрать достойных??. В работе круглых столов принимали участия представители Минобрнауки России, Мосгордумы, представители педагогического сообщества, родительской общественности и СМИ.

8. По поручению Председателя Правительства Российской Федерации Минобрнауки России совместно с Минобороны России провели совместное совещание, по итогам которого сформирована рабочая группа из представителей двух министерств под руководством начальника ГУВРа Минобороны России, проанализированы образовательные программы, реализуемые в учебных центрах российской армии, проанализировано законодательство в области образования регламентирующее предоставление образовательных услуг начального профессионального образования.

9. В Администрации Президента 6 октября 2005 года проведена встреча Министра образования и науки Российской Федерации с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах по механизмам реализации приоритетных национальных проектов.

10. Минобрнауки России осуществляет подготовку к семинару с руководителями органов управления образованием субъектов Российской Федерации по реализации приоритетного национального проекта, который состоится в ноябре текущего года. На семинаре предлагается рассмотреть вопросы по механизмам взаимодействия и задачам реализации проектов в 2006 году.

О мерах по реализации приоритетного национального проекта ?Доступное и комфортное жилье — гражданам России?.

12 октября 2005 г. прошло расширенное заседание Коллегии Министерства регионального развития Российской Федерации с участием Председателя Правительства Российской Федерации М.Фрадкова.

В ходе заседания обсуждались и были одобрены Концепция национального проекта ?Доступное и комфортное жилье — гражданам России? и план-график ее реализации на 2005-2007 гг. и федеральной целевой программы ?Жилище?.

Жилищная проблема стоит перед 61% российских семей, каждая четвертая семья проживает в жилье, находящемся в плохом или очень плохом состоянии.

Общая потребность населения России в жилье составляет 1569,8 млн. кв. м, для ее удовлетворения необходимо построить 1291 млн. кв. м нового жилья, или 46,1% имеющегося жилищного фонда.

Лишь 9% семей имеют возможность приобрести или построить жилье с помощью собственных или заемных средств в соответствии со средними социальными стандартами площади жилья.

Удовлетворению потенциального спроса на жилье препятствуют низкие объемы жилищного строительства (41,2 млн. кв. м в 2004 году) и низкие объемы ипотечного жилищного кредитования (20 млрд. рублей в 2004 году).

Уровень износа коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 60%. Из общего количества аварий на водопроводных и канализационных сетях 53% аварий происходят по причинам ветхости этих сетей.

В очереди на улучшение жилищных условий стоят порядка 4,5 млн. семей. Среднее время ожидания в очереди составляет 15-20 лет. При этом Российская Федерация имеет государственные обязательства по обеспечению жильем 1,2 млн. семей, в том числе 350 тыс. ветеранов и инвалидов.

Цель и основные приоритеты национального проекта.

Целью приоритетного Национального проекта является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России.

На первом этапе реализации (2006-2007 гг.) выделено четыре приоритета:

Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования; Повышение доступности жилья; Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры; Выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан. Меры, предусмотренные в рамках каждого приоритета, предполагают дальнейшее развитие правовой базы, обеспечение сбалансированной бюджетной и организационной поддержки расширения, как спроса, так и предложения на рынке жилья, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.

Механизмом реализации государственной поддержки должна стать модифицированная Федеральная целевая программа ?Жилище? на период 2006-2010 гг. и входящие в ее состав подпрограммы.

Финансирование проекта.

Общий бюджет проекта на первый этап 2006-2007 гг. составляет 212,9 млрд. руб., в том числе прямые расходы — 122,9 млрд. руб., 90 млрд. руб. — государственные гарантии. Из них:

средства федерального бюджета — 86,1 млрд. руб. прямых расходов, 60 млрд. руб. государственных гарантий, средства региональных и местных бюджетов — 36,8 млрд. руб. прямых расходов, 30 млрд. руб. государственных гарантий.

Социально-экономические последствия реализации проекта.

Улучшение обеспеченности населения жильем. Повышение доступности приобретения или строительства жилья (с помощью собственных сбережений, жилищных кредитов, накопительных систем, бюджетных субсидий). Улучшение качественных характеристик жилищного фонда и условий проживания. Повышение качества предоставляемых жилищных и коммунальных услуг. Повышение уровня исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Снижение уровня бедности путем оказания поддержки малообеспеченным семьям в улучшении жилищных условий и в оплате жилищно-коммунальных услуг. Повышение социальной ответственности граждан и бизнеса. Повышение территориальной мобильности населения. Развитие деятельности строительных, банковских и других финансовых институтов в жилищной сфере.

Срок реализации проекта — 2005-2010 гг.

Подготовительный этап — 2005 год, первый этап — 2006-2007 гг., второй этап — 2008-2010 гг.

Федеральная целевая программа «Жилище» как основной организационно-финансовый инструмент реализации национального проекта.

Основные задачи:

— стимулирование предложения жилья на рынке, включая меры по поддержке жилищного строительства в части обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой — подпрограмма ?Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой?.

Поскольку часть земельных участков под жилищное строительство будет сформирована и обеспечена коммунальной инфраструктурой на территориях, занимаемых в настоящее время ветхим и аварийным жилищным фондом, в рамках реализации подпрограммы продолжится решение основных задач подпрограммы ?Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда?, реализовывавшейся в 2002-2004 гг.

Изменение содержания подпрограммы будет способствовать более эффективному использованию средств федерального бюджета; стимулирование спроса на жилье, включая повышение доступности приобретения жилья для целевых групп населения (молодых семей, молодых специалистов на селе) — подпрограмма ?Обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов на селе?.

Данная подпрограмма является модификацией подпрограммы ?Обеспечение жильем молодых семей?, реализовывавшейся в 2002-2004 гг. повышение надежности и качества коммунальных услуг на базе модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и привлечения частного бизнеса и частных инвестиций в эту сферу — подпрограмма ?Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры?.

В рамках данной подпрограммы будет продолжена реализация основных мероприятий подпрограммы ?Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации?, реализовывавшейся в 2002-2004 гг.; исполнение обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан — подпрограмма ?Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан?.

В рамках данной подпрограммы будут объединены мероприятия, которые в 2002-2004 гг. реализовывались в рамках следующих подпрограмм ФЦП ?Жилище?: ?Государственные жилищные сертификаты?, ?Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф?, ?Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса ?Байконур?, ?Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации?, а также мероприятия по реализации Федерального закона ?О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей?.

Основой объединения подпрограмм станет распространение механизма, отработанного в рамках реализации подпрограммы ?Государственные жилищные сертификаты?, на другие подпрограммы. Государственный заказчик объединенной подпрограммы — Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Новая редакция Программы является основополагающим программным документом по преобразованиям в жилищной сфере в 2006- 2010 годах.

На переходном этапе решение задачи формирования рынка доступного и комфортного жилья требует реализации комплексной государственной политики, направленной на повышение платежеспособного спроса населения на жилье через развитие различных форм жилищного кредитования, в первую очередь — ипотечного жилищного кредитования, адекватное увеличение объемов предложения жилья через развитие жилищного строительства, а также повышение качества жилищных и коммунальных услуг.

Проблемы переходного периода требуют участия федерального центра как через совершенствование законодательной и нормативной правовой базы в жилищной сфере и стимулирование проведения преобразований на местах, так и через непосредственное использование средств федерального бюджета для реализации ключевых мер по приоритетам, выделенным в рамках приоритетного Национального проекта ?Доступное и комфортное жилье — гражданам России?.

Для реализации мер, предусмотренных в рамках выделенных приоритетов Национального проекта, должна быть обеспечена финансовая и организационная поддержка с федерального уровня. Программа и входящие в ее состав подпрограммы являются механизмом реализации этой поддержки, что обеспечит эффективное и целенаправленное использование средств федерального бюджета в интересах сбалансированного стимулирования, как спроса, так и предложения на рынке жилья, а также выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Реализация основной цели Программы позволит создать условия для устойчивого функционирования и развития жилищной сферы, обеспечивающей доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания.

Для успешной реализации Национального проекта ?Доступное и комфортное жилье — гражданам России? необходимо внести в проект федерального бюджета на 2006 год изменения, обеспечивающие финансирование откорректированной федеральной целевой программы ?Жилище? на 2002-2010 годы.

2. О проекте федерального закона ?О внесении изменений в федеральные законы ?О банках и банковской деятельности? и ?О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)?

В соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2003, пунктом 40 Стратегии развития банковского сектора на период до 2008 года, принятой 5 апреля 2005 года Правительством Российской Федерации и Банком России, пунктом 21 Мероприятий по реализации в 2005-2006 годах Стратегии, предусматривается повышение капитализации банковской системы.

Целью законопроекта является установление, начиная с 1 января 2007 года, минимального размера собственных средств (капитала) для действующих банков в сумме рублевого эквивалента 5 млн. евро.

В этой связи, законопроектом предполагается дополнение Федерального закона ?О банках и банковской деятельности? новой статьей 11.2, которой будет предусмотрено введение с 1 января 2007 года минимального размера собственных средств (капитала) для действующих банков в сумме рублевого эквивалента 5 млн. евро.

Данное требование будет также применяться к действующим кредитным организациям в качестве условия создания на территории иностранного государства дочерних организаций и (или) открытия филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения Генеральной лицензии на осуществление банковских операций.

Законопроектом предусматривается законодательное определение понятия ?Генеральная лицензии на осуществление банковских операций?.

При этом будет предусмотрено, что действующие банки, имеющие на 1 января 2007 года капитал ниже рублевого эквивалента 5 млн. евро, могут продолжать деятельность при условии, что их капитал не снижается ниже уровня, который был достигнут на момент введения указанных требований (т.н. ?дедушкина оговорка?).

Также предусматривается дополнение части второй статьи 20 Федерального закона ?О банках и банковской деятельности? соответствующими основаниями для отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Кроме того, вносятся поправки в статьи 62 и 63 Федерального закона ?О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)?. Поправки касаются отмены права Банка России устанавливать размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций, в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка.

Особый порядок вступления в силу закона связан с необходимостью для действующих банков нарастить размер собственных средств (капитала). По состоянию на 1 апреля 2005 года насчитывается 744 кредитных организаций (57,9% от общего числа) с размером собственных средств (капитала) ниже рублевого эквивалента 5 млн. евро.

В случае реализации положений законопроекта прогнозируется, что к 1 января 2009 года показатель собственных средств (капитала) банковского сектора в процентах к ВВП составит 7,0-8,0%.

Принятие данного законопроекта позволит повысить эффективность осуществляемых банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения, предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции. А также повысить конкурентоспособность российских кредитных организаций на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными финансовыми организациями и приведет к дальнейшему повышению устойчивости банковского сектора, усилению защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков.

3. О представлении Президенту Российской Федерации для внесения на ратификацию Конвенции между Российской Федерацией и Французской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы

Конвенция между Российской Федерацией и Французской Республикой о передаче лиц, осужд

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля