Дизайнерская одежда и мультибрендовые форматы переживают ренессанс в России — эксперты

Четверг, 02 февраля 2023, 14:32

Российский рынок одежды, в отличие от ряда других попавших под санкции отраслей, сумел избежать дефицита и просадки. Уходом международных ретейлеров смогли воспользоваться отечественные бренды: ренессанс переживают большие магазины мультибрендовых форматов с российскими марками, а за премиальный сегмент борется авторский дизайн.
Но в условиях неопределенности спрос падает, а финансовых ресурсов для дальнейшего роста не хватает, рассказали опрошенные ТАСС эксперты.
По данным Fashion Consulting Group, с марта 2022 года более 80 международных ретейлеров одежды решили закрыть или остановить бизнес в России. Часть компаний ушли полностью, например H&M, LVMH и др. Около 27 брендов (LPP, Inditex) передали или продали бизнес в управление локальным или партнерам из третьих стран на условиях ребрендинга и смены вывески.

Неопустевшие полки

"Свято место пусто не бывает", подчеркивал в апреле 2022 года президент РФ Владимир Путин, говоря о том, что отечественные дизайнеры одежды займут освободившиеся ниши. Многие локальные игроки делали это проактивно. "Прежде всего — это крупные российские сети и дистрибуторы, такие лидеры, как Gloria Jeans, Melon Fashion Group, "Спортмастер", Jamilco", — говорит гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. Также производственные компании из Белоруссии, Киргизии, Казахстана и Узбекистана начали активней развивать в РФ свои розничные бренды.
Как добавляет Анна Лебсак-Клейманс, 2022 год стал годом ренессанса российских мультибрендовых форматов большого размера (до 4-5 тыс. кв. м), которые представляют на площади с едиными торговыми стандартами брендовые корнеры локальных марок. Среди таких игроков "Телеграф" (Москва), Slava и Slava kids (Санкт-Петербург), Concept.m store (Москва), HiLight (Екатеринбург), Oda brands (Казань), проект "Теплица" (Омск). Они становятся флагманами в ТЦ, которые заменяют крупных международных "генераторов трафика", которыми были H&M, Inditex, Uniqlo.
Одновременно на фоне ухода международных конкурентов появилась новая волна ретейлеров. "Это — небольшие авторские бренды, на развитие которых повлияли ограничения в доступе к социальным сетям. Это отчасти явилось дополнительным стимулом переноса активности в офлайн", — поясняет Анна Лебсак-Клейманс.

Премиальный сегмент

В количественном выражении премиальный сегмент потерял больше других — две трети люксовых компаний покинули российский рынок. Даже самые известные премиальные универмаги — ЦУМ в Москве, ДЛТ в Санкт-Петербурге, Lukse в Новосибирске, Avenue VIP в Казани, и такие концепт-сторы, как КМ20, Leform, теперь активно продают бренды локальных дизайнеров. "Если раньше российские бренды составляли не более 15-20% от всего предложения, то теперь их доля может достигать 50% в залах премиальных ретейлеров", — говорит Анна Лебсак-Клейманс.

Перестройка рынка

Уход иностранных игроков также помог отечественным производителям компенсировать общее сокращение рынка. По данным "Сбериндекс", в октябре — декабре 2022 г. расходы россиян на одежду, обувь и аксессуары снизились на 11,6%, 2,8% и 20,9% соответственно. "Но в итоге сложилась ситуация, когда, с одной стороны, рынок в целом падает, а отдельные продавцы на этом рынке сильно растут", — отмечает партнер аналитической компании Data Insight Федор Вирин.
Однако неизбежным стало смещение массового спроса в сторону бюджетного предложения. По данным Fashion Consulting Group, в 2014 году на премиальный сегмент приходилось 10% рынка, на средний сегмент — 41% и на бюджетный сегмент — 49%, а в 2022 году: 8%, 20% и 72% соответственно.

Рост производства и доходов

Сложившиеся обстоятельства позволили российской легкой промышленности преодолеть весенний шок. Так, по данным Росстата, в январе — ноябре 2022 года в денежном выражении выпуск одежды вырос на 42,8% год к году. При этом только в ноябре оборот по сегменту составил 39 млрд рублей. За весь 2022 год номинальный рост производства одежды составил только 2,1%, но причина — в снижении производства на 2,8% в первом полугодии, которое позже было компенсировано. При этом в ноябре и декабре 2022 года месячный рост достигал уже 8,7% и 10,4% в годовом выражении соответственно. Кроме того, в январе — октябре 2022 года общая прибыль организаций в производстве одежды выросла на 73,6% год к году, до 27,7 млрд рублей.

Перетекание в онлайн

Своим уходом западные бренды также подстегнули и развитие интернет торговли. По оценке Fashion Consulting Group, доля маркетплейсов уже составляет 72% онлайн fashion рынка. Шансом воспользовались и представители МСП. По данным "ЮKassa", платежи в небольших онлайн-магазинах одежды за 2022 год выросли в 18 раз, покупок стало в 12 раз больше, а средний чек вырос на 55%, до 6 716 рублей.

Проблемы роста

В то же время, как отмечает Анна Лебсак-Клейманс, с уходом с российского рынка лидеров мирового ретейла может упасть планка качества товаров и сервиса. Кроме того, добавляет эксперт, стало затруднено получение сырья и выполнение заказов из Юго-Восточной Азии, шедших через ЕС.
У многих российских компаний также не хватает ресурсов для масштабирования бизнеса, будь то финансовых или производственных. "Фактически отсутствует производственная база для пошива в условиях резко выросшего спроса у оставшихся производителей. Китай пока еще стоит, а российские фабрики перегружены, Узбекистан не перестраивается быстро под новые запросы, Белоруссия перегружена… Шить пока негде", — считает Федор Вирин. Но основная проблема для ретейла, как считают эксперты, — падение покупательской активности.

Автор: ТАСС

 
Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля