Сегодня: 2020-01-25    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Комментарий. Если завтра засуха… На какие кнопки нажимать?

«Крестьянские ведомости» опубликовали комментарий «Засуха будет», в котором задали вопрос – каковы будут действия правительства, региона, отдельного предпринимателя в случае засухи. Начался диалог с читателями. Первые итоги «мозгового штурма» в беседе с издателем «Крестьянских ведомостей» Игорем Абакумовым подводит вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.

 

Абакумов: Какая сейчас ситуация на рынке зерна? 

Корбут: Валовый сбор зерна составил 123 млн. тонн, в том числе пшеницы 77, ячменя 21, кукурузы около 14,5 млн. тонн. У нас показатели выше чем у МСХ и других экспертов, потому, что мы стараемся учитывать ненаблюдаемые оперативной региональной статистикой объемы производства зерна.  По нашим оценкам, в текущем сезоне суммарно экспорт зерна может составить 46 млн тонн, в том числе пшеницы 35-36 млн тонн. Хотя текущий экспорт отстает от графика прошлого года, по состоянию на 9 декабря с начала сезона на внешние рынки направлено 20,7 млн. тонн зерна, в том числе пшеницы -18,2, ячменя -1,7, кукурузы — 0,9 млн. тонн, в то время как на начало декабря прошлого года эти значения составляли 24,4 — 20,6 — 2,7 — 0,85 млн тонн соответственно.

Абакумов:  Сейчас, наверное, рано говорить о корректных прогнозах производства зерна, но все таки какие сценарии можно рассматривать?

Корбут: Понимаю, что этот абзац вызовет массу возмущения, но я стараюсь быть корректным, читая сомнительные вирши. Я не особо верю в около астрологические прогнозы, про то что «Юпитер в 12 доме» влияет на температуру в зоне кущения, гибриды гороскопов из различных культур и не верю, что в год крысы по полям пойдут неисчислимые стаи мышей, также как предсказаниям Нострадамуса и иже с ним. Если кто-то, свято верит в их непогрешимость — флаг в руки, но не навязывайте это остальным! Так что это не ко мне, а в РАН, там есть комиссия, которая в просторечии называется комиссией по лженауке. Хотя с уважением отношусь к тем, кто этим занимается и являюсь поклонником теории Чижевского о влиянии солнечных циклов на нашу жизнь. Но все-таки руководствуюсь словами Святого Иоанна Дамаскина: «Поэтому мы утверждаем, что звезды не бывают причиною ничего совершающегося в мире — ни возникновения возникающего, ни гибели гибнущего, но скорее служат предзнаменованием дождей и перемены воздуха. Иные, может быть, скажут, что звезды являются если не причинами, то предзнаменованиями войн и что качество воздуха, зависящее от солнца, луны и звезд, различным образом производит различные темпераменты, навыки и расположения; но навыки относятся к тому, что находится в нашей воле, ибо они подчиняются разуму и изменяются под его руководством».

Абакумов: Похоже на проповедь аналитика-агностика. Однако был в истории 2010-й год с его засухой. И введенное тогда зерновое эмбарго – не божественная сила, а плод воли группы людей.

Корбут: Начнем с вашей отсылки к 2010 году. Масштабных проблем с погодой у нас давно не было. У нас критические неблагоприятные агроклиматические условия происходят с периодичностью 10-12 лет, раньше был цикл 5-7 лет, но климат меняется и это факт. Правда мы забываем еще засуху 2012 года, которая была глобальной и на фоне аномально низких температур воды в восточной части Тихого океана. Так, что еще вопрос на какую периодичность ориентироваться. 

Да, кто-то говорил о неурожае и перед 1998 и перед 2010 годами, я лично хорошо знаю весьма уважаемых мной ученого и пару бывших губернаторов, которые предупреждали с 1992 года.  Магия цифр вызывает определенное психологическое напряжение. Тем более начало урожая 2010 было крайне оптимистично: теплая осень 2009, хорошее развитие и выход озимых, все как сейчас, правда и в другие годы такое бывало, но…

По-моему, рациональней исходить из того, что погода в долгосрочном аспекте пока непредсказуема и возможны любые изменения, но есть ряд фундаментальных факторов, которые формируют предпосылки будущего урожая, о них и стоит вести речь.

Абакумов: Назовите эти факторы.

Корбут: Во-первых, посевные площади достаточно стабильны и вероятность существенного их снижения не велика, так же, как и роста. В этом году у нас площади озимого сева рекордные за всю историю России — свыше 18,2 млн га, текущее состояние посевов очень хорошее, что закладывает добротную основу будущего урожая. Конечно судить надо будет по выходу посевов из зимы, но потенциал весьма существенен. Тем более прогнозы метеорологов позволяют надеяться на достаточно теплую и снежную зиму.

Абакумов: А Эль Ниньо и его влияние уже отменили цифровизация и блокчейн?

Корбут: Да, часть ученых прогнозируют активизацию в Тихом океане Эль Ниньо, но пока он спокоен и индекс Ниньо ниже, чем в прошлые годы. Учитывая, что океан — штука инертная, будет ли активизация Эль Ниньо в 2020, для меня, лично, большой вопрос. 

Во-вторых, повышение технологического уровня производства обеспечило рост урожайности зерновых и масличных и несколько снизило зависимость от погоды. То, что технология нивелирует риски неурожая — вещь очевидная. Лишь один пример: когда в 2012 году в США была жесточайшая засуха в кукурузном поясе (пожестче, чем у нас в 2010), и стоял всемирный стон о том, что «шеф, все пропало», по итогам производство кукурузы у них снизилась лишь на 12%, так что погодный «козырь» может быть перебит технологическим. А технологии в России сегодня совсем другие и зависимость урожайности от климатического фактора снизилась, в чем я полностью солидарен с МСХ РФ.

Это придает уверенность, что, даже если погода «подкачает», то снижение урожайности не будет радикальным. Хотя есть и определённые риски: в частности, сокращение парка техники опережает ее приобретение (на конец ноября выбыло 19,6 тыс тракторов, 3,7 тыс зерноуборочных комбайнов, 1,6 тыс кормоуборочных комбайнов, а приобретено было 8 тыс тракторов, 3,6 тыс зерноуборочных и менее 500 кормоуборочных комбайнов). Да, конечно, приобретается более мощная и современная техника, но при этом энергообеспеченность сельхозорганизаций медленно, но неуклонно падает. Так что вопросы технологической модернизации как-то не очень успешно решаются, а это сроки выполнения полевых работ и соответственно риски недобора урожая.

Есть информация о снижении закупок СЗР, хотя минеральные удобрения закупаются активно, а это уже риски технологического отката. По нашим оценкам в наибольшей степени это может сказаться на подсолнечнике, цены на который первоначально были крайне низки, хотя сейчас ситуация выправляется, в том числе и не без участия РЗС, но думаю «осадок» у крестьян остался.

Третье — данная нам предками и Богом огромная территория страны  обеспечила распределение производства по различным природным зонам, что снижает вероятность одновременного возникновения неблагоприятных погодных условий. В этой части я солидарен с комментарием блогера и производственника Антона Пермякова, который вполне справедливо сказал, что «где-то подсушит, где-то зальет».

Исходя из анализа этих и ряда других факторов возможны два базовых сценария. 

Первый. Даже при отсутствии погодных аномалий вероятно некоторое снижение урожайности зерновых и масличных, но это не приведет к радикальному снижению валовых сборов. Цифра у меня есть, но полагаю, называть ее пока не стоит.

Второй. Погода может сыграть нехорошую шутку, так же как в 2010, когда до июня все были уверены в хорошем урожае, озимые вышли из зимы отлично, сев прошел хорошо, а потом сушь и рекордная по температуре, и по длительности жара. Хотя не менее опасны и дожди в период уборки, когда урожай в поле есть, а в поле не войти и на глазах теряется и урожай, и качество. 

Но я умеренно пессимистичен, и, учитывая уровень развития технологий в сельском хозяйстве, существенно выросший профессионализм сельхозпроизводителей, широкое применение сертифицированных семян, масштабы применения удобрений и прочее полагаю, что нижняя граница валового сбор зерна в России не только в 2020 году, но и в будущем не опустится ниже 98-105 млн. тонн, а это закроет все внутренние потребности (68-71 млн тонн). И экспорт будет, хотя и поменьше, чем в текущем сезоне.

Но акцентирую: это НЕ ПРОГНОЗ УРОЖАЯ 2020, это ВОЗМОЖНАЯ НИЖНЯЯ ГРАНИЦА на ближайшие лет 5-10.

Абакумов: Какие инструменты может использовать государство при возникновении проблем на рыке зерна и эффективны ли они?

Корбут: Только я бы не сводил все к неурожаю: у нас две беды — высокий урожай и низкий урожай. Причем, как ни абсурдно для крестьянина, радикальных отличий нет: высокий урожай — низкие цены, низкий — высокие, а вот выручка от реализации зерна практически не меняется.  О чем почему-то чиновники забывают, акцентируясь на высоких ценах.

Давайте начнем с высокого урожая. Тут вопрос один — как поддержать цены, чтобы их падение не убило стимулы к производству. Инструментов немного, один из них — государственные закупочные интервенции, но для того чтобы они реально повлияли на рынок надо изъять порядка 10% зерна, поступающего на реализацию. Дальше арифметика: 6-8 млн тонн умножим на 10 тысяч рублей, добавим расходы на хранения этого зерна, рублей 100-120 в месяц на тонну, и получаем – инфаркт у Минфина!

Абакумов: Тем более, встает вопрос — а куда потом девать это зерно?

Корбут: Сейчас МСХ пытается правильно решить этот вопрос, стремясь получить право самостоятельно решать — когда и куда продавать зерно интервенционного фонда. Но проблемы останутся, зерно лежит и каждый день «съедает» бюджет. Дорогое зерно сложно пристроить, можно продать дешевле закупки, но тут – потери бюджета и встречи со счетной палатой и прокуратурой.

Наиболее эффективный вариант — это отправить зерно на экспорт, санировав внутренний рынок от излишков. Ключевым вопросом при этом являются логистические издержки. У МСХ есть позитивный опыт в этой части, когда, решив вопрос о нулевом ж\д тарифе для Сибири и одновременно жестко контролируя цены закупки зерна, удалось снять с рынка значительные объемы зерна. При это затраты бюджета были минимизированы. Это отличное решение и хорошая практика, единственно необходимо решить вопрос о праве МСХ самостоятельно принимать решение в этой части и получать бюджетное финансирование на эти цели оперативно, не ожидая по полгода!

Однако решение проблем высокого урожая и низких цен находится не только у государства, но и в руках зернопроизводителей. Стройте хорошие хранилища, ставьте сушилки и уходите из необходимости быстро «сбрасывать» зерно, только в этом случае можно эффективно стоять на рынке. 

Абакумов: А если погода не даст получить хороший урожай, что тогда может предпринять государство?

Корбут: Тут уже кино другое. У нас государство традиционно беспокоится о росте цен, вместо борьбы за рост доходов населения, так что и меры принимаются соответствующие – удержать цены, любой ценой, но обычно за это должны заплатить крестьяне!

Ну, первый и простой ход — сбросить зерно интервенционного фонда для того, чтобы снизить потребность в зерне переработки у мукомолов. Но сейчас в интервенционном фонде порядка 2 млн тонн, а это капля в море и лишь закроет часть потребности в муке одного города – Москвы, например. Есть еще госрезерв, но вообще-то он для других целей, а объемы зерна в нем, хотя и секретны, но, очевидно, что они не столь существенны, да и обнулять их нельзя. Так что, собственно ресурсов зерна у государства мало для того чтобы реально повлиять на ценовую ситуацию. В этом отношении МСХ сделал доброе правильное дело, дав возможность переработчикам получать льготные, достаточно дешевые кредиты на закупку зерна, в ряде регионов существует практика льготного кредитования хлебопеков. Так же, как субсидирование перевозок зерна из зерно-избыточных регионов, где цены на него ниже. Определенные рыночные возможности есть и ими государству будет необходимо воспользоваться.

Вообще при любой ситуации, чтобы покрыть внутренние потребности России, урожая всегда хватит. Вопрос в неизбывном желании переработчиков и животноводов получить его дешевле, ссылаясь на «заботу о потребителях». Хотя вклад зерна в ту же «булку хлеба» на полке магазина не существенен -12-15% (видел расчеты и про 7%), так же, как его доля в комбикормах. Соответственно, рост цен на зерно сказывается не столь существенно на кармане потребителя как пугают обывателей и чиновников. 

Но государство любит простые и внешне эффектные решения типа — взять и запретить! Запретить ценам расти не очень получается, значит надо сохранить ресурсы, чтобы избыточное предложение давило на цены. И ту все просто — ввести пошлину или запрет как в 2010. 

История с эмбарго вообще интересная. Когда стало ясно, что эмбарго введут, РЗС обращался ко всем и вся с единственным предложением- дайте исполнить ближайшие контракты, ведь потеря доверия в бизнесе — штука серьезная. Не захотели. И пошло — недогруженные суда, забитые по горло элеваторы, а вытащить зерно из них на судно уже невозможно, а утром судно должно уйти за границу России — всё проведено по документам… Но утро для экспорта не настало и болталось это судно в акватории порта несколько месяцев, а за каждый день простоя надо платить тысячи три-четыре долларов.

Чтобы сохранить будущее в торговле с Египтом, бизнес закупил 400000 тонн на внешнем рынке и отгрузил, чтобы сохранить лицо России. Заплатив за каждую тонну дополнительно долларов по 80. Потом само собой компенсировали, но не у государства, устроившего форс-мажор, а за счёт снижения закупочных цен у крестьян. В экономике все перекладываемся на первое звено цепочки. Чиновники при этом тоже ахали и разводили руками. Я лично не знаю, кто из госдеятелей пошёл и поговорил со странами импортерами — что и как произошло. Отдувался за все бизнес!

Эмбарго закончилось, но и потом пришлось за него платить! Возвращение на рынок не менее тяжело было, когда тебе улыбаются и говорят, но вы же не исполнили контракты тогда и кто знает, что у вас дальше будет? Просто делали скидку к цене долларов 20-25 на тонну. А ведь до этого Россия торговала зерном, не демпингуя, по тем же ценам, что и мировые экспортёры. И опять уменьшилась экспортная цена — значит снизилась и закупочная. Крестьянин снова оплатил эмбарго! Общий счёт определить сложно, но то, что это несколько сот миллионов долларов — гарантировано! И это недоплаченные доходы крестьян! Так что экспорт зерна шёл, да и сейчас идёт не благодаря, а вопреки усилиям государства в лице ряда ведомств.

Абакумов: Никто до сих пор не захотел услышать вопрос-предложение — а почему не экспортировать свое зерно «за дорого», а закупать по импорту более дешевое — на фураж?

Корбут: По мне, именно такая позиция государственная. Да и эффективность эмбарго старательно обошли стороной, просто заявляя, что «были приняты необходимые меры, обеспечившие защиту внутреннего рынка…» Оно и понятно — признавать ошибки больно.  Лишь несколько моментов: да, внутри цены стабилизировались, но хватило этого лишь на месяц-полтора, а дальше пошли вверх; мировой рынок пошел вверх, и мы успешно потеряли часть доходов, потеряли и репутацию надежного поставщика, которая была создана бизнесом.

Животноводы, ради которых вроде и вводилось эмбарго получили несколько миллиардов рублей на компенсацию роста стоимости кормов. То есть фактически государство признало, что эмбарго заявленных целей не достигло. Несмотря на всероссийский плач, что к марту-апрелю все зерно закончится, оно не закончилось — и куры, и поросята успешно ели зерно, которого, якобы, нет. Хотя, должен признать, плюс был – зерно стали расходовать рациональнее, режимы кормления оптимизировали, период работать без оглядки на издержки завершился. 

А крестьяне среагировали в соответствии с законами рынка, они стали придерживать зерно и получили мы рекордный по тем годам экспорт после снятия эмбарго, а зерна вообще-то почему-то хватило. Только стимулы к производству были придавлены, возвращение на мировой рынок потребовало вновь демпинговать, так что потери оказались распределены на будущее. 

Вывод: по-моему, мера регулирования, по сути, оказалась популистской и затратной. Не согласны? Вот тут готов подискутировать!

Вот, практически и весь инструментарий регулирования, который может использовать государство, если завтра засуха…

Абакумов: В одном из комментариев к статье «Засуха будет» мы с Вами, Александр Вадимович, фактически прямо были обвинены в том вопрос ставится в чьих-то бизнес интересах. Что скажете?

Корбут: На любые личные выпады я не отвечаю, принимая их со смирением и без обид — не впервой, а вот комментарий для рынка требуется.

Чтобы долго не говорить, только факты:

— внутренние потребители закупают активно зерно, чтобы спокойно прожить до нового урожая, во многом благодаря льготным кредитам на его приобретение;

— уже сейчас на февраль российская пшеница контрактуется на экспорт по 215 -217 долларов;

— месяц хранения стоит от 100 до 120 рублей за тонну, что закладывается в цену реализации последующих периодов;

— последний тендер ГАСК (Египет) цена 222,5 — 223,91 доллара за тонну на ФОБ, предыдущий 217,7 — 218,88 (15 ноября);

— на всех крупных тендерах в ведущих странах-импортерах рядом с нами цены закупки оказались ВЫШЕ, чем на аналогичную дату прошлого года;

— все страны-экспортеры (США, Украина, Аргентина, Франция) в первой половине сезона грузят зерно опережающими темпами и сокращают свои ресурсы второго полугодия. Австралию с ее 240 долларов на ФОБ не рассматриваю. Соответственно вторая половина сезона может стать русской и при ограниченных конкурентных ресурсах от других поставщиков. Что при этом происходит пояснять не стану, и так очевидно;

— при реализации экспортной программы переходящие запасы в России уменьшатся, хотя в мире будут выше прошлого года.

У меня просматривается простой вывод: во второй половине сезона цены на зерно будут плавно расти, эмоционального падения при первых позитивных прогнозах урожая, скорее всего, не будет. 

Вот так я это вижу, радуюсь крепким ценам на зерно и семечку у крестьян, а оппоненты пусть с этим и живут.

Ключиком к урожаю при сложных погодных условиях является грамотная работа агронома. Выбор рационального и экономически, и с точки зрения специфики агроусловий севооборота, чередования культур, подбор сорта и качества семян, четкое соблюдение технологии использования технологий, обеспечивающих влагосбережение – вот вся клавиатура, на которой нужно играть. Хотя об этом в «Крестьянских ведомостях» много и профессионально пишут, но напомнить никогда не лишне.

Всем добра.

Автор: Игорь Абакумов – «Крестьянские ведомости»

 
 
23 комментария к Комментарий. Если завтра засуха… На какие кнопки нажимать?
    1

    Газета" Коммерсантъ"н 230 от 23.12.2019"Экспортёры могут захотеть вывезти все"

    Ответить
    0

    "Якисуки"! Это они что ж , задачу поставленную самим , страшно сказать , Президентом пытаются выполнять? А с другой стороны … В министерствах то у нас тоже им же назначенные сидят ? Что-то тут не так ! Это журналисты все наврали и не так поняли !

    Ответить
    Александ
    0

    На что-то из этой программной статьи министра ответил, остальное если читателям интересно скажу позже

    Ответить
    0

    Видите ли, в чём собственно дело, Александр Вадимович …

    Это не у вас есть повод сомневаться в том, что Вы высокомерно называете “сомнительными виршами”, а у нас есть повод сомневаться в вашей компетенции по части прогнозирования урожая, а чтобы не ходить вокруг да около, позвольте процитировать ваши оценки для России на текущий сезон:

    11 июля 2019 года
    Каким будет новый зерновой сезон для России: ожидания и прогнозы
    https://www.apk-inform.com/ru/exclusive/opinion/1501650

    Александр Корбут
    Вице – президент Российского зернового союза

    Относительно прогнозов урожая российского зерна в текущем году отмечу, что текущая оценка Минсельхоза РФ (на уровне 118 млн. тонн) полностью не совпадает с нашей. По прогнозу РЗС, валовой сбор будет существенно выше, если, конечно, не произойдут какие-то значительные природные катаклизмы. Но на данном этапе мы ожидаем показатель более близким к рекордному уровню 2017 года, когда было произведено более 135 млн. тонн, чем к текущему прогнозу Минсельхоза …

    Оно конечно, и на старуху бывает проруха, но факт на лицо не вырубишь топором, Минсельхоз в данном случае при всём консерватизме его прогноза оказался ближе к цели, нежели РЗС. Более того, наиболее близкий к факту урожай просматривался ещё в апреле по аналогии 2019 ~ 1992 после двух предыдущих аналогов 2018 ~ 1991 и 2017 ~ 1990. Почему в апреле, потому что тогда окончательные данные Росстата по форме 24СХ за прошлый год стали доступны, а посевные площади примерно – вероятно можно было прикинуть в первом приближении. Для наглядности пришпилю к комментарию это “приближение”, а если у кого возникнут сомнения, что прогноз был сформирован в первой декаде апреля, так могу дать телефон представителя Cargill, которому выслал его для освидетельствования 08.04.2019 в 19:25 МСК.

    Там есть к чему придраться, и в частности по кукурузе явный недолёт, но в моём понимании, прогноз как перчатки менять по ходу уборки дело не хитрое, но бесперспективное с точки зрения совершенствования методик прогнозирования. Так что прежде чем на следующий год далеко идущие выводы выводить, стоит алгоритмику этого прогноза на пару – тройку ходов в смысле годов вперёд экстраполировать. Тем более, что уму непостижимым образом аналогия 2019 ~ 1992 для российского урожая с флуктуациями мировых цен американской пшеницы SRW №2 в июле – ноябре резонирует. Вам понятно, о чём собственно речь, уважаемый Александр Вадимович или “помощь зала” требуется?! Что же касается радости в отношении крепких цен на зерно видимо, ценовые настроения РЗС как и урожайные прогнозы меняются как погода, а иначе как прикажете понимать сентябрьские настроения Аркадия Леонидовича, цитирую:

    20 сентября 2019 года
    Аркадий Злочевский: ко второй половине сезона начнется падение цен на пшеницу
    https://www.agroinvestor.ru/analytics/news/32447-nachnetsya-padenie-tsen/

    Ко второй половине сезона 2019 – 2020 в России произойдет снижение внутренних цен на пшеницу. Такой прогноз дал президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский на X отраслевой бизнес – конференции Russian Crop Production, организованной “Агроинвестором” …

    Если повар в смысле “ПроЗерно” нам не врёт, внутренние цены пшеницы аккурат с сентября по сей день крепнут в рублёвых измерениях по всем регионам и товарным позициям. Может, это я чего не правильно понял, но когда наши деловые партнёры по мотивам этого настроения кинулись вопросы задавать, так я им предельно конкретно и определённо ответил, трактуйте прогноз с точностью наоборот.

    Предлагал же, Аркадию Леонидовичу в присутствии Игоря Борисовича на МЭФ в апреле прошлого года взять на вооружение наши разработки по объёмно – ценовому моделированию, чтобы членам РЗС было сподручнее стратегическое планирование и тактическое маневрирование задействовать. Но не приняло всерьёз моё предложение ваше “первое лицо”, а на нет как говорится и суда нет, есть следствие … Как следствие, лично мне лично вас оппонентом назвать язык не повернётся, потому как вольно либо невольно копну молотите на мельницу нашего ценового прогноза – странно, правда?!

    unnamed-file
    Ответить
    Александ Корбут
    0

    Я таки не понял ваш длительный монолог от имени «мы», Ассоциация с государем императором «мы, божьей помощью». Сомневаетесь, так сомневайтесь, ваше право! Занимаетесь рекламой своей модели- как единственно верной, тоже ваше право. Суть возражений то в чем? Вопрос риторический, я вас тоже оппонентом не считаю!

    Ответить
    Злобный критик
    3

    «ключиком к урожаю при сложных погодных условиях является грамотная работа агронома» — золотые слова! А много ли среди фермеров, специализирующихся на примитивном растениеводстве, дипломированных агрономов? Думаю, что нет. Почему так происходит, когда даже сторожу для работы нужна лицензия, а значит обучающие курсы. В тоже время работать с землей сельхоз назначения, так сказать национальным достоянием, допускаются кто попало. Почему, неужели общество считает, что работа сторожа более сложная, чем работа фермера?

    «учитывая уровень развития технологий в сельском хозяйстве, существенно выросший профессионализм сельхозпроизводителей, широкое применение сертифицированных семян, масштабы применения удобрений и прочее полагаю, что нижняя граница валового сбор зерна в России не только в 2020 году, но и в будущем не опустится ниже 98-105 млн. тонн» — все верно, но следовало бы еще отметить успешную работу наших селекционеров, ученых, создающих отличные сорта, особенно озимой пшеницы.

    Ответить
    Александ Корбут
    3

    Согласен. Но все не напишешь. Только я полагаю надо рассматривать семена не как непродуктивный материал, а как центральный момент технологии. Хорошие семена хороши только в полноценной технологии, которую к своим условиям адаптирует хороший агроном. С последним у нас сложнее, чем с семенами

    Ответить
    1

    Ну прямо таки и не поняли, уважаемый Александр Вадимович …

    Там по большей части две ваших с Аркадием Леонидовичем публичных декларации с датами, ссылками и цитатами как это полагается и краткие комментарии к ним с аналитической выкладкой, датирование которой может подтвердить представитель конкретной компании и почта mail.ru, откуда ему был выслан прогноз.

    Вроде всё по-взрослому, а мы это Агропромышленный клуб "Земляне", если что и некоторые и них присутствовали на мероприятиях с личным участием первого и второго лица Российского зернового союза, после чего уточняли лично у меня стоит ли им руководствоваться сказанным этими лицами в части прогнозов урожая и цен.

    Суть возражений буквально по сюжету "Золотого телёнка"
    – Минуточку, у меня все ходы записаны …

    Так вот, у меня все ходы записаны с момента засухи 2010 года также со ссылками и цитатами, где не вырубишь топором кто и как зерновому сообществу по ушам ездил вплоть до старта уборки подстольными видами на урожай и угрюмыми ценовыми пророчествами. Не мудрено, что экспортёры по весне под этим психологическим давлением поставочные экспортные контракты заключали по ценам ниже ватерлинии, а когда гром грянул и петух клюнул, их раскорячило как коряков на водных лыжах. Единственным шансом соскочить с контрактов был отнюдь не погодный, а запретительный форс – мажор со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если кто от этого более всего и пострадал так это явно не экспортёры, а аграрии – южане и конкретно производители зерна Краснодарского и Ставропольского краёв, южной и центральной части Ростовской области. Этот триумвират засуха обошла стороной, а в основных экспортных регионах Краснодарском крае и Ростовской области урожайность и урожай зерна в целом и пшеницы в частности выше прошлого 2009 года оказались. Если что, дозвольте вас отослать в хорошем смысле этого слова по ссылке, где динамика цен пшеницы в разрезе регионов с июля 2004 года фигурирует …

    ГРАФИЧЕСКИЕ ФОРМАТЫ – Ценовая динамика пшеницы по пяти регионам
    http://agroprom.club/statistics/st9/

    Могу табличной ценовой выборкой "картину маслом" обрисовать по пшенице 4 класса в разрезе регионов за период от начала езды по ушам подстольными урожаями с апреля 2010 и до апреля 2011, когда скоропалительность зернового эмбарго оказалась очевидной даже без оптического прицела. В этой части я целиком и полностью разделяю ваше мнение, что в марте – апреле оказалось, что недобор зерна преувеличен, мягко говоря.

    Но как говорится "ложечки нашлись, а осадок остался" и когда след в след за вашим двухсерийным комментарием ТАСС счёл себя уполномоченным заявить, что Минсельхоз может ввести ограничения на экспорт зерна при определённых условиях – https://tass.ru/ekonomika/7339633, мутировавшие из кроликов в ёжиков участники и соучастники зернового сообщества отнюдь не уши развесили, а иголки вздыбили на всякий случай …

    Вот и терзают меня сомнения, чего у вас не на языке Александр Вадимович, а на уме и за пазухой. Очевидно, что по части прогнозирования засух Вы не в теме и извините за откровенность, просто умиляете своими рассуждениями по поводу El Niño, который по сути, послужил информационным поводом для активации засушливой тематики в вашем двухсерийном комментарии. Также, коль скоро взяли на себя миссию озвучить эту тему, так будьте любезны объясниться для начала, отчего урожайный и ценовой прогноз РЗС на текущий сезон потерпели фиаско?!

    С уважением, Стратег

    unnamed-file1
    Ответить
    Александ Корбут
    0

    А вы снова в танке? Тема статьи то-то другом! Сеанс разоблачения рзс и меня лично оставьте себе и заинтересованным лицам, таковые есть и думаю за сеанс разоблачения будут благодарны и ещё денежку дадут! Только не делайте вид, что не догадываетесь кто нами обижен

    Ответить
    0

    ————————————————————————————
    Корбут: " солидарен с комментарием блогера и производственника Антона Пермякова, который вполне справедливо сказал, что «где-то подсушит, где-то зальет».
    —————————————————————————————————
    "где- то" никому не интересно, у нас есть основные зернопроизводящие зоны.

    —————————————————————————————
    Корбут: " государственные закупочные интервенции,………….. 6-8 млн тонн умножим на 10 тысяч рублей, добавим расходы на хранения этого зерна, рублей 100-120 в месяц на тонну,…….. зерно лежит и каждый день «съедает» бюджет."
    —————————————————————————————
    Г-н Корбут, так а кто у нас отвечает за безопасность граждан?
    Чья это функция обезопасить граждан от риска голода?
    Это функция государства или крестьян?
    Или функция государства сводится только к тому, что бы если что, отобрать у крестьян зерно?
    Если функция государства обезопасить нас от голода, то пусть государство страхует риски
    невыполнения своей функции, оплачивая хранение зерна в интервенционном фонде.

    Если государство перекладывает эту свою функцию на крестьян, то тогда им за это тоже
    нужно что то платить… а у нас целые регионы не имеют даже несвязанной погектарной субсидии..

    ——————————————————————————————————
    Корбут: "Крестьянин снова оплатил эмбарго! Общий счёт определить сложно, но то, что это несколько сот миллионов долларов — гарантировано! И это недоплаченные доходы крестьян!"
    ———————————————————————————————————————

    Наверно г-н Корбут оговорился, счет потерь крестьян идет на миллиарды, а не на миллионы долларов.
    Крестьяне северо-восток Ростовской обл потеряли до 50% от цены.
    Так как у нас одна логистика сбыта на порты, и наше зерно оказалось ненужно никому.

    —————————————————————————————————————
    Корбут:
    "То, что технология нивелирует риски неурожая — вещь очевидная. Лишь один пример: когда в 2012 году в США была жесточайшая засуха в кукурузном поясе (пожестче, чем у нас в 2010), и стоял всемирный стон о том, что «шеф, все пропало», по итогам производство кукурузы у них снизилась лишь на 12%, так что погодный «козырь» может быть перебит технологическим….
    Это придает уверенность, что, даже если погода «подкачает», то снижение урожайности не будет радикальным."
    ——————————————————————————————————

    Г-н Корбут, не стоит быть таким уверенным.
    Приведенный Вами пример, не актуален для нас. Совсем.
    Кукуруза выращивается на орошении, это культура орошения.
    Если приводите пример штатов, то добавляйте информацию сколько кукурузы выращивалось на орошении
    сколько на богаре.

    Пшеница у нас не выращивается на орошении. Совсем.
    Это не культура орошения.
    Может только доли процента от общей валовки, как промежуточная культура.

    И о "кнопках которые нужно нажать"
    Метеорология дает нам мало информации и не совсем вовремя.
    Гидрометцентр выдает прогноз на отопительный период с октября- ноября, а у нас посевная в сентябре.
    Сеем на угад, кто во что горазд, как слепые котята.
    Потом получается бабье лето до декабря и пшеница перерастает..
    Как то больше внимания нужно уделять метеорологам обеспечению прогнозами аграрного сектора.

    Ответить
    Александ Корбут
    1

    по большей части согласен. Но засушит и зальёт это про зерновые регионы , так самая жёсткая засуха 2019 была на новой земле, но это не интересно. Вот про роль государства все верно, так испечь о том что государство со своей ролью не определилось толи регулировать рынок, толи формировать резерв для раздачи, сейчас это работает как резерв и толку мало. Сумма потерь если доллары перемножить на курс то и получатся эти самые миллиарды, возможно больше чем я написал, но смотрел то что на поверхности и с чем спорить будет проблемной оппонентам. То что-то нас климатическая зависимость снижается думаю и вы согласитесь просто посмотрите урожайность и ее спад при неблагоприятных условиях. Ну Гидрометцентра другого нету и с этим ничего не поделаешь. да и сеете вы не совсем как слепые котята вы же подбираете сорта, выбираете технологию и прочее. Но по большому счёту естественно риски остаются.

    Ответить
    0

    Александр Вадимович, буквально вчера отвечал одному воинствующему оппоненту, но думаю, уместно повторить мысль для тех, кто не в танке: лишь профессионалы имеют такую роскошь признавать ошибки и просчёты, чтобы оперативно их исправлять и впредь не совершать, а дилетанты склонны убеждать окружающих в собственной непогрешимости и переводить стрелки на злокозненных недоброжелателей и кривые зеркала.

    Теперь, по пунктикам …

    Во-первых, пример из личной практики мой прогноз урожайности и урожая зерновых на 2017 год дал сбой, хотя до этого я вполне уверенно по характерным для России устойчивым цикличностям вычислял флуктуации урожайности зерна в предыдущих трёх годах. Если бы я не признал свой просчёт, хрен бы когда вычислил зеркальное отражение аналогичного сбоя 2017 ~ 1909. Соответственно и алгоритмику солнечной активности хрен бы зацепил, которая вот уже тридцать четвёртый год напролёт отражает алгоритмику позапрошлого и прошлого века и выводит индекс W чисел Вольфа или проще говоря, количества солнечных пятен на зеркальное отражение 2019 ~ 1912. Что солнечная активность и пресловутый El Niño являются следствиями резонансного (волнового), гравитационного и прочего взаимодействия планет солнечной системы разве что самоуверенным дилетантам неведомо, а признавать свои ошибки и просчёты они не приучены и либо прогнозы меняют как перчатки пока носом в факты не упрутся, либо на стрелки на погоду переводят, а в данном случае на неких заинтересованных лиц.

    Во-вторых, стесняюсь огласить весь букет эпитетов, каковыми аграрии характеризуют скоропалительных экспертов, которые по весне, а некоторые особо одарённые и зимой не стесняются виды на урожай мусолить и подчас своей урожайной скоропалительностью аграриям дыхание сбивают, а порой экспортёров и переработчиков подставляют. Характерные тому примеры 2010 и 2012 годы, когда урожайные оптимисты "мракобесию" предавались до уборки, а какую лепту в эту свистопляску ваш союз внёс могу процитировать, если что:

    2010.04.27 – Урожай зерна в России в 2010 году может превысить 100 млн. тонн
    http://ria.ru/economy/20100427/227246024.html

    "Мы рассчитываем, что в этом году урожай будет хороший. По консервативной оценке, он составит
    95 – 97 млн. тонн, а если погода будет благоприятной, тогда за 100 млн. тонн перешагнем", – заявил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский на конгрессе по птицеводству в Москве …

    2012.04.03 – Урожай зерна в 2012 году может составить 100 млн. тонн
    http://www.rg.ru/2012/04/02/sbori-site.html

    "Если не случится погодных катаклизмов, урожай зерна будет не ниже текущего сезона и не менее 94 млн. тонн, но при удачном стечении погодных обстоятельств можем получить и 100 млн. тонн". Таким оптимистичным прогнозом поделился президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский во время видеомоста Москва – Астана – Киев, посвященного вопросам весенней посевной кампании …

    В-третьих, кто вами по этому сезону шибко обижен, так это аграрии однако, которым сначала рекордными видами на урожай вплоть до июля по ушам ездили, а в сентябре пророчеством снижения внутренних цен пшеницы мозг вынесли. Не смею категорично утверждать, но в моём представлении под массированным психологическим давлением экспертов многие пшеницу слили в надежде на подсолнечник, а подсолнечные ожидания по осени накрылись разбитым корытом и наиболее уязвимые два удара ниже пояса отхватили. Уязвимых не оправдываю, потому как некоторые в региональных масштабах втихомолку яму рыли и сами в неё угодили, но публично озвучиваемые оценки и прогнозы в моём понимании предполагают определённую меру ответственности. Конечно, если таковые предвзяты или проплачены, тогда экспертам ответственность за свои слова что гусю вода, но тогда нечего возмущаться, ежели от фактов на лицо не удаётся увернуться.

    Ну и не кто вами обижен, а на кого ваш союз шибко обиделся тоже не секрет Пиолишинеля, но оставлю эту "мылодраму" по умолчанию, потому как к теме вашего двухсерийного комментария не относится. Что же касается вашего намёка про "денежку дадут" я мзды категорически не беру, мне за Державу обидно, а вот в непредвзятости вашей организации склонен усомниться. Памятуя пристрастие вашего "первого лица" к ГМО считаю себя вправе считать, что непростительного маху дал ваш союз в процессе лоббирования этой аббревиатуры. Ещё неизвестно куда эта кривая выведет, но известно, что в правительственных кругах шибко озабочены проблемой онкологических заболеваний и подспудно все варианты причин этой напасти просчитывают. Ежели вдруг чего с этой аббревиатурой не того, так не мне вам рассказывать как стрелки ответственности сверху вниз переводятся и как ответственные стрелочники назначаются. Манипуляции урожайными и ценовыми прогнозами по сравнению с подозрениями в содействии массовому геноциду населения детские шалости в песочнице.

    Почту за честь признать, что Вы уважаемый Александр Вадимович весьма опытный и искусный профессионал своего дела, но дело ваше правым почитать отказываюсь, поскольку "однорукое лоббирование" и "межвидовую конкуренцию" считаю атавизмами и рудиментами системы, которая на данный момент пребывает в беспросветном кризисе тупикового пути. Выходом из этого тупика в масштабах АПК считаю консолидацию и взаимодействие агропромышленного сообщества. Откровенно говоря, на тему засухи лично я предпочёл бы с профессионалами этого дела пообщаться на уважаемых КВ, а лично вам хотелось бы один многозначный вопрос задать, что конкретно Российский зерновой союз может предложить агропромышленному сообществу в плане консолидации и взаимодействия с целью выхода из беспросветного системного тупика?!

    С уважением, Стратег

    Ответить
    2

    ———————————————————————————
    Абакумов: Никто до сих пор не захотел услышать вопрос-предложение — а почему не экспортировать свое зерно «за дорого», а закупать по импорту более дешевое — на фураж?
    ————————————————————————————————

    Игорь Борисович, Ваше предложение не учитывает транспортной составляющей.
    На первый взгляд вроде бы выгодно- загрузил в баржу продовольственную пшеницу по одной цене,
    выгрузил фуражную тысячи на две дешевле..

    Но… давайте считать, хотя бы на моем не таком большом расстоянии от порта:
    Доставка моей продовольственной пшеницы в порт- 1400 р. тонна.
    Привезти ко мне назад столько же. Итого 2800 р. тонна транспортных затрат.
    А какая у нас разница между фуражом и продовольственной?

    Когда вводили эмбарго в 2010, почему то никто не думал о транспортной составляющей,
    делающей невыгодной некоторые перевозки.
    И в этом заключалась самая большая подлость к зернопроизводителям юга.
    Нас закрыли с юга и запада запретом экспорта, и нам пришлось всю логистику сбыта
    разворачивать на 180 градусов на восток и север, где мы со своим зерном оказались совершенно не конкурентоспособными из за высокой транспортной составляющей и отсутствия наработанного сбыта.

    Запретив нам реализацию на экспорт, никто даже не подумал, а куда мы денем свое зерно?
    Введя эмбарго нам запретили продавать свою продукцию на традиционный экспортный рынок,
    но не предоставили взамен никакого другого рынка, и даже не гарантировали
    минимальную цену по которой мы могли реализовать зерно.

    Говоря о возможных будущих засухах, нужно извлекать уроки из ошибок прошлых.
    На мой взгляд главное что нужно усвоить государству и чиновникам, что если и вводить какие то
    административные ограничения крестьянам на сбыт продукции на внешнем рынке, то государство должно
    гарантировать сбыт и минимальную цену реализации зерна на внутреннем рынке.

    Запрет без этих гарантий это банальный грабеж крестьян, что и было в 2010 году.

    Ответить
    Александ Корбут
    1

    Об том и писал, но не избывшая жажда запретить и ограничить сидит и переходит из одной руководящей головы в другую, см интервью министра . Импорт в ряде случаев возможен и транспортная составляющая бывает позволяет, все считается, также как посчитали вы. Но лозунг стране нужно дешёвое зерно у чиновников сидит плотно.

    Ответить
    Пермяков Антон
    1

    Уважаемый Шпицвег!
    Вы правы значительно больше, чем думаете.
    Первая часть бессмысленности такого занятия- логистика и малая разница в цене 3-4 класса и фуража на мировом рынке ( иногда вообще нулевая) .
    Вторая часть этого "балета" — кормить 3 Кл животных объективно (экономически) часто даже выгоднее, чем 5кл .
    По причине монопольно дорогого (в России) соевого шрота , цена белка у нас намного выше , чем во всем Мире.
    А разница между 5кл и 3кл даже у нас не столь уж высока. Уже лет пять мы (даже на месте) не продаем свой 3 Кл , чтобы купить 5 .

    Ответить
    Александ Корбут
    0

    Почему то думаю мы все правы, все будет определяться соотношением цен внутри и на мировом рынке.

    Ответить
    Пермяков Антон
    5

    Поскольку "государство должно" что либо (и особенно что-то быстро и без коррупции) звучит несколько , скажем мягко…, утопично, то лучше бы ему бы и не лезть в эту посудную лавку.
    Дешевле для всех обойдется .
    Но зуд желания порулить , "позаботиться о простом народе" и отчитаться о героически проделанной работе обычно берет вверх.

    Ответить
    Александ Корбут
    1

    Утопия? Наверное да, но хочется думать о лучшем. А так все будушее зернового рынка в видении государства описано в статье министра. Особого позитива для производителей не вижу!

    Ответить
    0

    – Ты помнишь, как всё начиналось …
    Песня, однако

    Идеальным с точки зрения управления "коллективным разумом" считаю зерновой сезон 2003 – 2004, когда под эгидой Российского зернового союза округлились интересы экспортёров и аграриев, а задача стояла воспрепятствовать преждевременному ограничению экспорта зерна, утереть нос американцам и отчихвостить засланцев, замутивших хлебную лихорадку в информационном пространстве. Я тогда был аналитиком в одной экспортной компании и со стороны аналитической команды подтянул соратников из "ПроЗерно" и "АПК-Информ". Информационную поддержку на федеральном уровне нам оказывали "Крестьянские ведомости", а на региональном "АгроБизнес и пищевая промышленность". Функции координатора и проводника обобщённых интересов аграриев и экспортёров выполнял РЗС, а все участники этой команды действовали один за всех и все за одного и не за страх, а за совесть.

    Перед стартом сезона делегация американцев нанесла типа деловой визит ростовским экспортёрам и вынесла вердикт, что Россия в предстоящем сезоне может экспортировать не более 1 млн. тонн зерна. Какие засланцы через ангажированные СМИ хлебную лихорадку замутили не могу доподлинно знать, но тогда в декабре 2003 года были выборы в ГД РФ и семи пядей не надо сообразить, что некто на этой мутной волне свой политический капитал надувал. Не вдаваясь в детали и подробности событий, лишь отмечу, что славная была битва … По итогам сезона экспортёры вывезли порядка 5,6 млн. тонн зерна и разгрузили просевший ниже ватерлинии от избыточных запасов предыдущих сезонов внутренний рынок. Внутренним потребителям (мукомолам, хлебопёкам, животноводам) всем всего хватило, а аграрии тогда в буквальном смысле воспрянули духом после двух сезонов провального пике внутренних цен зерна.

    Цены зерна в этом идеальном сезоне для тружеников полей оказались справедливыми. На мартовском максимуме в среднем по Европейской части РФ пшеница 3 класса 6414 руб., пшеница 4 класса 6088 руб., пшеница 5 класса 5748 руб., ячмень 4381 руб., кукуруза 5923 руб. Производство зерна в следующие три сезона вышло на достаточный, но не избыточный уровень ~ 78 млн. тонн. Что же до прочих отраслевых союзов и ассоциаций, таковые проявили себя "ни рыбой, ни мясом", безропотно пропустив со стороны МЭРиТ удар ниже пояса, а именно отмену ограничений торговых наценок на продукты питания.

    Эта слабина и сейчас видна по нарастающим “снежным комом” ценовым разбегам между звеньями пищевых цепочек, где задействовано зерно. Возникает щекотливый вопрос на хрена козе баян, а корове барабан в смысле переизбыток в АПК отраслевых союзов и ассоциаций, ежели таковым своя фуфайка ближе к телу, нежели общее одеяло?! Как следствие АПК самый уязвимый из трёх базисов государства. Уязвимость базисной “правой ноги” АПК без зазрения совести и стыда эксплуатируют “левая нога” ТЭК и место, откуда базисные ноги растут ФКС (финансово – кредитная система) и аминь, мягко говоря …

    Мораль:
    – Когда в товарищах согласья нет, и воз хрен с места сдвинешь, и не получится квартет …

    Ответить
    Злобный критик
    2

    Если завтра засуха….., первая кнопка, на которую следует нажать, это озимые. В период надвигающейся засухи, они значительно эффективнее использую запасы зимне-весенней влаги в почве, чем яровые. Если озимые хорошо или даже удовлетворительно перезимовали, то весной им должно быть оказано особое внимание, с привлечением больших ресурсов, чем обычно. Не буду повторять прописных истин, что следует делать, любой грамотный агроном это знает. Что касается засухи 2010 года, то у нас в Центральном Нечерноземье, озимые зерновые от засухи практически не пострадали, как правильно отметил А.Корбут, в июне еще шли дожди (сумма осадков за июнь 2010 года — 67 мм (в первые две декады), средняя многолетняя – 70 мм). Средняя урожайность озимой пшеницы в 2010 году у нас была — 54 ц/га, озимой тритикале – 61 ц/га. Убежден, что современные сорта озимой пшеницы при грамотной работе специалистов, даже в жесткую засуху должны давать среднюю урожайность не ниже 45 ц/га, озимой тритикале не ниже 50-55 ц/га. Для стабилизации валовых сборов зерна, на мой взгляд, следует расширять посевы озимый зерновых, и в первую очередь за счет увеличения посевов тритикале, которая в стрессовых условиях всегда дает более высокие урожаи. Это в определенной мере подстрахует и экспорт пшеницы, так как дополнительные объемы фуражного зерна тритикале, помогут животноводам пережить сложные времена. Хотелось бы услышать, что говорят в РЗС, почему на протяжении последнего десятилетия, при наличии отличных современных сортов с потенциалом урожайности в 110 ц/га, площади посевов озимой тритикале не могут перешагнуть рубеж в 300 тыс. га.

    Ответить
    Пермяков Антон
    0

    Всё так , но кормить тритикале у нас не получилось . Сколько не пробовали (выращивали тоже сами)

    Ответить
    Пермяков Антон
    2

    Я бы добавил, что мы не знаем когда начнется засуха, а когда она уже началась , обычно уже поздно "руками махать". Поэтому надо всегда работать как должно и буть , что будет.

    Ответить
    Злобный критик
    2

    «кормить тритикале у нас не получилось» — бывает. Наши соседи-белорусы сноровистее будут, научились кормить. У них посевы тритикале занимают около 0,5 млн. га из 2,34 га занятых зерновыми и зернобобовыми культурами. В Польше – 1,3 млн. га, в Германии – 0,4 млн. га, Франции – 0,4 млн. га, не самые отсталые в сельском хозяйстве страны.

    Ответить
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля