Сегодня: 2019-09-19    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Ваш самоцвет. Хотите быть ясновидцем – носите яшму.

Удивительный факт – многие относятся к яшме столь скептически, что приравнивают ее едва ли не к строительному материалу. Я объясняю это тем, что один «золотой век» яшмы прошел, а другой еще не наступил.

Следы былого величия этого камня вы найдете в самых знаменитых музеях: вазы, чаши, столешницы, камины, колонны, шкатулки, мелкие поделки, ювелирные изделия. Остановитесь около яшмовой столешницы или вазы, всмотритесь попристальнее в дивное кружево узоров, фантастическое переплетение красок, тонов и оттенков. И вы поймете, почему так строги силуэты яшмовых изделий, почему мастера поскупились на декоративные детали. Камень подчинял себе мастера, диктовал форму, выявлявшую самое главное – ни с чем не сравнимую красоту материала.

Люди несведущие считают, что у яшмы два цвета – красный и темно-зеленый. Однако нет в природе другого минерала, который бы в совершенстве владел всем спектром солнечного света. Академик Ферсман так писал о яшме в своей знаменитой книге «Рассказы о самоцветах»: «Я не знаю другого минерального вида, который был бы более разнообразен по своей окраске, чем яшма; все тона, за исключением чисто синего, нам известны в яшме и переплетаются они иногда в сказочную картину. Самыми обычными цветами являются красный и зеленый, к ним присоединяются оранжевый, желтый, бурый, черный, серо-фиолетовый, голубовато-зеленый и другие».

Но даже такое образное описание яшмовых богатств бледнеет перед маленьким кусочком «живой» яшмы, раскрашенным природой с чувством и вкусом гениального художника – смелыми и неожиданными красками.

Дружба человека с яшмой исчисляется многими столетиями. О широкой популярности этого камня свидетельствует хотя бы тот факт, что на древних языках многих народов название минерала звучит почти одинаково – яспис, яшм, иаспин, яшаб. И употреблялся он для одних целей – из него вырезали печати, геммы, амулеты. Конечно же яшму наделяли магическими свойствами. Считалось, что талисман из яшмы холодного цвета дает силу предвидения и способность обнаруживать невидимое для глаз. Яшмой лечили от лихорадки и эпилепсии, желудочных болезней. На Руси пестрые яшмы весьма почитались, так как существовало поверье, что постоянное ношение этого камня врачует силу и память человека.

Но практика применения этого красивого цветного камня корнями уходит в далекое-далекое прошлое. В свое время произвели сенсацию в научном мире находки археологов на берегах уральских озер. Там, на местах стоянок древнего человека, нашли множество орудий труда из яшмы. Безусловно, внимание наших далеких предков привлекла поразительная прочность яшмы. Например, среди найденных предметов были яшмовые ножи правильной формы, сохранившие остроту бритвы за долгие двенадцать тысяч лет своего существования. Нельзя не отдать должное и художественному вкусу древних мастеров – ножи изготовлены из великолепной яшмы темно-красного цвета с травянисто-зелеными полосками. Причем у некоторых ножей одна сторона была красной, а другая зеленой…

Запасы яшмы огромны, месторождения разбросаны по всем континентам, только в нашей стране их около пятисот. А видовое разнообразие так велико, что ученые долго думали, как же правильно классифицировать это богатство.

Пытались брать за основу цвет, степень блеска, рисунок, твердость, способность просвечивать. Но как трудно ограничить рамками истинную красоту! Пришли все же к компромиссу: теперь при описании яшмы руководствуются тремя основными понятиями. Характер окраски: одноцветная, полосчатая, крапчатая, глазчатая и т.д. Характер образования: большие массивы, шары или линзы, «почки». Внешнее сходство с привычными нам вещами – фарфоровая, сургучная, кофейная, кирпичная. Многие яшмы кроме того имеют имена собственные, по месту находки – ревневская, калиновская, сарбайская.

Самая большая достопримечательность яшмового пояса Урала, протянувшегося с севера на юг на многие километры, — орская яшма. У нее неповторимый выразительный рисунок, неожиданные красочные эффекты, она обладает удивительной способностью будить воображение.

Знаток яшмы Матюшин так описал орскую яшму: «У меня почему-то всегда рядом с ними возникает образ кленового сада глубокой осенью, когда клен желтеет и вся роща светится золотом в самую пасмурную погоду».

Особая разновидность орской яшмы – пейзажная. На ее основе родилась в России техника инкрустации на камне. Мастер выбирал кусок яшмы с пейзажем, созданным самой природой, чуть-чуть подправлял его с помощью вставок из других полудрагоценных и поделочных камней – агата, оникса, змеевика. И готова картина – закат над морем, одинокая сосна на утесе, лесная поляна…

Голубая в синих прожилках калканская яшма вписала замечательные строки в биографию этого минерала. Крупные цельные глыбы, залегающие почти на поверхности, относительная легкость обработки, неброская красота обусловили ей широкое применение в камнерезном деле. О калканской яшме сказано так: «Ни с чем она не спорила, ничему не противоречила, но неприметно подчиняла себе…». Эту яшму называли добрым гением русских камнерезов – именно на ней отрабатывались приемы обработки, форма, технологии. Именно она помогла родиться шедеврам камнерезного искусства, воплотившим гениальные замыслы Воронихина, Росси, Гальберга, Камерона и многих других выдающихся русских зодчих.

«Золотой век» яшмы – 18 и 19 столетия – оставил нам не только монументальные произведения – колонны, вазы, чаши, столешницы, Яшмовый кабинет в Екатерининском дворце под Петербургом. Но и небольшие вещи – подсвечники, портсигары, ларцы, письменные приборы, ювелирные изделия (броши, браслеты, подвески). Что лишний раз подчеркивает неисчерпаемые возможности камня.

Сейчас интерес к яшме возрождается, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Ювелиры и камнерезы ищут новые формы, создают изделия, которые могут гармонично войти в наш сегодняшний быт, украсить не только общественные здания, но и наш дом, нашу жизнь.

По преданиям, яшма – камень тех, кто родился в марте. Им повезло: в пестром кружеве яшмовых узоров словно напоминание о свежих красках пробуждающейся природы, царстве света и тепла. Радуя нас, яшма словно говорит – жизнь прекрасна!

Автор: Татьяна ХУДЯКОВА

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля