Сегодня: 2019-11-13    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Комментарий. Сельский агробизнес спасет создание товаропроизводящей сети.

CFO

В Москве состоялась четвертая выездная сессия Петербургского международного экономического форума «Регионы России: новые точки роста». Организаторы – фонд «Росконгресс» совместно с Агентством стратегических инициатив, Консультативным советом по иностранным инвестициям, Российским экспортным центром и аудиторско-консалтинговой компанией «Эрнст энд Янг» (EY).              

В рамках сессии прошло расширенное заседание координационного совета Ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центрального Федерального Округа» по развитию АПК. Председатель президиума координационного совета, ректор МГУТУ имени Кирилла Разумовского Валентина Иванова отметила: «Задача заключается в том, чтобы средства госпрограммы по поддержке сельского хозяйства обратить на малый и средний бизнес. Есть очень интересные подпрограммы, входящие в программу развития сельского хозяйства, – в частности ОРЦ. Они пока ориентированы на крупный бизнес – агрохолдинги. Мы же предлагаем создание объектов шаговой доступности для сельхозпроизводителей. Это поможет сохранить их продукцию».

Валентину Иванову поддержала член аграрного комитета Госдумы Светлана Максимова, которая подчеркнула: помимо грантов и субсидий существенную поддержку малому сельскохозяйственному бизнесу может оказать строительство овощехранилищ и логистических центров.

Исполнительный директор ассоциации Николай Константинов отметил: «Когда мы говорим о поддержке, мы почему-то подразумеваем адресную помощь. Но сегодня к вопросу нужно подходить системно. Не отдельный товаропроизводитель нас спасет, а сеть. Она не только произведет продукцию, но и сможет ее сохранить, переработать и довезти до потребителя». По его словам, сегодня необходимо подумать о региональных законах и выстроить систему общественного питания. Это поможет решить проблему сбыта – одну из главных проблем малых продовольственных производств.

В регионах есть большие группы населения, которые относятся к социально уязвимой категории граждан. Помимо этого, часть населения получает социальное продовольствие и потребляет сельскохозяйственную продукцию через организованную систему питания. Чтобы решить проблему сбыта, эксперт предлагает обратить внимание на эти категории граждан: «Наши расчеты показывают, что в ряде субъектов эти группы населения составляют от 42 до 45 процентов от общего населения региона. Сбыт продукции по этой линии гарантирует ее реализацию и развитие производства». Спикер подчеркнула, что для организации системы питания сперва нужно наладить системы хранения продукции и логистики товаро-производящей сети.

Исполнительный директор выступил с несколько неожиданным предложением: сельскохозяйственным предприятиям готовить рабочие места для… иностранцев и делать ставку не только на экспорт товаров, но импорт рабочей силы. «Когда мы говорим о развитии наших рынков, мы имеем ввиду то, что необходимо выходить на внешние рынки. У нас есть отличные заделы, очень большие площади под теплицами. Нам надо готовить рабочие места для европейских работников. В Россию еще в XIX веке приезжали немцы. Сегодня наша страна обладает колоссальными ресурсами для, того чтобы у нас работали высококвалифицированные европейские сельхозтоваропроизводители», – резюмировал эксперт.

Ближе к земле была заместитель исполнительного директора Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Ольга Башмачникова, поскольку в повседневной практике она постоянно общается с фермерами, часто бывает в хозяйствах, знает их проблемы. Она отметила:

sovietneperlamOlga– В стране имеется значительный и недооцененный резерв роста – малые формы хозяйствования (МФХ), представленные 20 млн ЛПХ, 215 тыс. КФХ, 27 тыс. микропредприятий, 9 тыс. малых сельхозорганизаций. Согласно данным на долю КФХ и ЛПХ приходится производство 50% продовольствия, а вместе с субъектами малого предпринимательства – 62%. В 2015 году малые формы хозяйствования произвели 86% картофеля, 82% овощей, 52% молока, 29% мяса, 70%, фруктов.

Наиболее динамичным сектором являются фермерские хозяйства. В 2015 году, как и в прошлые годы, они показали наивысшие темпы роста производства молока — 6,1 процент. Только у фермеров растет поголовье коров — за период с 2008-2015 годы оно увеличилось в 2 раза или на 584,6 тыс. голов. Овец и коз у фермеров в 2 раза больше, чем в сельхозорганизациях.

В 2015 году при сокращении урожая зерновых на 1 млн тонн, фермеры увеличили производство зерна на 900 тыс. тонн. В целом урожай в фермерских хозяйствах составил 26,4 % от всего сбора зерна (27,5 млн тонн). 50% прироста подсолнечника также пришлось на фермеров — доля КФХ в общем производстве достигла почти одной трети. По картофелю – это четверть прироста (прирост по отрасли 2,1 млн тонн, а у фермеров 500 тысяч тонн). По овощам 50% прироста приходится на КФХ. (Общий прирост – 600 тыс. тонн, из них у фермеров – 300 тысяч тонн или половина прироста.)

Темпы роста производства в фермерском секторе за последние десять лет в 1,6 раза выше, чем по отрасли. Только в 2015 году рост производства у них составил более 8% в сопоставимых ценах (так 27%), тогда как в целом по отрасли – 3%. Это – реальный вклад в наращивание производства, это и есть импортозамещение.

Малое предпринимательство помимо объемов обеспечивает: высокое качество, полезность продукции, произведенной, в том числе, за счет ведения органического земледелия; экологическую безопасность самого производства и местности обитания; гибкость и низкозатратность инвестиций; вовлечение в бизнес местного населения и обеспечение его интеграции с существующими бизнесами. Как результат — сохранение сельской популяции.

Башмачникова перечислила резервы роста:

Во-первых, 2 млн товарных ЛПХ могут перерасти в крестьянские фермерские хозяйства, увеличив объем производимой продукции. Уже сегодня 70% участников программы «Начинающий фермер» – выходцы из ЛПХ. Расчеты показывают, что при должном государственном регулировании совокупная численность КФХ семейного типа может быть доведена до 500 тысяч уже к 2020 году. И надо добиться, чтобы эта задача стала государственной.

Во-вторых, ЛПХ могут оставаться подсобными хозяйствами, обеспечивая собственную доходность и товарность продукции через членство в сельскохозяйственных потребительских кооперативах или интеграцию с опорными фермерами, приобретая при этом дополнительные стимулы для сохранения сельского образа жизни.

В-третьих, при определенных условиях, связанных с развитием сельской инфраструктуры, предоставлением или строительством жилья, а также созданием благоприятного климата для микро и малого предпринимательства, в село для ведения бизнеса и сельского образа жизни могут приехать городские жители. Опросы проводимые учеными показывают: 27% городского населения могут сменить образ жизни с городского на сельский. В ЦФО примеры обратной миграции есть в Тверской, Калужской, Липецкой и других областях.

Почему мы говорим о резервах? Потому что существующие тенденции и миграция из села в город имеют сильно негативный характер. За последние 20 лет с карты России исчезло порядка 20 тысяч сельских населенных пунктов, 36 тысяч находятся в стадии умирания. В период с 2011 по 2014 годы сельские территории 63 субъектов РФ лишились еще более 1 млн жителей.  

Причины данных процессов ясны. Во-первых — отсутствие нормальных условий для проживания – нет дорог, школ, больниц, клубов, — словом крайне неразвита социальная инфраструктура. Во-вторых – трудности, связанные с ведением малого предпринимательства (недоступность господдержки, кредитов, а главное невозможность реализовать произведенную продукцию).

Cчитаем, что сегодня мы в состоянии переломить эти негативные тенденции, заявила замдиректора АККОР. В 2015 году было создано 28 000 новых крестьянских хозяйств. Люди поверили, что импортозамещение, это всерьез и надолго, поверили в реализацию программ поддержки предпринимательства. И действительно, начинающие фермеры, получившие малые гранты на становление, в ближайшем будущем смогут подавать заявки на участие в программе развития семейных животноводческих ферм и увеличить объем производства.  Министерство сельского хозяйства готово сегодня решить этот вопрос.

Но даже в условиях санкций и действующих курсах валют малый производитель не может реализовать продукцию по адекватной цене. Основная часть выручки приходится на долю посредников, переработчиков, торговли. К примеру, закупочная цена молока равна стоимости ретробонусов торговых сетей – (19-20 рублей\19-20 рублей), в которые отдельному малому производителю просто не попасть. Не говоря уже о вознаграждениях ритейла и сроках расчета за продукцию.

Что же нас ждет, когда отменят санкции и стабилизируется курс рубля? Есть серьезная угроза в том, что в страну снова будет поступать дешевый импорт и существующая система торговли и выстроенные с использованием бюджетных средств оптово-распределительные центры будут реализовывать более дешевый импортный товар.  

Поэтому нам нельзя терять времени, предостерегла Башмачникова. Недопустимо с точки зрения государственных задач не создать за отпущенный благоприятный временной период инфраструктуру хранения, переработки и сбыта сельхозпродукции, направленную на продукцию, произведенную малыми формами хозяйствования. Сегодня мы в этом мало преуспели. Важнейшим инструментом сбыта может стать и становится альтернативная кооперативная система движения продукции от поля до прилавка, которая позволит собрать продукцию, выращенную пайщиками, сохранить ее, подработать или переработать, а также реализовывать, в том числе через систему собственных кооперативных магазинов на выгодных для пайщиков условиях.

Строительство оптово-распределительных центров. В программе ОРЦ участвуют крупные девелоперы и ритейлерские сети, которые будут окупать потраченные ресурсы за счет снижения закупочных цен или роста стоимости услуг для малых производителей. Считаем – средства, выделенные на данную программу, должны быть частично перераспределены на развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации, с одной стороны, и на строительство агрологистических центров малой мощности с другой.

Продолжать реализацию программы ОРЦ имеет смысл только в случае, если ее параметры и порядок субсидирования будут пересмотрены: снижены критерии масштабности до 5000 тонн, предусмотрено авансирование затрат на объекты малой мощности, размер субсидирований увеличен до 40% для объектов малой мощности, возможен кооперативный принцип организации ОРЦ, по объектам малой мощности сняты требования по проведению госэкспертизы.

Первоочередная задача – консолидация товарных партий в районах, где непосредственно производится сельхозпродукция. Приоритетом должно стать создание именно низовых, небольших сельских, районных агрологистическх центров, созданных либо самими малыми сельхозтоваропроизводителями, либо на кооперативной основе предпринимателями, живущими на селе и пользующимися доверием граждан.

О программе господдержки сельскохозяйственной потребительской кооперации — объемы ее финансирования должны быть значительно увеличены.  В этом году выделено 900 млн руб. на всю Россию – это мизер. Те же начинающие фермеры, личные подсобные хозяйства должны иметь возможность сбыта своей продукции через кооператив. Это позволит перевести произведенную МФХ продукцию в товарную, а субъектам Федерации собрать налоги в бюджет.

Здесь чрезвычайно важен и показателен опыт Липецкой области. Если по программам развития сельской потребительской кооперации размер государственной поддержки составляет 60% от стоимости проекта, то для агрологистичесих центров малой мощности целесообразно, чтобы доля государственного субсидирования увеличилась с 20 до 40% с одновременным авансированием затрат.

Проблемы сбыта возникают также и на этапе реализации продукции на переработку, когда перерабатывающие предприятия не расплачиваются за поставленную сельхозтоваропроизводителями продукцию. Скажем, в Белоруссии выполнение государственного заказа на закупку продукции осуществляется только в случае своевременного до 1 июня авансирования 60% суммы контракта на поставку продукции селянам. У нас же они вообще не платят.

Поэтому важно продумать такую цепочку, в рамках которой кооперативы смогли бы иметь собственные перерабатывающие мощности и собственную систему торговли. Важным звеном в создании логистической цепи движения продукции от поля до прилавка МФХ является возможность кредитования субъектов малого предпринимательства, которые, реализуя проекты, должны иметь доступ, как к инвестиционным, так и долгосрочным кредитам. Однако это отдельный самостоятельный вопрос. 

Сегодня пришло время, когда в России нужно разработать и реализовать Долгосрочный Национальный приоритетный проект по развитию сельских территорий. Нацпроект 2006 года дал свои результаты. В этот период было создано порядка 6000 кооперативов, личные подсобные хозяйства прекратили сбрасывать поголовье. Однако 3-летнего периода было недостаточно для закрепления полученных результатов. Новый национальный проект должен быть направлен на создание нормальных социальных условий для проживания в сельской местности и условий для ведения предпринимательской активности, что позволит в короткие сроки нарастить число рабочих мест и обеспечить работой и средствами к существованию основную массу селян по месту их проживания.

Осуществление этой задачи станет реальным вкладом не только в решение проблемы стабильного обеспечения страны продовольствием, но и в спасение и возрождение российской деревни.

Наша справка: Ассоциация межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный федеральный округ» была создана 18 января 2013 года. Ее учредителями являются главы регионов, находящихся в пределах ЦФО. В состав ассоциации входят десять профильных координационных советов: по развитию проектно-строительной отрасли, агропромышленного комплекса, туризма, отрасли обращения с отходами, по бюджету, налогам и инвестициям, охране здоровья, энергетике, по вопросам актуализации стратегии социально-экономического развития. 17 февраля 2016 года председателем общего собрания членов ассоциации был избран губернатор Орловской области Вадим Потомский.

На снимках: во время заседания; выступает О. Башмачникова

Фото информационного агентства «ФедералПресс»

Автор: Александр РЫБАКОВ, «Крестьянские ведомости»

 
 
Один комментарий к Комментарий. Сельский агробизнес спасет создание товаропроизводящей сети.
    Aleksandr@mail.ru
    0

    Без Иосифа Джугашвили всё это только фантазии. Его величество Чиновник, наделённый Путиным всей полнотой власти, не нацелен на решение государственных задач, тем более если эти задачи касаются благосостояния народа в целом.

    Ответить
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля