В этом году на зерновом рынке выигрывают производители. Положение экспортеров омрачено гигантским ростом цен на внутреннем рынке и хорошим урожаем в Северной Африке — давнем потребителе российского зерна.
Минсельхоз РФ отрапортовал о завершении в России уборки урожая. В этом году было собрано 83,8 млн т зерна в бункерном весе (то есть до очистки и просушки), что практически соответствует показателю на аналогичную дату прошлого года (83,78 млн т). Однако валовой сбор зерна без учета кукурузы снизился на 424 тыс. т и составил 80,79 млн т, валовой сбор пшеницы уменьшился почти на 3,5 млн т (до 47,3 млн т).
Как прогнозируют специалисты зернового рынка, уровень рефакции (потери при очистке и просушке) в этом году составит около 9%, таким образом, валовой сбор зерновых в чистом весе может составить около 76 млн т против 78,2 млн т год назад.
Прошедшие лето и осень оказались весьма нервозным для участников зернового рынка. Цены на зерно нового урожая внутри страны росли практически ежедневно, что, безусловно, радовало производителей, но заставляло нервничать экспортеров, у которых дельта между закупкой зерна и продажей становилась все меньше. Но ситуация на Украине (правительство фактически перекрыло там экспорт), а также погодные проблемы во многих странах заставили расти и внешние цены, что помогло экспортерам не уйти в минус. Правда, в итоге, прогнозируют эксперты, производители в этом году получат существенную прибыль, а доходность экспортеров изрядно сократится.
Несмотря на то, что в настоящее время цены на экспортную пшеницу (3 и 4 класса) и фуражный ячмень достигли исторического максимума — порядка $200 и $185/т соответственно, увеличившись за год более чем на 20%, — динамика внутренних цен оказалась еще выше.
По данным исполнительного директора аналитического агентства «СовЭкон» Андрея Сизова, внутренние цены на пшеницу 3 класса выросли в 1,5 раза, с 2800 руб/т в прошлом году до 4500 рублей в этом году. Основная причина — повышенный спрос со стороны экспортеров, который провоцирует сельхозпроизводителей придержать свой товар сегодня в надежде завтра продать его еще дороже.
«А экспортерам нужно выполнять свои форвардные контракты, заключенные еще весной, и они готовы платить все больше и больше, потому что невыполнение контрактов грозит штрафными санкциями, — говорит А. Сизов. — Я думаю, что многие из них по форвардным контрактам продают уже себе в убыток».
«Маржа экспортеров сократилась на 30%, в этом году и обемы экспорта будут явно ниже прошлогодних, — прогнозирует глава Зернового союза Аркадий Злочевский. — Если за прошлый сезон (июль 2004 года — июль 2005 года) было продано 13,1 млн т зерна, то в этом году экспорт вряд ли поднимется выше отметки 10 млн т».
По мнению генерального директора российского офиса одного из ведущих мировых трейдеров Nidera Дмитрия Калянина, пшеницы по сравнению с прошлом годом будет продано за рубеж на 1,5-2 млн т меньше (с 10 млн до 8-8,5 млн т, к настоящему моменту — 3,6 млн т). «Это связано со снижением урожая в этом году и повышением потребления фуражного зерна на внутреннем рынке — за счет развития производства больше стали потреблять птицефермы и спиртзаводы», — отмечает Д. Калянин.
А. Сизов добавляет, что произошло сокращение спроса со стороны североафриканских стран — там в этом году увеличился урожай. «В прошлом году Египет купил 2,7 млн т зерна, за три месяца этого года (июль-сентябрь) — 600 млн т, причем в сентябре лишь 192 тыс. т — это явно понижательная динамика», — говорит А. Сизов. Правда, по его мнению, снижение спроса со стороны Египта может компенсировать увеличение спроса со стороны Индии. Там и урожай оказался меньше обычного, и внутренние производители стали больше зерна реализовывать на внешнем рынке, поскольку их не устраивает система госзакупок, когда правительство страны, ратуя за справедливую цену сельхозпродукции, покупает зерно по ценам несколько ниже рыночных. А Россия сегодня предлагает 1 т зерна на $10 дешевле, чем у конкурентов.
Также, по мнению А. Сизова, причиной снижения экспорта может стать и снижение заинтересованности в нем международных экспортеров, работающих в России, из-за повышательного тренда внутренней цены.
Но отчаиваться экспортерам не стоит. В будущем ситуация может измениться. Рост цен на зерновые обычно приводит к тому, что сельхозпроизводители вкладывают больше средств в следующий урожай с целью повысить урожайность или освоить новые посевные площади, отмечают эксперты, и поэтому предложение в следующем году должно увеличиться, а значит, рост цен приостановится. Но это при условии, что погода будет благоприятной.
На фоне отставания темпов роста внутреннего рынка от внешнего, при нынешней мировой конюнктуре, станет возможным экспорт зерна не только с Юга России, но и из Центральных районов РФ (уже оттуда начались первые поставки на внешний рынок), — отмечает коммерческий директор Bunge CIS Дмитрий Филатов.
К тому же росту экспорта, вероятно, будет способствовать ситуация на Украине. 30 сентября там было принято решение до 1 ноября ввести лицензирование для компаний, экспортирующих зерновые культуры. Пока что с лицензиями большие проблемы и экспортируется крайне мало. Также правительство Украины собирается ввести квоты на экспорт, но пока они не введены, а это отпугивает потенциальных покупателей, которые боятся, что их контракты окажутся неисполненными.
По словам А. Сизова, такая ситуация на руку российским экспортерам. Покупатели российского и украинского зерна одни и те же — для них нет разделений — вся наша продукция входит в понятие черноморской пшеницы. А кроме того, наш покупатель весьма специфичен — это те, кто приобретает зерно небольшими партиями — Ливан, Израиль, Алжир, Египет. Америка и Европа продают зерно судами, а мы по 5-10 т — именно на долю таких поставок приходится половина российского и украинского экспорта. Поэтому с уходом Украины с рынка новых конкурентов у нас не будет. В результате Россия может увеличить свои экспортные поставки на 1,5-2 млн т, считает А. Сизов.


