Сегодня: 2019-12-07    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Комментарий. В ЮФО поддерживают АПК по разному.

В последние годы значительно возросло внимание государства к развитию сельскохозяйственного производства — отрасли, которая в силу своей природы и исключительной значимости в жизнеобеспечении человека объективно нуждается в особой поддержке государства. Отрадно, что в обществе, наконец четко поняли, что на эту сферу невозможно механически переложить рыночные инструменты регулирования, как пытались делать в начале 1990-годов.

Решающую роль сыграло высшее руководство страны, по инициативе которого и приняты важнейшие решения по господдержке отрасли. О выделении сельского хозяйства, как ключевого приоритета госполитики страны говорит тот факт, что за последние годы несколько заседаний Госсовета России были посвящению обсуждению актуальных проблем развития АПК. Логическим результатом последовательных действий по выводу отечественного АПК на траекторию поступательного развития стало признание аграрного сектора важнейшим приоритетом социально-экономической политики государства.

Было бы наивным ожидать, что за два года реализации нацпроекта можно преодолеть огромный пласт проблем, накопившихся за десятилетия. Ведь никто не отменял так называемый закон компенсационных колебаний, согласно которому сколько времени накапливалось противоречие, столько и нужно для его разрешения.

Однако главная миссия нацпроекта «Развитие АПК», (которая успешно достигнута), заключалась в ином: вывести сельское хозяйство на передний план, чтобы все могли реально оценить его значимость и современное состояние, чтоб государство могло выработать эффективную и главное, долгосрочную программу действий по обеспечению эффективного функционирования АПК, позволяющей насытить продовольственный рынок отечественной продукцией.

И такими решениями явились принятие Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и Государственной программы развития сельского хозяйства, регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, которые предусматривают реализацию комплекса системных мер по развитию отрасли на основе значительного увеличения бюджетной поддержки АПК. Как мы видим, по ходу выполнения этой программы в нее вносятся существенные коррективы по увеличению финансирования, поддержке новых направлений и эта тенденция получает долгосрочный характер.

Без государственной поддержки проблему технико-технологической модернизации сельского хозяйства, повышения его конкурентоспособности не решить. Это общеизвестно, подтверждается мировым и отечественным опытом. Проведенный нами анализ бюджетной поддержки аграрной отрасли по регионам страны показал наличие сильной дифференциации среди субъектов России, обусловленной рядом объективных и субъективных факторов.

Так, по данным Минфина России среди субъектов страны по удельному весу расходов на поддержку сельского хозяйства в расходной части консолидированного бюджета лидером выступает Белгородская область с показателем 10,3%, вслед за которым идут Республика Татарстан -9,3% и Орловская область -9,1%. Вызывает интерес, что уровень бюджетной поддержки сельского хозяйства соразмерен удельному весу отрасли в структуре валового регионального продукта этих трех регионов, а в Республике Татарстан даже превышает (доля сельского хозяйства в ВРП Татарстана составляет 7,9%).

Эти два региона входят в число шести регионов-лидеров (первое место занимает Республика Дагестан) сумевших не только восстановить, но и превзойти объемы аграрного производства от уровня эталонного 1990 года. Так, при индексе объема продукции сельского хозяйства России в 2007 к уровню 1990 года 78,3%, в Республике Татарстан составил 128%, Белгородской области 121,8% при 141,6% в Республике Дагестан. Кроме них, это Республика Башкортостан -112,2%, Липецкая область — 111,7% и Кабардино-Балкарская Республика -105,8%.

Если в Республике Дагестан и Кабардино-Балкарской Республике эти результаты достигнуты в решающей мере за счет интенсивного развития производства в хозяйствах населения, то в остальных регионах во многом на основе резкого увеличения инвестиционной деятельности, как при участии государства, так и привлечения внебюджетных средств.

К примеру, на протяжении ряда последних лет Белгородская область является лидером по темпам роста производства мяса, где в 2007 году прирост превысил 34%.

Среди регионов Южного федерального округа, наибольший удельный вес в расходной части бюджета на поддержку аграрного сектора имеет Республика Калмыкия — 9,0% при среднем значении по ЮФО 2,4% (табл.). Одновременно Калмыкия является лидером по удельному весу сельского хозяйства в валовом региональном продукте — 29,1%, тогда как по России этот показатель составляет 5,2% при 13,7% по ЮФО в среднем. Данный регион выделяется также и тем, что объем продукции сельского хозяйства в 2007 году к уровню 1990 года составляет всего 57% — наименьший показатель, хотя с 1999 года демонстрирует наивысшие темпы роста агропроизводства 111,9% при 103,8% по стране в среднем.

Как видно из таблицы, в расчете на гектар сельхозугодий наибольший уровень бюджетной поддержки в ЮФО имеет Республика Ингушетия -1037 руб., а наименьший Республика Калмыкия — 146 руб., что обусловлено значительной площадью сельхозугодий. В Астраханской и Волгоградской областях и Республике Дагестан поддержка в расчете на гектар сельхозугодий также незначительна 199 руб., 288 и 316 рублей соответственно.

Кроме того, в ходе проведенного анализа удалось выявить наличие некоторой зависимости от уровня бюджетной обеспеченности с размерами государственной поддержки сельского хозяйства. Так, регионы с высокой долей безвозмездных поступлений из федерального бюджета от общей суммы доходов региональных бюджетов (высоким уровнем дотационности), как например, Республика Ингушетия (90,1%), Чеченская Республика (92,7%), Республика Дагестан (78,5%) имеют наименьший удельный вес поддержки сельского хозяйства в расходной части бюджетов- 1,9% 1,3% и 2,8% соответственно.

Сравнительные данные по финансированию сельского хозяйства регионов ЮФО в 2007 году

 

Расходы консолидированного бюджета на поддержку сельского хозяйства

Удельный вес сельского хозяйства в структуре ВРП,%

Дотационность регионального бюджета, %

Расходы на поддержку сельского хозяйства, руб / га сельхозугодий

Индекс объема продукции сельского хозяйства в 2007 в % к 1990 г.

Среднегодовой темп роста продукции сельского хозяйства, 1999-2007гг.,%

 

Млн руб

Удельный вес в расходной части бюджета,%

Республика Адыгея

279,1

3,5

14,1

63,3

846

59,0

102,7

Республика Дагестан

1 045,3

2,8

21

78,5

316

141,6

109,3

Республика Ингушетия

172,3

1,9

20,4

90,1

1037

н.д.

101,8

Кабардино-Балкарская Республика

306,9

2,1

25,2

60,1

814

105,8

105,3

Республика Калмыкия

621,9

9,0

29,1

60,9

146

57,0

111,9

Карачаево-Черкесская Республика

394,3

4,7

22,8

67,2

676

70,8

103,1

Республика Северная Осетия — Алания

254,1

1,9

15,3

58

832

99,3

105,6

Чеченская Республика

768,8

1,3

10,2

92,7

884

н.д.

109,4

Краснодарский край

3 544,2

3,4

14,8

17,3

797

78,4

106,6

Ставропольский край

2 967,7

6,5

14

33,2

530

75,8

105,5

Астраханская область

460,8

1,7

7,9

44,2

199

71,3

106,2

Волгоградская область

2 374,4

4,4

9,5

23,8

288

76,6

105,2

Ростовская область

3 307,6

4,1

11,6

25,7

400

63,9

106,9

Южный ФО

18 753,1

2,4

13,7

43,6

480

75,0

106,3

Итого по РФ

119 150

2,5

5,2

18

622

78,3

103,8

Все это говорит о необходимости реализации мер по выравниванию бюджетной обеспеченности регионов, что позволит регионам с высокой долей аграрного сектора в структуре региональной экономики, направлять адекватные средства на поддержку отрасли.

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля