Сегодня: 2019-12-15    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Комментарий. Дешевые овощи — дорогое удовольствие.

В последнее время очень много внимания уделяется продовольственной безопасности. Основной упор при этом делается на зерно. Но из питания нельзя исключать и другие продукты.

В частности, безопасное существование государства немыслимо без овощей. Овощная пища способствует поддержанию слабощелочной реакции крови и нейтрализует вредное влияние кислотных веществ, содержащихся в мясе, хлебе и жирах. По мнению многих ученых-овощеводов для обеспечения всего населения страны витаминной продукцией надо производить около 18 млн т овощей в год. В среднем в год снимают урожай в районе 12 млн т. Разницу в 6 млн т покрывает импорт. Пока страна зависит от этих поставок, о безопасности говорить не приходится.

На земном шаре насчитывается более 1200 видов овощных растений, принадлежащих к 78 ботаническим семействам. Примерно половина из них находится в культуре, остальные — дикорастущие. В нашей стране выращивают около 70 видов овощных растений.

Только факты:

В Китае площадь тепличных хозяйств составляет 1,7 млн га, в Турции -41 тыс., в Голландии — 10 тыс., в Польше — 6,3 тыс., в России — и того меньше. В зимних теплицах в России производится около 700 тыс. т овощной продукции (5% общего объема производства овощей).

В чем проблема?

У овощеводства есть своя специфика, как и у всех отраслей, которая определяет характер проблем. Чтобы наиболее широко охватить ниши овощеводства, мы взяли интервью у представителя «Ассоциации овощеводов» Саратовской области маркетолога Павла Ададимова и генерального директора ЗАО «Агрокомбинат Московский» Евгения Сидорова. Первый представляет в основном крупные и средние хозяйства, второй — один из крупнейших агрохолдингов России. Кроме того, свое мнение высказал заместитель директора Всероссийского Научно-исследовательского Института Селекции и Семеноводства Овощных Культур (ВНИИССОК) по науке и семеноводству Сергей Сирота. Собственное видение проблемы представили два агронома из «Московского». Все опрошенные сошлись во мнении по трем пунктам.

Прежде всего, овощеводство — это высокая трудоемкость и небольшие (в сравнении с зерновыми и плодовыми) площади хозяйств. Общая беда всех производителей овощей — нехватка рабочих рук. Конечно, на рынке труда присутствуют рабочие из республик Средней Азии, но их недостаточно, цена на них постоянно растет. Бюрократия, как обычно, и здесь была названа в числе основных препятствий. «На сегодняшний день размер субсидий овощепроизводителями даже не обсуждается, существует факт нехватки или искусственного дефицита этой помощи, а также нудной процедуры толкания в кабинетах, или поиска посредника с львиной долей «отката», — отметил П. Ададимов.

Еще одна проблема, по которой было единое мнение — общество. У российских граждан отсутствует понимание здорового питания. В отличие от жителей развитых стран у нас нет культуры еды. Фактически, мы сами загоняем своего производителя в угол, покупая некачественную импортную продукцию.

Российский рынок овощей непредсказуем и неконтролируем. К примеру, в прошлом году резко поднялась цена на капусту — спрос превысил предложение. В текущем году фермеры ринулись сажать капусту и цена упала. Такие колебания повторяются из раза в раз. В стране нет объединений производителей, организаций, представляющих их интересы. Не ведется даже статистика в достаточном объеме, по которой можно было бы предсказывать поведение рынка.

Опыт.

Приблизительно, доля импортных продовольственных товаров на рынке России оценивается в 50%. Это совсем не значит, что отечественный производитель не способен обеспечить население страны, просто в нынешних условиях ему не дают это сделать. Рынок не всегда может отрегулировать себя сам, особенно в такой сложной сфере как АПК.

Чтобы помочь российским овощеводам, нужны правильные законы.

Е. Сидоров привел несколько примеров, на его взгляд положительного опыта. Так, в США в законодательном порядке запрещено ввозить более 15% продовольствия. В Великобритании продукция, выращенная дальше, чем 200 км от места потребления не может называться местной. В этом случае для ее сохранности потребуется дополнительная обработка — газация или охлаждение, что приведет к потере витаминов. В Голландии государство компенсирует 60% затрат на строительство теплиц.

У нас о подобных мерах поддержки пока не задумываются, а российские банки дают кредит под 17-25% в год. Господдержка могла бы существенно помочь овощеводству и подтолкнуть развитие отрасли. От этого, в конечном счете, выиграли бы не только производители, но и потребители, получив более дешевый и качественный товар.

Север-юг.

Пригородное овощеводство — основа этого сектора сельского хозяйства. Такое расположение дает возможность привлечь рабочую силу в момент массовой уборки. Кроме того, это рынок сбыта, свежесть поставляемой продукции, доступность для горожан продукции непосредственно с плантаций. В СССР существовала программа создания тепличных овощеводческих хозяйств вокруг крупных городов. С тех времен нам достались сохранившиеся тепличные комбинаты, которые продолжают кормить мегаполисы и областные центры. Однако цена земли в пригородной зоне, начиная с 90-х, стала непрерывно расти, и теперь овощеводы не в состоянии конкурировать со строителями в споре за место у города. Начался постепенный перевод производства на юг. Теплолюбивые виды, ранние овощи, как производились, так и будут выращиваться в местах основного произрастания. Произошло распределение ниш: оставшиеся около крупных городов хозяйства стали поставщиками дорогой, но свежей продукции, а южные производители — дешевой, но более низкого качества. Пока, правда, в противостоянии север-юг выигрывает Запад, так как овощи из южных стран стоят дешевле отечественных и выращиваются почти круглый год.

Круглогодичность и стабильность важны не только для ритейлеров, но и для переработчиков. Из 700 предприятий, существовавших в СССР, более половины прекратили свое существование к началу 2000-х (из 400 консервных в 1990-е осталось 20). Эти заводы просто не выдержали конкуренции с зарубежными производителями, которые получали продукцию круглый год в строго оговоренном количестве и качестве. Наши же производства работали сезонно, 3-4 месяца в году. Были попытки российских бизнесменов вкладывать деньги в переработку, но все они разбились о проблему сезонности. В результате, когда мы покупаем банку с отечественным брендом, на самом деле мы поддерживаем экономику Индии, Китая, Болгарии, Греции и других стран.

Почему свое стоит дороже?

Когда российский покупатель приходит в магазин, он, прежде всего, смотрит на цену. Это логично и абсолютно правильно, однако есть одно «но». Импортные овощи прошли длинный путь от производителя до продавца и уже совсем не такие свежие, какими выглядят. Отечественное овощеводство исторически было создано специально для обеспечения свежей продукцией горожан, поэтому основная доля нашей продукции приходит на прилавок, минуя хранилища. Отсюда большая цена, но лучший вкус.

Кроме того, существуют чисто технологические моменты. Чем дольше способен храниться сорт, чем он устойчивее к болезням и вредителям, тем он плотнее и безвкуснее, его кожица толще, а мякоть тверже. Интересы покупателя и продавца в этом случае находятся на противоположных полюсах. Торговым сетям нужно, чтобы продукт долго хранился, хорошо перевозился и был дешев. В результате мы получаем несъедобные импортные продукты.

Поставлять собственную продукцию мешает и плохая инфраструктура. На самом деле, наши овощеводы способны увеличить урожайность, но им это не выгодно по той простой причине, что их продукция не доедет до покупателя. Чтобы развязать этот узел проблем, нужна налаженная сеть поставки. А это и современные логистические терминалы, и сеть дорог, и налаженные отношения поставщик — продавец. В итоге, когда овощи доедут до Москвы, Питера или другого города-миллионника, они уже не будут дешевыми. Это факт, с которым необходимо смириться. К тому же без импорта наша северная страна все равно не обойдется — мы просто не сможем выращивать многие теплолюбивые растения в достаточном количестве. В конце концов, торговля — двигатель экономики, а импорт должен присутствовать на прилавках в любом случае.

Отбор — тоже искусство.

С. Сирота, как представитель крупнейшего селекционного НИИ страны, отметил плохое состояние отечественного семеноводства и селекции. Динамика селекционных достижений в Государственном реестре показывает, что иностранные сорта вытесняют российские. Наши овощеводы в основном используют семена из-за границы, отмечая целый ряд их преимуществ. Конечно, можно окончательно перейти на семена европейских и американских компаний, но у россиян вкусовые предпочтения отличаются от западных. Поэтому покупатель так стремиться найти сорта овощей местной селекции, которые уже не воспроизводятся и сохранились лишь в единичных хозяйствах. Эти сорта требуют воспроизводства, тем более что, по словам П. Ададимова, овощеводы хотят их покупать, при условии, что их качества будут восстановлены и улучшены.

Закон и стабильность.

Корни проблем российского овощеводства не в конкуренции и не в зоне рискованного земледелия. Бесполезно искать и виноватых.

Нужна государственная программа развития овощеводства. Естественно, это будет совсем не тот проект, что существовал в СССР в условиях плановой экономики. Необходимы новые стандарты работы производителей, поставщиков и продавцов. Иными словами, нужны законы и разработанный путь помощи отрасли.

Не обойтись и без объединения овощеводов, которое смогло бы лоббировать собственные интересы и принимать согласованные решения. Как было сказано выше, колебания рынка мешают развитию и ведут к потерям прибыли. Крупная ассоциация всероссийского масштаба могла бы решить эту проблему раз и навсегда. Однако создание такой организации — дело непростое потому, что по российскому законодательству, чтобы союз получил полномочия общественных организаций, то есть право участия в разработке целевых программ, выработке рекомендаций и разработке нормативных актов, основателям придется собрать под своим крылом производителей более 2/3 объема продукции овощей.

При нынешнем раскладе, когда огромная часть продукции выращивается в тысячах мелких хозяйствах, такая задача может стать не решаемой. С другой стороны, именно мелким производителям больше всего полезна такая инициатива, которая позволит прогнозировать спрос и предложение, потому что у них, в отличии от крупных хозяйств, нет постоянных договоров с ритейлерами. Примеры создания таких союзов, несмотря на большое количество небольших бизнесов, в АПК уже есть.

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля