Сегодня: 2019-10-16    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Обзор рынка растительного масла.

Обзор, по исследованиям компании «Бизнес Аналитика», предоставленный RUSSIAN FOOD & DRINKS MARKET, основан на данных аудита розничной торговли, регулярно проводимого «Бизнес Аналитикой» в течение 2004-2005 гг. по национальному покрытию без учета сельских населенных пунктов.

Оценка рынка.

Емкость российского рынка растительного масла в 2005 г. составила около 935 млн л, что на 10% больше емкости 2004 г. Таким образом, данный рынок растет достаточно высокими темпами. Средняя цена 1 л растительного масла в 2005 г. составила 40,5 рубля, или $1,43, то есть в денежном выражении рынок можно оценить в $1,3 млрд, а темпы роста — в 15%.

Высокие темпы роста рынка, как в натуральном, так и в денежном выражениях могут объясняться увеличением частоты потребления растительного масла в домохозяйствах. Кроме того, развиваются менее насыщенные рынки, такие как Сибирь и Дальний Восток. Перспективы роста продаж растительного масла в России тоже связывают с увеличением душевого потребления в малых городах (менее 100 тыс. человек) всех регионов страны.

Структура рынка.

Наиболее популярным на рынке растительного масла является — подсолнечное. На этот сегмент приходится более 5/6 рынка. Кроме того, доля этого сегмента за 2005 г., по сравнению с 2004 г., увеличилась на 2,2%. Этот рост произошел за счет сокращения сегмента другого растительного масла, доля которого за этот же период снизился на 2,9%.

Выраженное смещение предпочтений потребителей объясняется выравниванием цен на подсолнечное и прочие (рапсовое, соевое) масла, так как при одинаковой стоимости потребитель скорее купит более качественное подсолнечное масло.

Также положительную динамику испытывает сегмент кукурузного масла, на который в 2005 г. приходилось в среднем 4,8% рынка, что на 0,4% больше, чем в 2004 г. Кукурузное масло позиционируется как более дорогой, по сравнению с подсолнечным, и полезный продукт. Его средняя отпускная цена за 1 л на 6-7 рублей выше, чем у подсолнечного масла. Однако это, скорее, объясняется более высокой стоимостью самого сырья, из которого масло производится.

Особняком стоит сегмент оливкового масла, занимающий по объему только 0,6% рынка, по данным на 2005 г. На российском рынке представлено только импортное оливковое масло и относится оно к премиальному сегменту: средняя цена за 1 л превышает 250 рублей. Таким образом, по стоимости доля этого сегмента в 6-7 раз больше, чем по объему.

Региональная структура рынка растительного масла существенно отличается от общероссийской. Так, доля кукурузного масла существенно выше средней по стране на Северо-Западе — 10,1%, в Московском регионе — 6,1% и на юге — 7,2%. В остальных же регионах России, по данным за 2005 г., она не превышает 3,2% в общих продажах.

Удельный вес оливкового масла также отличается в зависимости от региона. Так, на Северо-Западе его доля выросла с 0,5% в 2004 г. до 1,0% в 2005 г., в первую очередь благодаря Санкт-Петербургу. В Москве этот показатель увеличился в 1,8 раза — до 1,4% рынка.

Такие темпы роста и высокая, по сравнению со средней по стране, доля в целом объясняются более высокими доходами жителей мегаполисов. Между тем нельзя сказать, что в России сложилась культура потребления оливкового масла; напротив, его вкус еще незнаком многим потребителям и непривычен для них. Кроме того, из-за высокой цены этот вид масла остается недоступен для большинства россиян.

Доля другого растительного масла снижается быстрыми темпами во всех регионах страны. Тем не менее, на Дальнем Востоке, Северо-Западе и в Сибири этот показатель все еще достаточно высок. На Дальнем Востоке на него приходится почти треть всего рынка, что объясняется особенностями географического положения, а, следовательно, природных условий и сырьевой базы. Речь здесь идет, прежде всего, об удаленности региона от основных областей выращивания подсолнечника, а также близостью Китая, поставляющего дешевое сырье для производства именно других видов растительного масла.

В целом по стране более 85% рынка приходится на рафинированное масло. Причем этот показатель за последние два года совсем не изменился. Отдельно по регионам его значения колеблются от 80% до 89%. Исключение составляет только Дальний Восток, где на рафинированную продукцию приходится 95% всего растительного масла.

С точки зрения размера упаковки рынок растительного масла можно назвать достаточно однородным: около 3/4 всего рынка занимают однолитровые емкости. Тем не менее, за 2005 г., по сравнению с 2004 г., доля этого сегмента снизилась на 4,3%, что позволяет говорить о некоторых изменениях, главным из которых является рост удельного веса тары нестандартных размеров. Причем это касается бутылок как малых, так и больших объемов.

Второй по величине сегмент (0,5-1 л) вырос за рассматриваемый период на 0,9%. Набирают популярность большие упаковки масла, особенно пятилитровые канистры — в 2005 г. их доля выросла до 2,3%, по сравнению с 1,3% в 2004 г. В пересчете на 1 л стоимость масла в пятилитровой таре в среднем на 4-5 рублей ниже, чем у однолитровых аналогов, что дает возможность экономии для потребителей. Особенностью развития данной категории является и то, что на розлив в крупные емкости более ориентированы производители растительного масла относительно дешевых марок.

В отношении игроков рынка результаты исследований по российским городам показали, что на 5 крупнейших производителей растительного масла в 2005 г. пришлось 52,5% рынка в натуральном выражении. На рынке растительного масла ярко выражено влияние региональных факторов. В некоторых регионах в пятерку крупнейших производителей попадают и местные компании, доля которых высока только в этом одном или ближайшем с ним регионах.

Если рассматривать каждый сегмент рынка растительного масла с точки зрения работающих в них компаний, то ситуация, например, в сегменте подсолнечного масла во многом повторяет ситуацию на всем рынке. Ничего удивительного в этом нет, так как подсолнечное масло занимает более 4/5 рынка.

С кукурузным маслом дело обстоит иначе. В этом сегменте наблюдается большая концентрация производителей. Так, в 2005 г. на пятерку ведущих компаний приходилось 82,8% сегмента, что на 9,4% больше показателя 2004 г. Как раз здесь быстро идет процесс вытеснения небольших производителей.

В целом из-за небольшого «размера» сегмента — а в 2005 г. он занимал 4,8% всего рынка растительного масла по объему — многие крупные компании за короткий срок быстро внедряются на этот рынок, вытесняя мелких производителей. В будущем эта тенденция, скорее, даже усилится, и останутся 5-6 компаний, контролирующих 90-95% сегмента кукурузного масла.

По отдельным регионам концентрация продаж в этом сегменте еще более высока. Так, например, в Москве в 2005 г. 83,1% сегмента кукурузного масла приходилось только на 3 компании, причем их совокупная доля постоянно растет. Похожая картина наблюдается практически во всех регионах: 3 компании контролируют 80-90% рынка сегмента. Единственным исключением является Дальний Восток, где из-за низкой емкости сегмента набор ведущих производителей постоянно меняется. Однако можно предположить, что в процессе развития рынка кукурузного масла и здесь сложится такая же ситуация, как в остальных регионах страны.

Что касается сегмента других растительных масел, здесь нет четко выраженных тенденций. В целом по стране доля этого сегмента быстро сокращается, а пятерка ведущих производителей в 2005 г. занимала 69,5% этого рынка, что на 6,5% больше показателя 2004 г.

В сегменте оливкового масла представлены только иностранные компании. Пятерка ведущих производителей здесь занимает чуть менее 2/3 сегмента. Ее состав достаточно стабилен.

Несмотря на достаточно активные темпы роста рынка растительного масла, по уровню потребления Россия существенно отстает от европейских стран — средний европеец в год потребляет порядка 12-16 л растительного масла, в то время как в России этот показатель вдвое ниже — 7 л. В то же время в ближайшие годы сложно ожидать очень высоких темпов роста продаж этого продукта.

На сегодняшний день практически все домохозяйства уже являются потребителями растительного масла, и, таким образом, рост возможен за счет увеличения частоты потребления, что сложнее, чем расширение круга потребителей. В этих условиях для продвижения своей продукции компании активно используют рекламные средства. Объективным фактором, который и в дальнейшем будет способствовать развитию рынка растительного масла, является стремление россиян к здоровому образу жизни.

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля