Трудный хлеб. Элеваторы остаются наиболее привлекательными активами для агрохолдингов

Вторник, 20 октября 2009, 18:43

Одним из основных источников доходов аграрных холдингов остаются трейдинговые операции. Каждый холдинг стремится интегрировать в свою структуру как можно больше хлебоприемных предприятий, крупных зернохранилищ.

Полный контроль над приемом и хранением сырья гарантирует трейдерам рост обемов зерновых операций, а также сохранность и правильную оценку качества зерна. Однако есть инвесторы, которые стремятся доказать, что и производство зерна может быть высокорентабельным.

Валовая продукция сельского хозяйства губернии, по прогнозам областного министерства экономического развития и инвестиций, в 2004 году составит 102% к уровню прошлого года. Чиновники отмечают невысокий темп роста, в первую очередь связывая это с менее благоприятной, чем ожидалось, ситуацией с производством зерна. В этом году собрано около 1,5 млн тонн, что почти на 7% выше уровня прошлого года, однако ниже прогнозируемых показателей. Стоимость нынешнего зернового урожая, по самым приблизительным оценкам, должна составить $150-200 млн. Большая часть этой суммы по-прежнему достанется зерновым трейдерам и переработчикам. Финансовая безграмотность аграриев создает благоприятные условия для охотников за сиюминутной выгодой. Часть мелких перепродавцов продолжает использовать тактику, откровенно разоряющую хозяйства. Кредитуя сельхозпредприятия весной под будущий урожай, трейдеры изначально закладывают в договор низкую цену на зерно и вне зависимости от рыночной конюнктуры скупают его осенью за бесценок. Этот тип трейдинга был чрезвычайно распространен в 90-е годы, однако не изжил себя до сих пор.

Более крупные операторы местного зернового рынка, заинтересованные в долгосрочном сотрудничестве с сельчанами, продолжают формировать интегрированные структуры, контролирующие процесс хранения и переработки зерна. Большая часть крупных элеваторов, хлебоприемных предприятий в настоящее время поделена между несколькими игроками. ОАО «Синко» контролирует Безенчукское хлебоприемное предприятие и Толкайский элеватор, Кинель-Черкасский мукомольный завод ОАО «Мукомол» (мощность 200 тонн в сутки). В структуре компании работают два трейдера — «Синко-Трейд» и «Сатко» . Один из крупнейших элеваторов — «Самарский элеватор» , емкостью около 100 тысяч тонн, удалось взять под контроль владельцу фирмы «Кадир, экспорт-импорт» Шамилю Аюпову . Несколько элеваторов входит в структуру холдинга, создаваемого вокруг ОАО «Самараоблагро-промснаб», и в частности Безенчукский элеватор (емкость более 160 тысяч тонн), Тольяттинский элеватор «Жито» , с недавнего времени — Самарский комбикормовый завод, за который до последнего боролось и «Синко». Основным активом СКЗ является элеватор на Хлебной площади, общей емкостью 55 тысяч тонн, позволяющий, как и «Самарский элеватор» Аюпова, отгружать зерно на воду, что считается очень ценным параметром для трейдеров, практикующих экспорт. Доходы элеваторов от хранения тонны зерна в 5-10 раз ниже выручки трейдеров. Однако полный контроль за процессом приема и хранения гарантирует трейдерам сохранность и адекватную оценку качества их зерна. Искусственное занижение класса принимаемого на хранение зерна до сих пор является основным источником доходов некоторых элеваторов. Кроме того, махинации с зерном, распространенные на элеваторах, никогда не давали сторонним трейдерам уверенности в том, что они получат назад зерно того же качества и в нужный момент. Смена собственников в ближайшее время ожидает неэффективно управляемый прежними хозяевами Неприкский элеватор, интерес к которому проявляют инвесторы. Наиболее проблемная ситуация сложилась на обремененном большими долгами Погрузнинском элеваторе, который в нынешнем финансовом состоянии не привлекателен для инвесторов. Однако, по информации «СО», ряд самарских структур уже выразил готовность участвовать в процедуре внешнего управления предприятием.

Большинство экспертов «СО» считают, что область имеет избыточное количество элеваторов и перерабатывающих мощностей, в результате чего ни одно из зернохранилищ и мукомольных предприятий не загружено полностью. И это несмотря на то, что самарские элеваторы принимают не только самарское сырье, но и зерно из соседних регионов, в частности Оренбурга и Татарстана. Более активная бюджетная поддержка сельхозпроизводителей в этих регионах снижает себе-стоимость зерна, что побуждает аграриев продавать свою продукцию соседям, у которых сырье оценивается дороже. Между тем самарские хлебозаводы периодически сталкиваются с проблемой определенного дефицита сырья. Отчасти она связана с затишьем на рынке, наблюдающимся в данный момент: большинство трейдеров заняли выжидательную позицию и не продают зерно. С другой стороны, сказывается то, что далеко не все мельницы удобно расположены для самарских хлебозаводов. Видимо, по этой причине источник «СО» на самарском хлебозаводе 2 обратил внимание на возникший в Самаре после остановки мукомольных заводов 1 и 2 дефицит сырья, который не позволяет предприятию создавать достаточные запасы муки. По его словам, хлебозаводу приходится возить муку с Алексеевской мельницы, из Новосемейкино, Кинель-Черкасс и даже Сызрани.

Интерес к непосредственному производству зерна со стороны крупных инвесторов невелик. Всплеск инвестиционной активности, наметившейся было несколько лет назад, закончился провалом нескольких проектов. В результате инвесторы не только потеряли вложенные в сельское хозяйство средства, но и увязли в многомиллионных долгах. В качестве главного фактора, препятствующего рентабельности сельского хозяйства, эксперты, как правило, называют не дефицит инвестиций, а отсутствие культуры производства и управления. Один из наиболее ярких примеров неудачных инвестиций — завершившийся в этом году развал Железнодорожной продовольственной корпорации, в которую некогда входили Безенчукская база сельхозтехники, Безенчукский комбинат хлебопродуктов, Неприкский элеватор, хозяйство Гвардейцы , Безенчукский элеватор и Безенчукский картофелеперерабатывающий завод. На протяжении последних двух лет ЖПК пришлось распродать практически все свои активы, а картофелеперерабатывающий завод — единственный оставшийся в собственности корпорации — находится в завершающей стадии банкротства.

Между тем, по оценкам экспертов, производство зерна может приносить прибыль только в укрупненных хозяйствах, имеющих площадь пашни не менее 4-5 тысяч га. Интегрированные структуры могут приобретать более крупные партии техники, семян, удобрений, средств защиты растений и соответственно получать дополнительные скидки. В итоге себестоимость единицы продукции существенно ниже. Мощному хозяйству значительно проще привлекать кредитные средства и заключать договоры лизинга. Укрупнение сельхозпредприятий — одна из основных позитивных тенденций, наблюдающихся в губернском аграрном секторе. Некоторые из таких земледельческих «холдингов» обединяют до нескольких десятков тысяч га путем поглощения низкорентабельных предприятий и хозяйств, находящихся в предбанкротном состоянии. В пример приводятся крупные хозяйства под руководством Туманова в Ставропольском районе и Дмитриева в Больше черниговском районе. По данным областного министерства сельского хозяйства и продовольствия, Ставропольский, Челно-Вершинский и Кошкинский районы губернии с точки зрения отдачи земельных угодий являются наиболее инвестиционно привлекательными. Кроме того, потенциальный интерес для инвесторов представляют Волжский, Безенчукский и Красноярский районы. Обективность этих данных подтверждается и результатами уборки зерновых в нынешнем сезоне. При средней урожайности зерновых культур в губернии в 13,3 ц/га урожайность по Ставропольскому району составила 24 ц/га, Кошкинскому — 19,0 ц/га. При этом в Кошкинском, Клявлинском, Челно-Вершинском районах продовольственным кондициям — 3 и 4 классу — соответствует более 80% проверенных партий.

Аграрный холдинг полного цикла пытается строить ОАО «Синко». Сегодня под управлением «Синко» находятся 12 хозяйств в Кинель-Черкасском, Богатовском, Кошкинском районах Самарской области, а также в Саратовской области общей площадью пашни около 50 тысяч га. По словам директора сельскохозяйственного департамента ОАО «Синко» Ольги Гришковой , ежегодные вложения компании в аграрное производство превышают 150 млн рублей. Все сельскохозяйственные предприятия, которые вошли в «Синко», находились в тяжелом финансовом состоянии: налоговые неплатежи, долги и, главное, неэффективное производство. «Мы выкупаем инфраструктуру, — рассказывает Ольга Гришкова, — вырученные хозяйствами деньги идут на зарплату, погашение кредиторской задолженности». В «Синко» считают, что предприятия холдинга могут добиться рентабельности производства зерновых и масличных в размере не менее 20%. Команду управленцев в хозяйствах, как правило, «Синко» не меняет, однако жестко контролирует их деятельность, заставляя придерживаться утвержденного в холдинге бизнеса-плана. По словам г-жи Гришковой, холдинг стремится в течение трех лет обновлять парк сельхозтехники в подконтрольных хозяйствах. Сокращать расходы позволяет централизованное снабжение предприятий, начиная от закупки удобрений и средств защиты растений до приобретения техники. Подконтрольные земледельческие хозяйства имеет и «Кадир, экспорт-импорт». Однако пока серьезное внимание крупных трейдеров к возделыванию земли скорее исключение, чем правило. Например, генеральный директор ОАО «Самараоблагропромснаб» Сергей Цишнатти заявил «СО», что компания не планирует создавать агрохолдинг с замкнутым циклом и заниматься выращиванием зерна.

 
Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля