Очередное заседание Госсовета РФ рассмотрит такую актуальную для российской деревни проблему, как оборот земель сельскохозяйственного назначения. Оно, как сообщили в администрации президента, состоится в конце марта — начале апреля.
На сегодняшний день ситуация такова: в Госдуме гуляет уже около десятка проектов федерального закона об обороте сельхозземель, внесенных в нее как фракциями, так и отдельными депутатами. Однако правительственного варианта законопроекта, которому заранее прочат ?зеленый свет?, в парламенте до сих пор пока нет. По неофициальным данным АгроФакта, его намечается рассмотреть на заседании кабинета министров 14 марта. Хотя, согласно поручению президента, этот проект закона, которому суждено определить вектор развития аграрной России, должен быть был внесен в Госдуму к началу этого года.
А пока суд да дело, процесс, как говаривал в свое довольно-таки короткое время правления первый и последний президент бывшего СССР тов. М.С. Горбачев, пошел. Причем довольно прытко и, как испокон веков принято у нас, в России, путями неисповедимыми. Но тут объявилась инициатива снизу, что у нас всегда — при коммунистах, и при демократах — было и остается в почете. Причем «явилась не запылилась» она как программа «нового этапа» земельной реформы из Воронежской области, еще недавно, казалось, надолго прописанной в «красном поясе».
«Пилотный проект» этой программы, который вполне может стать по воле наших парламентариев очередным «двигателем» аграрной реформы (в который раз, прости Господи) на матушке российской земле, уже получил «добро» Минсельхоза. В Воронеже состоялось выездное заседание его коллегии, на котором и обсуждался местный эксперимент по постепенной передаче сельхозземель «эффективным собственникам» (см. «Крестьянские ведомости» N5-6, 1-15 февраля 2002 г.).
Напомню суть инициативы. Государственное унитарное предприятие «Воронежинвест» берет «шефство» над развалившимися, так и не успев стать на ноги, агрофирмами, АО и проч. и проч., созданными в ходе реформ на базе колхозов и совхозов. Снабжает их техникой, семенами, ГСМ и другими ресурсами. Естественно, назначает и новых управленцев, отдав им для начала 10% акций этих сельхозпредприятий. Если же «выдвиженцы», среди которых немало бывших колхозных председателей и совхозных директоров (за исключением вконец себя скомпрометировавших), при столь мощной поддержке сдюжат и потянут на этот раз бывшие коллективные хозяйства в гору, обеспечат расширенное производство, то становятся, в конце концов, их собственниками. Понятно, включая и сельхозземли.
Правда, аккуратный в словесных дебатах вице-премьер РФ, глава Минсельхоза Алексей Гордеев предпочел не определять однозначно свою позицию относительно воронежского эксперимента, поделившись лишь теми ограничениями, которые правительство намерено закрепить в будущем законе об обороте сельхозземель. Это запрет на их нецелевое использование и продажу иностранным гражданам, ограничение площадей, которые могут находиться в руках одного собственника и т.д.
Но вот что любопытно: многие из участников расширенного заседания коллегии, представляющих 17 регионов Центрального федерального округа, высказались? за национализацию земли. Руководитель агрохолдинга «Стойленская нива» из Белгородской области Федор Клюка, например, назвав воронежский подход к решению земельной проблемы «сомнительным», ни на минуту не сомневается в необходимости этого. Да и сам воронежский губернатор Владимир Кулаков высказался за то, чтобы вернуть поделенные на восходе реформ в нашей стране почти на 12 млн паев сельхозземли государству. А уж оно, как полагает В. Кулаков, будет сдавать их в аренду сроком на 50-100 лет. А вот председатель аграрно-продовольственного комитета Совета Федерации Иван Стариков — обеими руками за рыночный подход к земле. Почему практически во всех сферах экономики — рынок, а земли он до сих пор не коснулся, недоумевает сенатор. И, как бывший замминистра экономики, называет потери, которые, по его расчетам, ежегодно несет государство в результате теневого оборота земель — $10 млрд.
Пришла «страда» и в Госдуму, где, не дожидаясь правительственного законопроекта, во всю кипит работа над уже внесенными проектами будущего закона. Правит пока бал комитет по аграрным вопросам, который все же определен профильным комитетом (а не комитет по собственности, чего опасались аграрии) при подготовке к рассмотрению на пленарном заседании палаты проектов будущего закона. Результаты после довольно бурных дебатов на заседаниях комитета пока скромные: законопроекты чаще всего направляются на предмет подготовки замечаний и предложений к ним президенту, во фракции Госдумы и Совет Федерации, в правительство, законодательные органы власти субъектов РФ и т.д. А вердикты рекомендовать или не рекомендовать прошедшие такое «горнило» варианты к рассмотрению на пленарном заседании будут вынесены уже по получении ответов из этих инстанций.
Весне же до всего этого, понятно, нет никакого дела. С каждым днем она все дальше продвигается на север и будит от зимней спячки российскую землю, которая на юге уже вовсю принимает первые семена. Вышли или готовятся выйти на свои 14,4 млн га обрабатываемых земель более 260 тыс. фермеров, те из почти из 12 млн владельцев земельных паев, между которыми распределены 117,6 млн га продуктивных угодий и которые остались работать на земле. Чьи-то семена примет она весной следующего года, что взойдет к этому времени на российской ниве законотворчества? Размышляя над этим, невольно вспоминаешь летописца Нестора: «Вся земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». Порядка нет, значит,?