Сегодня: 2019-11-14    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Комментарий. Малые сельхозрынки Америки. Как они функционируют.

Фермер может заработать больше, если будет продавать товар напрямую, минуя посредников. При этом количество используемых сельскохозяйственных земель может даже сократиться. Теперь это научно установленный факт, во всяком случае, в штате Иллинойс. Малые сельскохозяйственные рынки существуют повсюду, только называются по — разному; где-то — базар, где-то — рынок.

Проблема развития мелких продовольственных рынков занимает умы не только законодательной и исполнительной власти России, где недавно прияли новые правила торговли продовольствием. Не менее актуальна эта проблема и для развитых стран, в том числе США.

Проведенное недавно специальное исследование Университета Иллинойса показало, что для успешной торговли на небольших рынках надо в идеале продавать товар очень высокого качества, а во-вторых — продавать его покупателям напрямую. Вот как описывает задачи, ход и результаты исследования сотрудница Университета Иллинойса Дебра Л. Ларсон на сайте «Агрикалчер он-лайн».

Рассматривался вопрос функционирования так называемой локальной продовольственной системы. Это когда производство, переработка, реализация и потребление продовольствия происходят в радиусе 100-150 км. Изучался вопрос, что, как, когда и кому продают свои продукцию фермеры 13 районов центральной части данного сельскохозяйственного штата. Нужно было выяснить, что мешает торговле, и какие препятствия желательно устранить.

Основные выводы читатель уже знает — продавать напрямую выгоднее. 40% фермеров, ответивших на специально подготовленные вопросы, сообщили, что занимаются также товарным производством кукурузы, сои и выращивают скот, но 2/3 из них указали, что зарабатывают больше, когда продают продукцию напрямую. Они экономили на посредниках — перекупщиках и на транспортных расходах, поскольку продавали свою продукцию на ближайших фермерских (по-нашему, «колхозных») рынках.

Была изучена деятельность 6 фермерских рынков. Особое внимание уделили таким вопросам, как расположение рынков, количество покупателей и продавцов, ассортимент, воздействие рынка на экономическую и социальную ситуацию в районе. В двух относительно крупных населенных пунктах фермерские рынки, как выяснилось, оказались расположены удачно. В пик сезона (июль) утром по субботам на них было зафиксировано около 3 тыс. посетителей. Продавцов продовольствия и сувенирных поделок — примерно 40-50 человек. Исследователи отмечают, что успех этих фермерских рынках в том, что они располагают так называемой критической массой продавцов и покупателей, что делает поездку на них по субботам целесообразной.

Правда, есть и один «аномальный» рынок. Он небольшой — от силы 4-5 человек продавцов, но по субботам там бывает до 300 посетителей. Местная власть немало сделала для того, чтобы посещение рынка стало событием — люди заходят на рынок, потом в ближайшем кафе могут выпить чашку кофе или посетить историческую достопримечательность — старинное здание суда. Аномалия данного конкретного рынка состоит в том, отмечают сотрудники университета, что он сельский, но успешно справляется с задачей привлечения покупателей всего района. Некоторые из них приезжают «издалека», преодолевая расстояние в 30 и более километров.

Ну, а кто работает на этом небольшом рынке? В основном, это местные фермеры, выращивающие продукцию на приусадебных участках. Это их хобби. Продают выращенное своими руками не столько ради денег, сколько для того, чтобы показаться на людях.

Еще одно важное наблюдение исследователей. Не во всех мелких населенных пунктах имеется все необходимое, чтобы создать успешный фермерский рынок. В предварительном порядке они пришли к выводу, что фермерскому рынку нужна так называемая критическая масса продавцов, которые пришли туда именно продать свою продукцию. Критическая масса фермеров — продавцов привлекает критическую массу покупателей, а они уже всем в округе рассказывают о появившемся рынке.

Иногда в населенном пункте нет фермерского рынка, но это не мешает фермерам торговать. Так, в местечке Фэабери, где проживает всего 4 тыс. человек, фермеры получили право торговли в местном супермаркете. Такой «мини-рынок» внутри магазина был создан в 2004 году. Торговать тогда начали всего 4 фермера. Сейчас таких продавцов насчитывается 10 человек. Как говорится, помогла реклама. Хорошо всем — ближайший магазин находится в 60 км, поэтому в супермаркет люди идут. Это не только торговая точка, но и место встреч, где есть кафетерий, где можно «культурно» отдохнуть.

Авторы исследования указывают на одну важную деталь — супермаркет предоставляет фермерам площади, рекламу и бухгалтерские услуги. Сами фермеры обязаны заполнить торговые площади своей продукцией и установить цены. Магазин получает за услуги 20% от цены, установленной фермерами. Этот пример показывает, что возможность наладить местную торговлю в той или иной степени у фермеров, как правило, есть всегда.

Можно привести пример торговли напрямую, когда несколько фермеров или владельцев хозяйств реализуют продукцию в близлежащих магазинах, ресторанах, кафе и т.д. По мнению ученых, здесь важно установить высокую степень координации фермеров. Некоторые продавцы при этом выступают под лозунгом «местным жителям — свое, свежее продовольствие» (мясо — «более постное», овощи и фрукты — «более свежие»). В итоге довольны все, и деньги остаются в штате.

Правда, выявились и трудности, которые нужно научиться преодолевать. Опрошенные представители больниц и местных торговых точек питания указали, что не против продукции местных фермеров, но иногда проще и легче все закупать в одном месте, а значит, в крупном магазине. Бывает, что к этому вынуждают объемы закупок, которые фермеры не в состоянии обеспечить.

Были установлены предпочтения горожан и сельских жителей при посещении рынков. Предпочтения оказались разными. Если горожане склонны посещать фермерский рынок исключительно для закупок продовольствия, то для сельских жителей это еще и повод «показаться на людях» и «выйти в свет». Сельские жители также более охотно покупают продовольствие у торговцев на дорогах, на фермерских хозяйствах напрямую.

Среди опрошенных 65% признались, что при посещении фермерского рынка важное значение имеет характер взаимоотношений с фермером-продавцом. Опрошенные также считают, что посещение рынка дает местному населению хороший шанс для общения.

Что будет с результатами исследования дальше? Когда полностью проанализируют все материалы, результаты работы лягут на стол местных бизнесменов, руководителей госучреждений, лидеров фермерских организаций. Это должно помощь в налаживании локальной продовольственной системы, уверены в Университете Иллинойса.

P.S.

Наверное, подобные исследования побудительных мотивов и поведения торговцев продовольствием на рынках очень востребованы, как сейчас говорят, и у нас. Они помогали бы решать многие проблемы вовремя, до того, как об их существовании узнает вся страна из выпуска новостей.

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля