Сегодня: 2019-08-19    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Вера Холодная — наша первая кинозвезда.

“…Мадонна из мрамора в ореоле кудрей…”

О ней слагали легенды. Одно ее участие в фильме гарантировало ему бешеный успех. Шли “на Веру Холодную”… И по сей день искусствоведы пытаются разгадать ее феномен. Конечно, это не только классический овал лица и чистота линий профиля… Было в ней что-то еще, чему никак не могут найти названия. Но — что?

Ранний брак.

Вера Левченко и в детстве была не совсем обычным ребенком. Не по годам серьезная, тихая, очень редко смеялась, да и то как-то невесело… Часами могла разговаривать сама с собой и со своими куклами. Любила все живое: собак, кошек, лошадей, бабочек…

Может быть, фея нашептала что-то у колыбели девочки? — но Вере удавалось все. Она каталась на коньках, играла в теннис, на пианино, пела под гитару, прекрасно танцевала. Даже проучилась год в балетной школе Большого театра, выдержав при поступлении огромный конкурс. Но бабушка воспротивилась: для девочки из приличной семьи профессия танцовщицы казалась неприемлемой. Ни мольбы, ни уговоры, не помогли, пришлось вернуться в свою гимназию. Она стала брать уроки в частной школе танцев.

Тоненькая, большеглазая, Верочка была прелестна. Выпускной бал в гимназии изменил всю ее жизнь. Она познакомилась с молодым юристом Владимиром Холодным. Всеобщий любимец, доброжелательный, остроумный, он был прекрасным спортсменом, автогонщиком, редактировал газету “Авто”. Ему как юристу прочили блестящее будущее… На том вечере он читал Вере в уголке зала стихи Гумилева о дальних, диковинных странах.

Они полюбили друг друга с первого взгляда и вскоре поженились, хотя их отговаривали от столь раннего брака. На свадьбе, которая проходила скромно, Вера была молчалива, грустна, как, впрочем всегда. В 1912 году у них родилась дочь Женя, год спустя появилась еще одна — приемная, Нонна.

Вера Холодная дочерью.

Как и муж, Вера Васильевна увлекалась автоспортом, не раз они опрокидывались на своем ”автогазике”. Но все обходилось благополучно, и, отделавшись ушибами, после аварии снова садились в машину… Никто из них никогда не раскаялся в своем выборе. Все слухи о бесчисленных любовных приключениях Веры Холодной — досужие вымыслы, на которые так падок обыватель. Она была нежной женой, хранила верность семейному очагу.

Их любовь никогда и ничем не омрачалась. Выдержала все испытания — и разлукой, когда муж уехал на войну 1914 года, и славой, когда она, актриса, стала знаменитостью и всегда была окружена поклонниками. На фронте, под Варшавой, Владимира ранили. Узнав об этом, Вера Васильевна бросила съемки и помчалась к нему. День и ночь не отходила от его постели и — выходила.

С места в карьер.

С отъездом мужа на фронт материальное положение стало трудным. Надо было искать работу. И Вера решила попробовать себя в кино.

…Шли съемки “Анны Карениной”. В тот день помощник Гардина, известного режиссера немого кино, обратил его внимание на красивую брюнетку, переходившую улицу. Из окна студии было видно, что она направляется прямо к ним…”Стройнавя, гибкая, она сидела передо мной, опустив красивые ресницы на обвораживающие глаза, и говорила о том, что хочет попробовать свои силы на экране”,- вспоминал Гардин.”Вы играли что-нибудь на сцене?”- “Нет, я только танцевала”.

Что же он, режиссер драмы, мог предложить танцовщице? Но не хотелось ее отпускать: уж очень красива, а вдруг — и талантлива?

“Прошу вас снять мерку для бального платья. Будете среди гостей… Съемки через три дня”. Через три дня Вера Васильевна снова появлась в кабинете Гардина:”Я получила три рубля за сегодняшний день, но меня это совершенно не устраивает. Я хочу роль. Дайте мне возможность поглядеть на себя не только в зеркале”. И получила роль итальянки-кормилицы в том же фильме — эпизодическую, мимолетную. Там и играть нечего. Разве что повернуть голову, закатить глаза. Нет, ничего не выйдет, подумалось режиссеру. Глава фирмы, просмотрев кадры, выразился определеннее:”Нам нужны не красавицы, а актрисы”…

Гардину стало жаль эту застенчивую женщину с такими печальными, тревожными глазами, и он дал ей письмо к режиссеру Бауэру в конкурирующую фирму “Хажонков и К”. Тот что-то заметил в Вере Холодной и поручил ей главную роль в фильме “Песнь торжествующей любви”, по Тургеневу. Ханжонков, едва просмотрев отснятую пленку, заключил с дебютанткой контракт на три года.

Вера Холодная пленила зрителей сразу. Уже с первой картины ее увенчали титулом “королевы экрана”. Вот когда к ней прибежали режиссеры, хозяева других фирм. Заискивали, предлагали наперебой главные роли. Но было поздно: контракт есть контракт…

За четыре года она снялась во множестве картин. После выхода “Живого трупа” сам Константин Станиславский предложил ей работать во МХТе над ролью Катерины в “Грозе” Островского. Станиславского она чтила как Бога. Это было великое искушение. Но могла ли теперь Вера Васильевна оставить кино, вкусив сполна его горечь и сладость?.. Не решилась пойти к великому режиссеру с отказом, а ответила письмом. И плакала, и переписывала несколько раз…

Звезда заката.

Она была звездой. Но никто и никогда не слышал от нее капризов, свойственных примадоннам. Вера Холодная привнесла в кинематограф спокойную манеру игры, никаких заламываний рук — играли взгляд, движение ресниц… Конечно, она мечтала о ролях трагических, значительных, вроде Маргариты Готье, а приходилось играть в выдуманном мире. Но разве это была ее вина?.. Она не была ни легкомысленной, ни бездумной, эта не по годам серьезная женщина. “Главное горе для артистов,- говорила Вера Васильевна в одном из интервью,- отсутствие сценариев, над которыми стоило бы работать. Кинематограф должен показать настоящую жизнь во всем ее многообразии, во всей ее глубине и сложности противоречий. Я верю, что это будет”.

Вера Холодная безраздельно царила на экране, когда Россия содрогалась от войны, революций и разрухи, в эпоху предсмертных судорог уходящего мира. Режиссеры, зачастую вопреки законам мелодрамы, устраивали ее героиням трагический финал, разжигая страсти,- это добавляло притягательности. К тому же эксклюзивность фильмам обеспечивал роскошный буржуазный антураж. Искусство не успело во всей красе отразить капитализм, а он уже был обречен… Кинематограф лихорадочно наверстывал упущенное. Это делало поистине уникальными даже примитивные фильмы с Верой Холодной. Люди чувствовали, что такого они больше не увидят. Никогда. Призрак революционного апокалипсиса носился в воздухе. И они жадно смотрели на звезду экрана, словно прощаясь со своим миром навсегда.

Зарубежные продюсеры соблазняли ее огромными гонорарами — она отказывалась:”…Теперь расстаться с Россией, пусть измученной и растерзанной, больно и преступно, и я этого не сделаю”.

Популярность ее была потрясающа. Порой, не попав на картину с ее участием, фанаты Холодной устраивали настоящие дебоши. От поклонников ее приходилось попросту спасать — они буквально не давали ей проходу. Ее узнавали мгновенно… Случилось, что она зимой возвращалась после съемок поздно по безлюдной улице. Ее догнал подозрительный субъект, потребовал снять котиковое манто. Вера Васильевна не успела поднять вуаль, как вор узнал ее. Он был просто счастлив:”Мне повезло! Я воочию увидел королеву экрана. Я провожу вас до дому, чтобы кто-нибудь из нашей компании не посмел обидеть вас”.

Феномен бесприданницы.

Она спешила жить, словно знала: век ее короток. Работала самозабвенно, беспощадно растрачивая свои силы. Снималась в одной ленте за другой. Действо актера было для нее чем-то священным, не совместимым с нарочитостью.“Королева” была удивительно проста и скромна, не любила ярких нарядов. Уже став знаменитой, сама мастерила себе шляпки, делала прически. Она всегда оставалась сама собой, и на экране — тоже. У этой печальной красавицы были такие удивительные глаза, что, раз увидев, их запоминали на всю жизнь: они вызывали какую-то тревогу, волновали. Серые, под длинными ресницами, они казались черными, непонятная тоска застыла в них… Многие писали о колдовском лице Веры Холодной, о том, что на облике ее “лежал отпечаток той грусти, что свойственная нашей северной природе в дни ранней осени”. Но героини ее не были роковыми женщинами. Их любовь оборачивалась трагедией для них же. По сути дела, Вера Васильевна во всех фильмах исполняла одну и ту же роль — соблазненной и покинутой, а порой — пущенной по рукам. Так в чем же разгадка феномена Веры Холодной? Видимо, правы те, кто утверждают: актриса воплотила на экране русскую женщину — страдающую, слабую, но сохранившую душу в чистоте. Это судьба “всех бесприданниц, бедных невест, проданных и преданных девушек русской литературы”, русской жизни.

Вуаль смерти.

На протяжении нескольких лет феерической карьеры Веры Холодной актрису окутывали слухи о смерти, подкрепляемые ее собственными странными предчувствиями. Как-то зимой 1916 года Александр Вертинский принес Вере Васильевне новую песню с посвящением “королеве экрана”. Как и многие, он был неравнодушен к актрисе. Хрупкая красавица, она чудилась ему таинственной, пленительной загадкой. Но на этот раз его стихи были более чем странные. Пророческие? Он с чистой душой преподнес предмету своего поклонения — молоденькой женщине!- настоящую надгробную эпитафию:

Ваши пальцы пахнут ладаном,

А в ресницах спит печаль.

Ничего теперь не надо Вам.

Ничего теперь не жаль.

И когда Весенней Вестницей

Вы пойдете в синий край,

Сам Господь по белой лестнице

Поведет Вас в светлый рай…

“ Когда я прочитал ей текст песни, — вспоминал Вертинский,- она замахала руками:”Что вы сделали? Не надо! Не надо! Не хочу!” Она страшно разволновалась:”Это смерть! Снимите сейчас же посвящение!” Испугалась… Предчувствовала скорую кончину?.. Впрочем, посвящение подобного мадригала было не слишком уместным. Вертинский снял его. Но через три года восстановил — уже имел право…

Вещими оказались и слова самой актрисы:”Я люблю тебя, мой Великий Немой — ты заговоришь, когда меня уже не будет. Я не услышу тебя”. Жаль, что экран не донес ее голоса: он был ясный, чистый, грудной…

Промозглым февральским днем 1919 года, на Соборной площади Одессы огромная толпа стыла на ледяном ветру. Умирала королева экрана… На съемках очередного фильма Вера Васильевна заразилась самой опасной формой “испанки”- легочной чумой. Еще уповали на чудо. Люди были молчаливы. Лица угрюмы. Шепотом передавали скудные весточки, что изредка просачивались из дома под номером один, где жизнь уже покидала знаменитую актрису. Она уходила в зените славы, в расцвете красоты и молодости. 16 февраля, под вечер, все было кончено. Сдавленно плакали женщины. Рыдал на ступенях дома светило одесской медицины профессор Усков. Но в чем он мог упрекнуть себя? Что противопоставить грозной “испанке”? Аспирин? Растирание камфорным спиртом?..

Тело забальзамировали, хотели перевезти в Москву, да так и не перевезли. Тогда, в 1919-м, Одесса переходила из рук в руки… Но уже через три дня после трагедии фильм “Похороны Веры Холодной” вышел на экраны страны… На ее смерть поэты откликнулись изящными виршами:

Вы такая вся хрупкая, как игрушка саксонская.

Вы — Мадонна из мрамора в ореоле кудрей…

Муж Веры Васильевны умер через несколько месяцев после ее кончины от сыпного тифа. Перед тем смерть возлюбленной жены превратила его, молодого человека, в инвалида: он заговаривался, часто говорил о Вере как о живой…

Вере Холодной, когда она умерла, было всего 26 лет. Только четыре из них она прожила в искусстве. Ушли в мир иной ее современники. Канули в Лету немые фильмы с ее участием. А молва о ней, слава ее живут. Многих запечатлел Великий Немой в те годы. Однако лишь она, Вера Холодная, стала королевой экрана, первой нашей кинозвездой.

Фото: «veraholodnaya.ru»

Елена Степунина

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля