Сегодня: 2019-12-15    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Комментарий. Сельхозкооперация – серьезный резерв молочной отрасли.

Как уже сообщали «Крестьянские ведомости», в Красногорске прошел Международный агропромышленный молочный форум, на котором были обсуждены вопросы, связанные с инновационным развитием племенного животноводства, новыми векторами государственной поддержки молочной отрасли. На форуме аргументированно выступила заместитель директора Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, председатель Аграрной партии РФ Ольга БАШМАЧНИКОВА. Публикуем её доклад «Сельскохозяйственная потребительская кооперация – серьезный резерв молочной отрасли».

Молочная отрасль является наиболее уязвимой с точки зрения достижения критериев продовольственной безопасности — дефицит молока составляет сегодня как минимум 8 млн тонн. Поэтому первостепенная задача государства и наша с Вами – задействовать все имеющиеся резервы для значительного увеличения поголовья коров и, соответственно, производства молока.

Рассмотрим современную структуру молочной отрасли. Согласно данным статистики на начало 2016 года молочное поголовье КРС сформировалось на 26% — крупными и средними сельхозорганизациями, на 15% — малыми сельхозорагнизациями (в т.ч. 25%- микропредприятия), на 13% — крестьянскими-фермерскими хозяйствами. На 46% —  подсобными хозяйствами граждан.

Объемы производимого молока по секторам выглядят в долях несколько иначе. 35% приходится на крупные и средние СХО, 13 – на малые СХО (в т.ч. 14% микропредприятия), 6,6% — на КФХ, 46% — на ЛПХ. Разница в процентном соотношении поголовья и объемов производства по секторам безусловно существует, в том числе за счет разницы в надоях. Однако, мы должны принять во внимание и различие в принципах статистической отчетности КФХ, связанную с вынужденными заимствованиями на нелегальном рынке капиталов и невысокой доле КФХ, получающих поддержку на молоко. Многие КФХ просто не отчитываются. К сожалению, это признанный факт.

Если же мы посмотрим на ситуацию в динамике, то увидим, что именно сектор семейных молочных ферм показывает высочайшие темпы роста — постоянный прирост поголовья и молока, чего не скажешь об СХО, особенно средних и крупных. За период с 2005-2015 гг. поголовье коров в КФХ увеличилось в 2,7 раза, а производство молока – в 2 раза. Та же тенденция сохранилась и за 9 месяцев 2016 года.

Показатели объемов молока в СХО, тем не менее, не подтверждают их рентабельность. Анализ, проведенный учеными, показывает, что в СХО – самая большая затратность. Прежде всего из-за высокой стоимости скотоместа, высокого процента выбраковки коров, более низком выходе телят, значительных затрат на ветеринарные препараты, корма, наемный труд. В итоге – инвестиции окупаются не за 8 лет, а только за 15 с господдержкой.

У фермеров производственные итоги скромнее. Хотя тенденции по повышению надоев, замены скота на племенной или более продуктивный, использование роботов прослеживаются и в секторе КФХ. Развитие информированности и профильного консультирования могло бы ускорить модернизацию семейных ферм. Системную информацию на местах, к сожалению, получить практически невозможно: где купить скот, какая порода лучше, кто может провести искусственное осеменение, как сбалансировать корма?.. Однако факт остается фактом. Очевидный тренд на увеличение поголовья в секторе КФХ говорит о доходности и удобности молочного семейного бизнеса.

Безусловно, отрасль должна развиваться за счет разных по размерам хозяйств. Считаем, семейные молочные фермы являются серьезным резервом ее роста. К сожалению, они не стали массовым явлением на селе. В рамках программ грантовой поддержки было создано не многим более 2200 семейных молочных ферм, и более 50% начинающих фермеров, выбравших животноводство, решили заняться молоком.

Сегодня размеры грантовой поддержки на создание семейных молочных ферм явно недостаточны. А ведь после становления данные хозяйства не требуют других государственных вливаний, так как экономичны и окупаемы.

Увеличение количества таких малых форматов создаст предпосылки для системного повышения доходности всего сектора, в том числе за счет мультипликативного экономического эффекта от развития кооперации. Именно сельскохозяйственная потребительская кооперация направлена на повышение доходов благодаря экономии на издержках и получении более выгодной цены на продукцию, получаемой либо на заводе от более крупного кооперативного поставщика, либо на собственной кооперативной переработке.

Недавно молодой немецкий фермер Тимо Альбрус (владелец молочной фермы в 70 голов) на фермерском семинаре во Владимире, проводя анализ своего бизнеса, отметил, что не собирается укрупняться, его семья уверена — через кооперативное товарищество их малая ферма будет полностью защищена от коллизий рынка, концентрации и нестабильности. Семейная ферма роботизирована, имеется собственная малая переработка, автомобили для развоза продукции по прямым продажам, сайт, интернет магазин, страница в социальных сетях. 70% продукции реализуется через кооператив-товарищество.

В этой модели гармоничное сочетание небольшого бизнеса на земле с образом жизни и ненапряженного стиля управления, экономически не требует увеличения объемов производства. И таких субъектов предпринимательства найти легче, чем менеджера мегакомплекса. Конкурс на участие в программах грантовой поддержки подтверждает мои слова. К сожалению, из имеющихся финансовых возможностей грантовая поддержка удовлетворена максимум на 20%.

В целях привлечения внимания к фермерскому молоку АККОР проводит конкурс «Лучшая семейная молочная ферма 2016» в номинациях до 25, до 50, до 100, до 200 коров. Серьезные компании, работающие с семейными молочными фермами, выступили спонсорами конкурса.  Генеральным спонсором конкурса стало АО «Россельхозбанк». Поддержку номинантам оказали АО «Росагролизинг», Группа компаний «Капитал-Прок» ООО «Колакс», ООО «Уралспецмаш», ООО «АСК «БелАгро-Сервис».

Рассмотрим ситуацию в молочной отрасли за рубежом. Средний размер молочной фермы в США — 131   корова, в Германии – 57 коров, в Финляндии – 29. Доля крупных молочных ферм 100 и более голов – в Дании — 6%, в Голландии — 6, в Великобритании — 4, в Бельгии – 2, в Германии – 10%.

Главное отличие зарубежной ситуации от российской состоит в том, что там малая ферма защищена кооперативом, который является гарантом стабильности, эффективности и конкурентоспособности семейных ферм. Объединенные в кооперативы хозяйства позволяют получить хорошую цену — порядка 60% от цены молока на прилавке и имеют собственную серьезную переработку.

За рубежом кооперативы создавались с маленьких фермерских объединений и выросли в многоступенчатые структуры до крупнейших мировых компаний. Финляндия – кооператив «Валио». В 1905 году в кооператив входило 17 хозяйств, сегодня — 9 200. Одна из причин такого роста в том, что все госсубсидии сельхозпроизводителям идут через кооперативы, а не через государственные структуры.

Кооператив «Кампина» в Нидерландах объединяет 17 тысяч фермеров – членов кооператива, поставляющих ежегодно 8,3 миллиардов кг молока год на международный рынок.

Доля молочных кооперативов в производстве молока составляет в Германии — 65%, в Нидерландах – 88%, в Финляндии -90%, в Дании – 96%, в Швеции, Норвегии, Японии – 100%.

В Индии, благодаря многоуровневой системе кооперации, выстроенной государством за 20 лет, производство молока увеличилось в 3 раза — с 30 млн до 87. По сути, речь идет о кооперированных подворьях в 2-3 коровы. В управлении кооперативов – представители правительственных организаций. Под эгидой Минсельхоза существует национальная кооперативная корпорация, через которую идет финансовая помощь кооперативам, а через них – фермерским хозяйствам.

Вернемся в Россию. Малое количество, большая рассредоточенность хозяйств, низкая плотность семейных ферм не позволяют воспользоваться зонтом кооперации. Анализ данных социометрических опросов ученых Башкирии показывает – в среднем в группе из 5 фермеров доверяют друг другу так, чтобы действовать совместно, только 2. Для того, чтобы создать кооператив из 5 КФХ, нужно наличие в экономически оправданном ареале – 15-20 хозяйств молочной направленности.

Для того, чтобы семейных молочных ферм было много – нужно создать условия входа в отрасль, а потом помочь им войти в кооперативный пул. Именно в этой связи важны стимулы перехода ЛПХ в КФХ.  3 800 000 поголовья коров в личных подсобных хозяйствах– это неиспользуемый резерв в молочном животноводстве. Пусть цифры будут скорректированы при подведении итогов ВСХП 2016. Но пока на селе еще есть коровы….

При увеличении средств грантовой поддержки на малые формы хозяйствования, часть подворий сможет через программы социального лифта создать малую семейную ферму. Однако значительная часть молочных подворий устроит имеющийся статус ЛПХ и сохранение местожительства в деревне —  если их молоко полностью или частично будет реализовываться через потребительский кооператив, который сможет помочь кормами, заменить скот, доставить ветеринарные препараты, и, главное, собрать молоко, переработать и получить хорошую цену.

В различных регионах реализуются разные программы поддержки молочных ЛПХ – В Татарстане представляется серьезная субсидия подсобным хозяйствам, имеющим 3 коровы, и планирующим увеличить поголовье до 8 в течение 2 лет.  В Липецкой области, если у подворья нет коровы, ставят задачу «окоровить» с последующей передачей приплода – другому дому. Все молоко собирается кооперативом. Акция называется «Россия санкций не боится».

На начальном этапе сбором молока может заниматься не кооператив, а фермер, сам являющийся молочником. Такой вариант интеграции мотивирует и население, и фермера, которому в итоге данное сотрудничество выгодно. Подобные практики существуют в ряде регионов. При этом закупочная цена для хозяйства населения «удобная». Интегратор подобного типа не стремится опустить производителей молока в цене, он не посредник, а производитель, живущий на территории и зависящий от мнения о себе. Такая интеграция может перерасти в кооператив.

В Саратовской области подобный пример эффективного кооперирования сельского населения прижился благодаря опорному фермеру Денисову. О результатах и эффективности кооперативного взаимодействия говорит увеличение коров у подворий сельского поселения с 50 до 250 – значит, выгодно всем участникам.

Систематическая работа с ЛПХ, связанная со стимулированием увеличения молочного поголовья и кооперирования, позволяет решить сразу несколько задач: сохранить сельские территории, заполнить их людьми, остановить миграцию на селе; перевести нетоварное молоко ЛПХ в товарное через сельскохозяйственные потребительские кооперативы; повысить долю товарного молока на рынке экологически чистой, без пальмового масла и антибиотиков, продукции; собрать налоги НДФЛ в местные бюджеты.

С чего начинается кооперация? Во-первых, с выстраивания взаимодействия, с внутрихозяйственных связей, локализованных в экономически обоснованном радиусе. Эти связи должны быть эффективными, взаимовыгодными, удовлетворяющими интересы друг друга.

Интересен опыт участника кооперативного съезда сельскохозяйственного потребительского кооператива «Вознесеновский» Ставропольского края.

В 2015 году получили грант на переработку молока и убойный пункт. Кооператив планирует в населенном пункте организовать работу с 800 дворами, которые держат по 3-5 коров. Но уже до гранта кооперативные хозяйственные связи работают. В СПОК -18 членов: 6 КФХ и 12 ЛПХ. Молочные КФХ сдают бычков и телочек на доращивание до 4-5 месяцев в мясные хозяйства. Потом телок молочники забирают обратно. ЛПХ отдают своих телят на подсос на выпаивание молоком в молочные КФХ. В состав кооператива входит племенной репродуктор, где осеменяют коров и улучшают скот подсобных хозяйств, забирая старых коров в мясные хозяйства. Пока осуществляется реализация молока на завод, но с освоением гранта будет собственная переработка.

Липецк. СПК «Винтаж» Елецкого района собирает молоко у ЛПХ по 20-30 литров в день за 25-30 рублей. Налажена пастеризация и фасовка. Молоко, кефир, масло, творог, сыр, сметана реализуются в Ельце и госсоцучреждения по малым договорам на бестендерной основе.

Что делать, чтобы развивались различные форматы молочной кооперации?  Совсем недавно прошел Четвертый съезд сельскохозяйственных потребительских кооперативов.  Делегатами было высказано большое количество предложений, которые войдут в резолюцию. Считаем наиболее важными следующие:

— поддержка опорных фермеров, берущих на себя задачу по созданию кооператива и осуществляющими забор молока у подворий;

—  поддержка стартовой деятельности кооператива;

— обеспечение информационно-консультационного обслуживания кооперативов;

— распространение позитивного опыта регионов или федерации по программам социального лифта для молочных ЛПХ и действующим молочным кооперативам;

 — предоставление государственных субсидий через кооператив;

— снижение доли собственных средств при грантовой поддержке на молочный кооператив с большим количеством собираемого молока;

—  исключение субсидий и грантов из налогообложения.

У нас есть все для того, чтобы в стране было здоровое экологически чистое молоко. Правительству нужно всемерно поддержать развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации.

На снимках: О. Башмачникова

Фото АККОР

Автор: Ольга БАШМАЧНИКОВА, заместитель директора АККОР, председатель Аграрной партии России

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля