Россия стала одним из мировых лидеров по количеству франшиз, заключенных на душу населения. Такие данные в рамках Недели российского ретейла привел директор дивизиона "Малый и микробизнес" "Сбера" Алексей Шашкин, ссылаясь на итоги анализа, проведенного совместно с консалтинговой компанией Strategy Partners.
"Россия — один из лидеров по количеству франшиз на душу населения: мы опережаем США, Германию и Китай, но это не значит, что рынок перенасыщен", — сказал Шашкин. По его словам, в данном сегменте бизнеса имеется огромный потенциал, прежде всего, в регионах и особенно для франшиз с инвестициями в размере 3-6 млн рублей. "Успешные сети показывают, что грамотная поддержка франчайзи и цифровизация могут дать двузначный рост", — заметил Шашкин.
Он также сообщил, что по данным экспертов франчайзинг в сфере ретейла остается одним из самых динамичных сегментов экономики, несмотря на трансформацию потребительского рынка. "Согласно анализу, в 2024 году оборот рынка вырос на 17% и достиг 3,72 трлн рублей, а количество франшиз выросло на 12%", — сказал Шашкин.
Эксперты отмечают, что быстрее всего на российском рынке франшиз за последние четыре года росли общепит и сфера услуг — их доля выросла с 22% и 48% в 2020 году до 29% и 52% соответственно в прошлом году. При этом именно в 2024 году больше всего контрактов пришлось на сервисы и агентства недвижимости. "В сфере торговли число заявок больше всего выросло на магазины автотоваров (+189%), маркетплейсы (+124,1%) и интернет-магазины (+41,2%)", — продолжил Шашкин.
Интересен, по его словам, тот момент, что больше всего франшиз приходится на сегменты с объемом инвестиций в 1-3 млн рублей и 3-6 млн рублей. Причем наиболее быстрый рост зафиксирован с сегменте с инвестициями от 3 до 6 млн: с 14% в 2021 году до 27% — в прошлом.
Между тем, как подчеркнул Шашкин, ключевой проблемой франчайзи в 2024 году остался рост издержек. "44% франчайзеров повысили паушальные взносы, а 98% предпринимателей столкнулись с дефицитом персонала, ростом цен и сложностями с арендой", — констатировал он. Тем не менее, франчайзинг все равно остается важным инструментом для развития бизнеса в регионах: их доля увеличилась с 71% до 74% за четыре года. На Москву приходится 19% франшиз, на Санкт-Петербург — 7%.
Будущее — за технологиями
Что же касается будущего на рынке франчайзинга, то оно, как заметил Шашкин, остается за технологиями. "Искусственный интеллект, CRM-системы и автоматизация продаж становятся критически важными для выживания бизнеса, кроме того, российские франшизы активно выходят на международные рынки — Сербию, ОАЭ и Армению", — пояснил он. Однако директор дивизиона все же призвал не считать франшизу историей про быстрые деньги. "Это про долгую работу, дисциплину и четкое следование бизнес-модели: если франчайзер не готов делиться знаниями, а франчайзи не хочет учиться — ничего не выйдет, но если оба действуют как партнеры, результат превзойдет ожидания", — заключил Шашкин.
В свою очередь, партнер Strategy Partners Владимир Шафоростов заметил, что около четверти всех франчайзинговых предприятий приходится на розничную торговлю. "В 2024 году этот сектор активно развивался благодаря росту продуктового ретейла, основные тенденции включают расширение присутствия в регионах, увеличение числа локальных франшиз, высокий интерес инвесторов к проектам с низким стартовым капиталом, внедрение цифровых технологий и усиление позиций электронной коммерции", — пояснил он. Кроме того, заметил Шафоростов, франшизы в розничной торговле традиционно демонстрируют высокую устойчивость — уровень закрытия здесь значительно ниже среднеотраслевого показателя.