Чем нас накормят в XXI веке?

Вторник, 20 октября 2009, 18:36

Ответ на этот вопрос 20 июня на "круглом столе" с одноименным названием искали эксперты Фонда комплексных прикладных исследований.

Вопрос без натяжек о национальной безопасности. Тем более для России, которая последние десять лет меньше всего заботилась о сельском хозяйстве.

Были дела поважнее урожая пшеницы и надоя молока. Сельское хозяйство невнимания к себе не терпит и жестоко мстит за это. Российские поля уже который год держат безоговорочное лидерство по числу сорняков на гектар. Поголовье коров сократилось в два раза: было 24 млн, осталось 11 млн. По прогнозам экспертов, в ближайшие год-два коровье стадо уменьшится еще на 2 млн.

СССР всегда пытался догнать и обогнать Америку. Особенно рьяно в сельскохозяйственном секторе. Наверное, поэтому значительная часть дискуссии была посвящена вопросу, где мы сейчас в сравнении с Америкой: можно ли приблизиться к американской продовольственной мечте? Директор Института конюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько сказал, как отрезал:

Не только Россия, ни одна страна мира в обозримой перспективе, похоже, неспособна догнать Америку по сельскому хозяйству.

Америка сделала такой большой скачок в технологиях, используемых в сельском хозяйстве, что всему остальному миру прыгать и прыгать. Рылько даже считает возможным сравнивать точность применяемых американцами технологий с американским же высокоточным оружием последнего поколения. Позволим себе вступить в полемику с господином Рылько и заметить, что американское оружие зарекомендовало себя в Ираке не столь точным, как сельскохозяйственные информационные технологии под общим названием GPS general position sistems. На полях, обрабатываемых по технологии GPS, главный не агроном, а компьютер. Выглядит это так: в машине, которая едет по полю, установлен компьютер. Этот компьютер через спутник получает информацию о состоянии каждого дюйма земли: сколько в почве кальция, сколько азота, какая сегодня влажность и т. п. Более того, спутник вооружает фермера знаниями о состоянии каждого растения на поле. После этого компьютер обрабатывает все сведения и тут же дает команду машине сколько и каких удобрений нужно внести на каждый сантиметр.

И вправду далеко от российской действительности: летит над полем "кукурузник" и щедро распыляет химикаты куда надо и куда не надо.

Америка высокоточным методом выращивает на сегодняшний день 50% свеклы и картофеля, по другим культурам показатели скромнее. Но, как прогнозирует Рылько, доля хай-тека в сельском хозяйстве США с каждым годом будет возрастать. Выгода-то налицо. Работников на автоматизированное поле требуется куда меньше, производительность труда выше, а удельная себестоимость ниже. Цена такой продукции всего на 20% выше, чем в России, а качество несопоставимое.

В итоге разрыв по производительности труда в сельском хозяйстве в России и США в 20 раз, по числу используемой рабочей силы в 10 раз, подытожил директор Института конюнктуры аграрного рынка.

По его мнению, есть 21 причина, по которой Россия неспособна перенять технологические новшества Америки. Но все не так плохо. Есть два, но стратегических, преимущества, по которым нас еще рано списывать со счетов. Во-первых, в России сохранились крупные поля, которые по своим масштабам аналогичны американским. Это действительно важное преимущество, поскольку, к примеру, в Европе так аграриям не разгуляться. Во-вторых, в России уже сложились агрохолдинги, которые ориентированы на современный менеджмент и в состоянии привлечь капитал.

Константин Скрябин, директор Центра биоинженерии РАН, убежден, что трагедия России заключается в том, что мы продолжаем идти по пути машинного сельского хозяйства. И при всем при этом журналисты рьяно убеждают население, что современные способы, биотехнологии от дьявола.

Если мы и дальше так будем воспринимать биотехнологии, если не перейдем на трансгены, то через десять лет сдохнем все, был категоричен Скрябин. В мире генетически модифицированными культурами засеяно уже 60 миллионов гектаров. В России ни одного квадратного метра!

Пользуясь случаем и участием в "круглом столе" председателя совета директоров "Вимм-Билль-Данна", г-н Скрябин принялся растолковывать ему преимущества биотехнологий без посредников глупых и непрогрессивных журналистов.

Сейчас для того, чтобы сделать сок из тропических фруктов, вы вынуждены закупать массу фруктов в разных странах. Биотехнологии позволяют создать один фрукт, в котором будут вкусы сразу всех. Биотехнологии экономят деньги. Генетически модифицированный сорт картофеля "Невский" отличается от обычного только одним: колорадский жук от него отваливается. Г-н Якобашвили перспективой проникся:

Россия все равно придет к биотехнологиям. Будущее за генной инженерией. Почему бы нам не быть первыми? У меня в Волгоградской области есть хозяйство, я готов выделить в нем часть земли под генетически модифицированные культуры и попробовать.

После "круглого стола" Давид Михайлович и Константин Георгиевич удалились вместе видимо, договариваться о деталях сотрудничества. Что насторожило. Если Константин Георгиевич найдет понимание и поддержку еще у нескольких олигархов, Россия точно через пару лет будет сплошь засеяна трансгенами. Тогда от голода мы не передохнем. Но вот вопрос: не передохнем ли от картошки, от которой жук благоразумно нос воротит? Тридцать лет генно-инженерных экспериментов над природой недостаточно, чтобы твердить о безопасности.

Самое страшное, что о безопасности не думает власть, которая по своему статусу обязана заботиться об этом в первую очередь. Первый заместитель министра промышленности, науки и технологий Михаил Кирпичников всецело поддержал идею внедрения биотехнологий. Впрочем, чему удивляться власть в России никогда не отличалась большой заботой о своих гражданах.

Теоретики от сельского хозяйства долго пытали Якобашвили и других аграриев-практиков, какой, на их взгляд, должна быть роль государства в развитии сельского хозяйства. Вопрос в связи с тем, что и США, и Евросоюз очень щедро субсидируют своих фермеров, Россия все последние десять лет только ставит подножки. Давид Михайлович ответствовал трезво и без дипломатических уверток:

Государство должно заниматься сельским хозяйством, но не будет. Ему все еще не до коров. Ему бы реки повернуть, судебную систему перевести в Санкт-Петербург в общем, есть на что деньги потратить. Так что придется без него коровами заниматься.

Валерий Литвинов, гендиректор Щелковской птицефабрики, был не согласен. Требовал пусть не денег, так хоть законов, внятных правил игры. Якобашвили опустил мечтателя на грешную землю:

О каких законах вы говорите! У депутатов скоро выборы. Потом им минимум два года на обустройство понадобится. Ну до законов ли им? А потом, глядишь, и снова выборы. Не будет пока нормальных правил игры. Не ждите.

Их отсутствие вовсе не смущает сокового короля. Он убежден, что бедственное положение сельского хозяйства обясняется только тем, что слишком мало времени прошло после распада СССР. Просто первые годы новой жизни капитал работал в более быстро оборачивающихся видах бизнеса, а теперь как раз настало время сельского хозяйства. Вот "Интеррос", "ЛУКойл", другие мощные компании уже вплотную занимаются этим сектором.

Дальше больше. Сейчас такие умные ребята заканчивают институты, с таким энтузиазмом и знанием дела работают в аграрной сфере… Когда 30-40 тысяч таких ребят наберется, мы накормим не только Россию, но и весь мир, успокоил Давид Михайлович.

Владимир Кожанов, депутат Госсобрания Республики Марий Эл, поддержал Якобашвили:

Главная проблема бедственного положения сельского хозяйства люди. Нет грамотных менеджеров, которых хотят и умеют работать. Пока они не появятся, говорить о новых технологиях бессмысленно. Полупьяный, только и думающий о том, где что плохо лежит, крестьянин Россию не накормит.

С этим трудно не согласиться. Китайцы, американцы, австралийцы и прочие не пьют, не воруют. Они-то и будут кормить Россию, пока мы за ум не возьмемся.

 
Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля