Сегодня: 2019-10-20    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Комментарий. Грудинин: «Я помню, как возмущалась Матвиенко, что у трети сельских школ нет теплых туалетов».

20190924_100558

Как уже сообщали «Крестьянские ведомости», 24 сентября Комитет Госдумы по аграрным вопросам провел круглый стол «»Законодательные аспекты проектного подхода к реализации   Программы комплексного развития сельских территорий». Продолжаем публикацию выступлений участников.

В предыдущем комментарии «Госпрограмма развития села: Минсельхоз — предполагает, Минфин – торпедирует, территории — ждут денег» директор ЗАО «Совхоз имени Ленина» Павел Грудинин в пух и прах разнес документ: «после выступления замдиректора Департамента развития сельских территорий Минсельхоза Ксении Шевёлкиной можно собираться всем и уходить отсюда. Потому что она фактически сказала, что Минфин торпедировал государственную программу. И даже если он увеличит на 17 миллиардов финансирование каждого года, всё равно это будет меньше половины от того, что заявлено».

Резкость и прямота суждений вызвала горячую реакцию. Председательствующий член аграрного комитета Алексей Ситников откликнулся:

— Спасибо, Павел Николаевич. Хорошо, что ряд ваших оценок совпадает, и вы поддерживаете те действия, которые сегодня предпринимает Министерство сельского хозяйства, и действительно они ратуют и за увеличение объемов финансирования, и за эти подходы, тем не менее абсолютно ваше предложения и в части налогообложения, которое уменьшается у сельхозпредприятий в рамках расходов, направляемых на инфраструктуру, это очень правильно и мы, несомненно, внесем в наши рекомендации.Ps1Iea8NjVJEMODgSPAfA29CpksfGa0L

Под горячую руку бунтаря-директора попали Ставропольский край и Московская область, попутно были задеты высшие руководители государства: «Я вам напомню, что говорил Медведев. Он говорил, что у нас только 40 процентов сельских территорий имеет центральное водоснабжение. Я помню, как Матвиенко возмущалась тем, что у одной трети сельских школ нет тёплых туалетов. Поэтому вот эта программа – это такая смешная программа людей, которые ничего не понимают».

Николай Великдань, первый заместитель председателя правительства Ставропольского края, стал оправдываться:

— Я ремарку вставлю. Павел Николаевич, ну, мы выделяем 500 миллионов рублей на проектно-сметную документацию, это более 100 … по селам, а привлекаем 5-7 миллиардов рублей. Я же говорю о том, что Минсельхоз не миллиард, как вы сказали, на территорию. Ставрополье запрашивает ежегодно от пяти до семи миллиардов…

С. Керселян: программа требует доработки

Председателю Комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Московской областной Думы Сергей Керселян сообщил:

— Мы хотим также внести несколько своих соображений, что можно было бы там изменить, поправить.

Первый вопрос — это льготная ипотека. Московская область не включена в понятие «сельские территории», это единственная область, которая исключена из льготной ипотеки. Да, в регионе прошла административная реформа, теперь у нас нет муниципальных районов, все они преобразовались в городские округа, но, по сути, село осталось селом только в составе городского округа и продукция, производимая в городских округах, осталась сельскохозяйственной. По многим показателям область занимает ведущие места. Первое место по продукции АПК в России. Первое место по производству овощей в ЦФО. Третье место по производству сыров и сырной продукции в России. Четвертое — по производству картофеля в ЦФО.

На территории Московской области 6 тысяч 124 сельских населенных пункта с численностью населения порядка 1 миллион 400 тысяч человек, а инфраструктура некоторых отдаленных поселений даже хуже, чем во многих регионах. На каком основании их исключили из программы льготной ипотеки? Это, на наш взгляд, является несправедливым, ведь поставлена задача комплексного развития всех территорий без исключения. Мы очень хотели бы, чтобы вы вот в этом вопросе внесли изменения в программу.

xjrtinxtO6Slw6CxaBkrbOT2rLYwIj7IВторое. Хочу обратить внимание на правила предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов по жилищным ипотечным кредитам. Непонятно на каком основании и от чего зависит такое условие предоставления субсидий, как остаток ссудной задолженности? По какому принципу определили для одних сельских территорий остаток ссудной задолженности до пяти миллионов рублей, а для других до трех миллионов рублей? Почему одним субъектам даются такие преференции, а другим нет?

Третье. Ведомственная целевая программа «Современный облик сельских территорий» до настоящего момента не принята, денежные средства не выделены, однако, Минсельхоз уже сейчас требует предоставления заявочной документации, основой которой является разработанная и прошедшая государственную экспертизу проектная документация. Такая проектная документация со стадиями согласования занимает минимум до четырех месяцев.

В связи с этим предоставление Минсельхозом заявочной документации для участия в ведомственной целевой программе на 2020 год крайне затруднительно. Кроме того, стоимость разработки вышеуказанной проектной документации от 1,5 до 5 миллионов рублей. Однако не ясно, пройдет ли проект конкурсный отбор, и как компенсирует в случае отказа понесенные затраты. В условиях отсутствия каких-либо гарантий по реализации проектов администрации муниципальных образований не стремятся выделять соответствующие средства из местных бюджетов.

И последнее. Множество вопросов возникает по критериям отбора. Механизм очень сложен и непрозрачен. Рассмотрим некоторые критерии. Доля внебюджетных средств в общей стоимости проекта комплексного развития сельских территорий. Понято, что, чем выше доля, тем выше общий балл. Однако в проекты, согласно программе, входят в том числе школы, ФАПы, учреждения культуры и другие соцобъекты. Это все должно финансироваться за счет бюджета. О каких внебюджетных средствах может вообще идти речь? Не с грантов же собирать эти средства на строительство социальных объектов? Поэтому, на наш взгляд, этот вопрос открытый.

Следующий критерий. Доля жителей сельских территорий, где планируется реализация проекта, которые его поддерживают по итогам общественного обсуждения. Сама программа не определяет механизм проведения общественного обсуждения, регламент не прописан. Таким образом, при проверке исполнения программы могут возникнуть вопросы: каким образом был рассчитан критерий? Есть критерии, по которым сложно найти статистику. Например, соотношение среднемесячных ресурсов сельского и городского домохозяйств субъектов Российской Федерации, где планируется реализация проекта. В официальных источниках актуальная информация отсутствует. Информация должна быть актуальной на дату подачи заявки на конкурсный отбор. Нет разъяснения, откуда брать такую информацию. Конечно, если нет информации в органах статистики, можно заключить договор о предоставлении информации. Но не ясно, за счет какой строки бюджета оплачивать данные услуги.f3VcRWSFadarWyc2V4HWxTPnONuOnXDO

Таким образом, сама программа требует доработки и значительной конкретизации.

Н. Боева: не согласна с Павлом Николаевичем

Наталья Боева, депутат ГД, отметила:

— Программа очень серьезная и требует очень многой доработки, возникает много вопросов. Как программа будет решать вопрос обеспечения населения почтовыми и банковскими услугами? На сегодня мы все везде закрываем. Населенный пункт в 2,5 тысячи, там сегодня обналичить деньги нигде невозможно, потому что нет банкоматов. Мы их не ставим, потому что это очень дорого. Сейчас депутаты поставили этот вопрос, пытаемся решить через торговые точки. Но торговые точки тоже столько выручки не имеют. Сегодня не все населенные пункты имеют уверенную сотовую связь, особенно Интернет. Разве мы сможем молодежь там задержать, если не будет Интернета.

Отбор проектов комплексного развития. Мы сегодня начинаем отбирать эти проекты. Но не получится так, что одни успели, а другие остались ни с чем? Но у нас и сегодня неравномерное развитие сельских территорий. Даже в одном, допустим, Краснодарском крае. Я являюсь депутатом от 10 районов северной зоны Краснодарского края. Вот если взять газификацию, по краю она выше 70 процентов, а вот Кущевский район имеет 90 процентов газификации. А Крыловской район — 50 процентов. Но мы же хотим, чтобы все сегодня населенные пункты, и все сельские жители пользовались этими услугами.

А дороги? Мы сегодня решили практически программу, до каждого населенного пункта провели дороги. Но внутри населенных пунктов люди теряют колеса. Поэтому нам нужно продумать, чтобы в комплексной программе как можно больше было выделено денег и на эти вопросы. Да, я согласна с вами по водопроводу. Водопровод сделан ещё при царе горохе, менять его практически надо везде. Была программа, мы начали немножко в сельских населенных пунктах ее менять. Сейчас эта программа замолкла. А это нужно продолжать.

Но я не согласна с Павлом Николаевичем (Грудининым), что это утопия, и вообще тогда не надо ничего решать. Ну давайте опустим руки, пойдем оденем белые халаты и ляжем на кладбище и будем ожидать. Программа должна много привнести и сделать. Конечно, нужно решать вопросы о выделении денег

Мятежный Грудинин не выдержал: я не говорил о том, что ничего не нужно делать, я говорил о другом. О том, что Беларусь, например, строит агрогородки. И это комплексная программа развития сельских территорий. А мы занимаемся, извините меня, штукатуркой стены, которая разваливается уже давно и развалилась. Поэтому легче, например, построить что-то новое, чем провести в старую систему водопровод, канализацию и все остальное. Потому что канализование, например, это основа основ сейчас уже жизни. Интернет, они как-то ещё выживают. Но что приходится бежать, извините, на улицу в мороз и идти в туалет – это совершенно другая история.

М. Абдрахманов: помочь северянам в строительстве жилья

20190924_100045Председателю Комитета по развитию АПК и делам коренных малочисленных народов Севера Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Марат Абдрахманов поведал:

— Что касается округа, то он характеризуется экстремальными климатическими условиями, низкой плотностью населения, труднодоступными поселениями и населением, ведущим кочевой образ жизни.

И одно из направлений ГП развития сельских территорий — остановиться на социальных выплатах на строительство и приобретение жилья. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ утвержден показатель среднерыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения для автономного округа на 2019 год в размере 59 тысяч рублей, что значительно ниже цен, установленных застройщиками в регионе и особенно на селе.

Вместе с тем, участниками программы являются граждане, включая молодые семьи и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, обладающих невысоким уровнем дохода. В сложившейся ситуации гражданам, участвующим в программе, необходимо изыскивать дополнительные финансовые средства для погашения разницы между социальной выплатой и фактической стоимостью жилья, установленной застройщиками. Эта проблема у нас поднималась неоднократно. И последний раз в мае 2019 года на форуме «Устойчивое развитие сельской территории, потенциал развития сельской территории» в городе Барнауле Алтайского края. И по предложению ЗакСобрания было внесено в решение рекомендовать Правительству РФ наделить исполнительные органы субъектов РФ, территории которых расположены в районах Крайнего Севера, полномочиями по утверждению показателей среднерыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, которые подлежат применению для расчёта размеров социальных выплат для граждан.

Я бы хотел, чтобы в резолюцию нашего «круглого стола» вот это предложение вошло. И, конечно, здесь нужна помощь вашего комитета, тем более эта тема поднималась и на заседании правительственной комиссии. Это тема как раз не только для Ямало-Ненецкого округа, это тема для районов Крайнего Севера.

И второе предложение – это увеличение размера кредита по льготной ставке до 5 миллионов включительно. Оно вытекает из первого, и есть пожелание к комитету, чтобы как раз вот это внести, до 5 миллионов рублей, льготное кредитование, по примеру Дальневосточного федерального округа.

А. Петриков: городу не место в госпрограмме

Руководитель Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова, филиала Федерального научного центра аграрной экономики и социального развития сельских территорий, академик РАН Александр Петриков обстоятельно рассказал:

— Здесь уже много говорили об отставании в социальном развитии села, сошлюсь на исследования нашего института. Мы впервые провели классификацию муниципальных районов страны по доле личных подсобных хозяйств с заброшенными земельными участками и пустующими домами по материалам сельскохозяйственных переписей 2006 и 2016 годов и видим, что удельный вес районов с низкой, до 10 процентов, долей заброшенных домов снижается и, наоборот, с более высокой долей заброшенных домохозяйств растёт.

На карте районы с высокой долей заброшенных хозяйств окрашены в более бордовый цвет. Отчётливо видно, что насыщенность бордового цвета в большинстве регионов возрастает, в том числе, в историческом центре страны, Северо-Западе, Поволжье. Это всё подчёркивает актуальность программы, но возникает два вопроса, на которых я хотел остановиться. Во-первых, насколько заложенные в программу механизмы отвечают её целям, и, во-вторых, достаточно ли одной программы, чтобы решить задачи сельского развития.

Что касается первого вопроса. Прежде всего, непонятно, почему всё-таки в состав бюджетополучателей по проектам комплексного развития программы включены города с численностью населения до 20 тысяч человек. Во-первых, в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства», где определяются правовые основы сельской политики, о городах ничего не говорится. Во-вторых, реализуется специальный национальный проект «Жильё и городская среда», в рамках которого можно было бы выделить квоту на развитие малых городов, уменьшив бюджеты мегаполисов. И, в-третьих, условия жизни в малых городах всё-таки лучше, чем на селе.

Единственный аргумент разработчиков программы в том, что в малых городах получают услуги и сельские жители, но ведь селяне обслуживаются и в областных центрах, и даже в Москве, но это не значит, что их надо включать в сельские программы, эти крупные мегаполисы.

Нужен порядок отбора проектов

Далее. Постановление правительства о принятии программы содержит 10 приложений по правилам распределения средств, и это правильно. Минсельхоз проделал большую работу. Но в этих предложениях нет ключевого, на мой взгляд, о порядке отбора проектов комплексного развития сельских территорий. Это ключевой порядок, сейчас министерство разрабатывает соответствующий приказ, но к нему много замечаний, вот о чём говорил Сергей Айкович (Керселян).

И следующий аспект. Всё-таки непонятно, а это главная тема нашего сегодняшнего круглого стола: как при реализации программы будет использоваться нормативный и проектный подход? А именно, что одна часть объектов образования, здравоохранения и культуры и других строятся на селе в рамках соответствующих отраслевых программ Минпросвещения, Минздрава, Минкультуры и так далее, а другая часть в рамках рассматриваемой программы. И отраслевые программы предусматривают обеспечение населения соответствующими инфраструктурными объектами и услугами по определенным отраслевым нормативам, источниками их финансирования является федеральный и региональный бюджет.

Госпрограмма развития сельских территорий предполагает широкое использование внебюджетных источников, в результате возникают риски того, что для удовлетворения значительной части потребностей сельского населения необходимо будет привлекать внебюджетные средства, в то время, как в городе они будут удовлетворяться за государственный счет. Почему обделяется село?

Мы считаем, это наша принципиальная позиция, что базовые потребности сельского населения в услугах образования, здравоохранения, культуры и так далее должны удовлетворяться по нормативному, а не по проектному принципу.

И следующий аспект. Это сейчас в госпрограмме не предусмотрены меры по развитию сельских населенных пунктов, выполняющих функции центров межселенного обслуживания, включая создание в них социальной и инженерной инфраструктуры для обеспечения социальных стандартов не только проживающему в нем населению, но и жителям прилегающих территорий. А такие межселенные центры выполняют ключевую роль в сельском расселении, на них держится весь каркас сельского расселения и неслучайно специальные меры по их поддержке содержатся в программах развития сельских территорий Белоруссии и Казахстана. В Белоруссии с 2005 года по 2018-й строились так называемые агрогородки, в Казахстане с 2013 года строятся опорные сельские населенные пункты. И у нас надо выделить такой тип сельских населенных мест, вместо тех же районных центров.

Теперь, что касается второго вопроса. Что необходимо сделать и достаточно ли одной программы для развития сельских территорий? По нашему мнению, совершенно недостаточно.

Важно принять, мы считаем, федеральный закон об устойчивом развитии сельских территорий, в котором определить само их понятие, которое сейчас в федеральном законодательстве отсутствует, поэтому есть соблазн отнести к сельской местности и города.

Далее следует установить, что сельская политика является предметом межведомственного взаимодействия, а не полномочием только Министерства сельского хозяйства, как сейчас.

И самое главное, прописать гарантии государственной поддержки села по социальным вопросам, чтобы это не зависело от позиции Минфина, а зависело от четкой законодательной основы.

И второе предложение, конечно. Требуется укрепить бюджеты органов местного самоуправления на селе, потому что по оценке общероссийского конгресса муниципальных образований только 20 процентов сельских муниципалитетов имеют достаточные бюджеты их развития.

И очень важно, о чем здесь уже говорили, поддержка малых и средних сельхозорганизаций и фермерских хозяйств, выполняющих селообразующие функции. Особое значение имеет предоставление льготных инвестиционных кредитов на развитие ими несельскохозяйственной деятельности. Сейчас такая мера, к сожалению, отсутствует.

И вот те меры, о которых говорил Павел Николаевич (Грудинин), о стимулировании сельхозорганизаций и других организаций других отраслей в сельском развитии.  Сейчас в этом нет заинтересованности, и чем крупнее предприятие, тем больше незаинтересованность. Необходим, конечно, не административный диктат над этим предприятием, а некоторые экономические механизмы по стимулированию такого участия.

(Продолжение следует)

 

На снимках: во время круглого стола

Фото автора и портала ГД

Автор: Александр РЫБАКОВ, «Крестьянские ведомости»

 
 
3 комментария к Комментарий. Грудинин: «Я помню, как возмущалась Матвиенко, что у трети сельских школ нет теплых туалетов».
    Стремоухов Г.Д.
    1

    Два момента.
    Организационная структура сельского хозяйства, следовательно и территории ПОРОЧНА в самой сути своей. и ее никакими хотелками отформатировать НЕ ВОЗМОЖНО.. Как Фратков говорил "У нас телега, да еще с квадратными колесами, а мы на нее еще и снопы наваливаем"..
    О хотелках сверху. 2003г. Захожу к большому чиновнику с программой "Развития АПК"
    — Ну и ЧО ты ко мне пришел с этой филькиной грамотой?…………………..
    — Так Медведев же пишет……………. — Я тут причем Иди к Медведеву…… — Так работать же не будет. …… А где тут написано что бы РАБОТАЛО? — Тут написано СОЗДАТЬ. Мы СОЗДАДИМ. А что бы РАБОТАЛО это к господину Медведеву…
    Из страшно "стратегической программы развития Новосибирской области, разработанной академией наук.. "традиционными, стандартными методами проблемы агропрома НЕ РЕШАЮТСЯ"
    — А КАК РЕШАЮТСЯ?
    В основу программ должны быть ЗАЛОЖЕНЫ требования Президента…
    "сверхзадача МЕНЯТЬ структуру экономики" то бишь "телегу с квадратными колесами"
    "действующая модель экономики изжила себя"
    "надо отделить мух от котлет"..
    — А ЧТО конкретно? Я это предлагал Президенту и в его ПЕРВОЕ послание, и альтернативным проектом административной реформы..
    — перевести чиновничество на "сдельную" оплату труда.
    — ввести новый сектор экономики государственно-кооперативный.
    Если это не будет прописано, ОФИЦИАЛЬНО в этих хотелках, можете сразу, на титульном листе, большими буквами написать ФИЛЬКИНА ГРАМОТА…
    А сделать это возможно только, уж не сочтите меня за ума лишенного, только по МОИМ проектам. В основу которых приняты

    — ВСЕ требования Президента тиражируемые не единожды, а так же не единожды САБОТИРУЕМЫЕ бюрократией бюрократией ВСЕХ ветвей власти.
    — опыт Союза при подъеме целины.
    — программа "Вологодского гектара", все остальные "гектары" — дальневосточный, ленинградский, псковский, курганский, подхваченные в попыхах НЕ РАБОТОСПОСОБНЫ…
    А это проекты.
    -https://www.proza.ru/2018/02/21/607 Тянем потянем вытянуть не можем
    — https://www.proza.ru/2017/06/13/175 Дальневосточный гектар
    -https://www.proza.ru/2019/09/25/1455 Сто лет жуем а воз и ныне там
    — https://www.proza.ru/2018/02/28/1859 Мой наказ Президенту Грудинину

    — НУ И ЕЩЕ МНОГО ЧЕГО …
    Господа, "не мудрствуйте лукаво" Добивайтесь Указа Президент, в котором "в режиме ручного управления" ПОД ЛИЧНУЮ ответственность…. ГУБЕРНАТОРОВ, в каждом ФО, на базе одного из регионов, организовать ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, в рамках которого отработать идеи и проекты Г.Д.Стремоухова…
    А по другому? Только по ЧВСу "хотели как лучше.
    Успехов вам если дозреете… Извините.

    Ответить
    Стремоухов Г.Д.
    0

    Это в догонку,для истории.. https://www.proza.ru/2019/09/30/131 Но получим как всегда

    Ответить
    РТК
    3

    Проблема экономики страны в том что Мы более или менее научились """ облагать оброком "" бизнес, собирая деньги в Казну— Госбюджет, но вот распределять собранные налоги — деньги то бишь, почему то распределяются с учетом интересов бизнеса , банков ростовщиков тех лиц которые сидя в теплых креслах ГД и СФ, десятилетиями ведать не ведают, как далеко они оторвались от реалий …..
    Наши народные избраники и сенаторы лидеры на планете Земля за неполный год 325 принятых законов , и еще год не завершился ,
    Наш кабмин лидер по отмене СНиП -ов ….
    Лидерство мы занимаем в тех законах и направлениях которые блюдят бизнес— интересы только
    5 — 10 % населения страны с двумя паспортами в кармане ….которые мечтают о холодных туалетах страны второго паспорта…..
    Мы научились собирать бюджет …
    Мы научились создавать профицит бюджета…
    Когда в ГД , СФ , Кабмин , ЦБ , Кремль придут те кто научится доводить собраные в профицит налоги до завхоза в школе и детсаду ….
    Вывод тут простой когда нет справедливой конкуренции и справедливой избирательной системы на кресла в выше перечисленные ""архитектурные сооружения"" нет и результата ….
    Мы все видим и знаем где Слабое звено в гос модели распределения средств но изменить ничего не можем…..

    Ответить
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля